ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА И ПРОГНОСТИКА.

Единой исследовательской основой для всех политологических исследований является политический анализ.

В широком смысле под политическим анализом понимают все научные исследования политики, а в узком, прикладном смысле, политический анализ – это объективное изучение конкретных проблем, поиск их наиболее приемлемых решений и определение необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности.

Сосредоточенность политического анализа на исследовании конкретных проблем затрагивает различные области политического пространства и не имеет строго определенных, однотипных источников, связей и иных аналогичных параметров. А ориентация на вычленение конкретной проблемы в рамках реально сложившихся обстоятельств, по сути дела, превращает политический анализ в форму ситуационного научного исследования.

При анализе проблемных ситуаций, прежде всего, обращают внимание на анализ структуры основных участников политических событий с учетом их иерархии, где обращается внимание на территориальные, региональные, этнические, социально-экономические и политические группы людей с учетом их взаимосвязей.

Технология формирования и проведения целенаправленной политической линии находится в зависимости от характера политической системы, финансовых возможностей и иных факторов. В то же время одним из универсальных технологических звеньев принятия решений, лежащим в основе выработки политической линии является политическое прогнозирование.

Политическое прогнозирование представляет собой форму гипотетического отражения политики будущего, раскрывающего совокупное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на развитие политической деятельности. Стремление спроектировать политическое будущее основывается как на научных рекомендациях, так и на накопленном практическом опыте в той или иной области жизни, а также на данных о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты.

Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, исторические, психологические, экономические, этнографические исследования, все, что содержит знания о факторах, оказывающих воздействие на ход политических процессов.

Политическое прогнозирование по своему характеру может быть поисковым и нормативным. Поисковое прогнозирование направлено на определение наиболее вероятных тенденция развития, на предвидение и предварительный анализ возможной трансформации политической ситуации.

Нормативное прогнозирование обозначает конкретные действия, ведущие к достижению сознательно поставленных целей, а следовательно, и определение соответствующих критериев, приоритетов, методов поведения акторов и иных характеристик деятельности.

По срокам прогнозы бывают оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Любой прогноз, в том числе и политический, носит вероятностный характер. С увеличением срока степень вероятности предсказываемых событий снижается.

Неотъемлемым технологическим звеном и механизмом обеспечения ряда политических процессов является политическое консультирование. Например, и в сфере принятия решений, и в электоральном процессе согласование интересов или избрание депутатов длительное время осуществлялось непосредственными участниками этих действий, не предусматривая никаких дополнительных специальных функций при реализации этих целей. Однако со временем ситуация стала существенно меняться. Особенно в таких базовых политических процессах, как выборы и государственное управление, где наиболее ярко выявилась потребность в высококвалифицированных действиях. Учитывая специальный характер такого рода функций, которые не мог выполнить сам кандидат или его ближайшие помощники, их выполнение потребовало подбора соответствующих исполнителей-специалистов.

Специалист-консультант стал носителем современного научного знания и передового опыта, готовый сформулировать объективную оценку интересующего клиента состояния дел (ситуации) и на этой основе удовлетворить его потребности в тех или иных областях его управленческой деятельности.

Итак, на протяжении ХХ века институт консультирования постепенно утверждался в качестве неотъемлемого механизма совершенствования управленческой деятельности в различных областях политической жизни.. К настоящему времени он превратился в институт специализированного анализа социальных и политических процессов, предоставляющий свои результаты определенному «заказчику».

Сегодня политическое консультирование – это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. По сути дела он стал механизмом совершенствования практики управления и руководства политическими процессами и организациями, рационализации их структуры, последовательности действий и т.п.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

- формулировка верной рекомендации руководству организации по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;

- предоставление данной рекомендации нужному лицу в соответствующей форме, в необходимое для него время и в удобном месте;

- снижение деловых рисков в управленческой деятельности клиентов, повышение надежности принимаемых решений;

- помощь руководству и персоналу организации в освоении современных методов эффективного управления, в результате чего повышается творческий потенциал коллектива и его руководства, растет их способность к принятию эффективных и своевременных решений в соответствии с поставленными целями.

В процессе взаимодействия с клиентом консультант должен неукоснительно руководствоваться интересами дела, не подлаживаться под стремление клиента и не создавать видимость благополучия, не стараться получить заранее запрограммированные результаты. Получив же те или иные выводы и рекомендации он ни в коем случае не должен давить на клиента, настаивать на внедрении предлагаемых им новшеств. Он не должен забывать, что его рекомендации – только часть управленческой информации, существующей в контексте замыслов клиента, что именно клиент несет ответственность за принятие решений.

 

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ И ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ВОПРОСЫ: 1. Политическая мысль Древнего Востока.