Понятие эффективность
Понятие эффективность в самой общей форме означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространён подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам. Повысить эффективность — значит добиться наибольших хозяйственных результатов при минимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Однако при этом необходимо учитывать, что качественное состояние эффективности постоянно наполняется новым содержанием под воздействием ускоряющегося научно-технического прогресса.
Проблемы эффективности рассматривались, во-первых, в народнохозяйственном аспекте, как эффективность всего общественного производства, выражающая соотношение конечного результата производства — продукта с затратами совокупного общественного труда на его получение. В качестве затрат рассматривались затраты как живого, так и овеществлённого в продукте человеческого труда. Вторым направлением было рассмотрение проблем эффективности на уровне отраслей и предприятий, где интегральным показателем эффективности выступала, как правило, рентабельность.
Часто трактовка эффективности как соотношения результатов и затрат сводилась, по сути, к производительности — соотношению количества продукции с величиной затрат на её производство, поскольку не учитывалась полезность производимых благ и степень реальной потребности в них. В результате высокоэффективные с точки зрения затрат ресурсов, трудо-, материале- и энергосберегающие технологии использовались для производства продукта с невысокой и даже отрицательной общественной полезностью, Эффективность, ('ведённая только к максимизации эффекта (результата) при данных затратах ресурсов или минимизации затрат для получения заданного эффекта, приводит к акцентированию внимания на производстве и недоучёту потребления, его влияния па распределение используемых ресурсов.
В современной рыночной экономике эффективность определяется не только и не столько экономичностью и производительностью, но и правильным выбором целей, наиболее полно и достоверно учитывающих величину и характер потребностей. Отличие эффективности от результативности заключается в том, что последняя позволяет делать вещи правильно, в то время как эффективность позволяет делать правильные вещи.
Разделение экономичности, производительности и результативности является далеко не условным, учитывая большое множество примеров, когда требования экономичности и производительности вступают в противоречие с критерием эффективности, особенно, как будет рассмотрено далее, в деятельности образовательных учреждений.
Достижение поставленных результатов также часто не тождественно эффективности затрат. Уже одно то, что одних и тех же социальных или экономических эффектов, результатов при равных начальных условиях можно добиться за различные периоды времени, свидетельствует о различной эффективности мероприятий, направленных на достижение этих эффектов.
Невозможно оспаривать важность показателя прироста количества общественного продукта в расчёте на единицу финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Но достижение такого прироста не самоцель, а средство социально-экономического прогресса, инструмент воспроизводства и развития человека и общества.
Разные учёные рассматривали, как правило, изолированно различные грани эффективности.
Многие авторы различают социальную и экономическую эффективность трактуют их как два вида эффективности человеческой деятельности. Такой подход нашёл отражение в политико-экономическом словаре О.И. Ожерельева, где социальная эффективность рассматривается как соответствие результата хозяйственной деятельности социальным целям общества. Соотношение социальной эффективности с эффективностью экономической имеет смысл при трактовке её в узком смысле. Традиционное понимание эффективности как отношения результата к затратам является всего лишь количественным её выражением, причём в наиболее простейших случаях, и не раскрывает содержания самого понятия.
В тех случаях, когда надо оценить эффективность какого-то явления, определяющегося не одним фактором, а их набором, или оценить эффективность многопараметровой системы в технике или экономике, эта задача уже оказывается задачей выбора оптимального варианта достижения цели, а социальная эффективность выступает как совокупность локальных социальных результатов.
Эффективность проявляется и как характеристика системы, показывающая степень оптимальности её движения по направлению к цели.
В связи с традиционным пониманием эффективности как отношения результата к затратам, и тем, что определить затраты, вызвавшие социальный эффект, очень трудно и часто невозможно, то сам итог, результат рассматривается как эффективность.
Именно взаимосвязь и взаимообусловленность экономики и достигнутого на её основе уровня социального развития делают правомерным использование для анализа эффективности работы образовательных учреждений понятие социально-экономической эффективности, рассматриваемой не просто как сумма социального и экономического результатов, а как сложная интегрированная система оценки результатов функционирования системы образовательных учреждений и её отдельных компонентов.
В экономической литературе предпринималось довольно много попыток оценить эффективность результата деятельности образовательных учреждений — образования. Одной из первых попыток был расчёт «ценности населения» Англии и Уэльса, сделанный В. Петти в 1664 году. В исследованиях конца XIX — начала XX века Я.П. Янжула, А.И. Чупрова, К.Я. Воробьёва, А.Е. Лосицкого прослеживалась связь между образовательным уровнем (грамотностью), профессионально-отраслевой структурой населения, трудовым стажем и заработком.
- Образование создаёт несколько видов эффектов:
- Экономический — рост производительности труда и снижение трудоёмкости, снижение материалоёмкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности;
- Ресурсный - высвобождение ресурсов па предприятии: материальных, трудовых и др.;
- Технический - появление повой техники и технологии, открытий, изобретений, ноу-хау и других нововведений;
- Социальный - повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности Труда, снижение доли тяжёлого ручного труда.
Показатель экономического эффекта определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период обучения.
В советское время наиболее известной попыткой оценки экономической роли образования, не потерявшей своего значения и сегодня, является работа С. Г. Струмилина «Хозяйственное значение народного образования». В связи с разработкой десятилетнего плана развития общеобразовательной школы, цель которого состояла в том, чтобы обеспечить на первом этапе всеобщее обязательное обучение в объёме 4-летнего начального образования, он подсчитал общие затраты на осуществление этого плана за 10 лет в размере 1622 млн руб. Прирост национального дохода составил в течение 5 лет за счёт повышения образовательного уровня и квалификации рабочей силы — свыше 2 млрд. руб. В 1962 году С.Г. Струмилин предложил новый расчёт экономической эффективности образования в масштабе всего народного хозяйства по усовершенствованной методике.
Многие теоретики человеческого капитала усматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в быстром приросте человеческого капитала, и в увеличении валового национального продукта от затрат или инвестиций на образование. Одним из первых размеры человеческого капитала в США рассчитал в 60-х годах Т. Шульц: стоимость одного года обучения каждого уровня (с учётом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к данному моменту времени. По его расчётам, образовательный капитал, воплощённый в населении США в 1969 г., составлял 1307 млрд долл.; образовательный капитал, воплощённый в рабочей силе, — 873 млрд долл., а воспроизводимое материальное богатство — 1617 млрд долл. С 1929 по 1969 год темп роста фонда образования опережал темп роста физического капитала примерно в 2 раза и соответственно составил 4,1 и 2%.
Зарубежные учёные разработали целую систему измерения результативности образования не только по уровню академических достижений, но и по финансовым показателям, т.е. по окупаемости первоначальных материальных затрат — «Возвращение к вкладам».
Аналогичные расчёты, но по иной методике сделал известный российский учёный В.И. Марцинкевич. По его расчётам, фонд образования рабочей силы США в 1983 г. достиг 2104 млрд долл.; фонд образования населения — 2721 млрд долл., а вещественное национальное богатство — 3941 млрд долл. С 1952 по 1983 г. в США фонд образования в расчёте на одного занятого вырос в 3,8 раза, а капиталовооружённость в частном секторе — в 2,3 раза. Уровень вооружённости рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., тогда как вооружённость работника вещественным капиталом — 15,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже.
Средства, затрачиваемые на обучение в школе и на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, окупаются тем, что в течение ряда лет функционирует труд более высокой производительности, обеспечивающий прирост национального дохода. Квалифицированные рабочие лучше выполняют каждую трудовую операцию, допускают меньше дефектов в работе и создают продукты более высокого качества, уменьшая количество брака. Рабочий, имеющий более высокий разряд, скорее усваивает передовые приёмы труда и более прогрессивные технологические процессы.
Расчёты показали, что образование рабочего в объёме двух классов повышает производительность его труда на 29%, трёх 1 классов — на 37%, четырёх классов — на 43%, пяти классов — па 48%, шести классов — на 52%. Наибольший эффект дают годы 1 обучения в старших классах, которые обеспечивают 81,4% прироста квалификации. С.Л. Костанян подсчитал, что на каждый \ процент прироста среднего уровня образования работников в период 1970-1979 гг. приходилось примерно 1,73% прироста национального дохода, на 1 рубль расходов на образование отдача составляла в 1979 году 5,2 руб.
Эффект образовательных учреждений проявляется не только непосредственно при оказании образовательных услуг и вложении средств в образовательные учреждения, но и по истечении достаточно длительного периода времени, когда работник, получивший необходимый уровень образования, начинает использовать усвоенные знания в своей профессиональной деятельности, и выражается не и прямых показателях «экономии», а в косвенных показателях (изменения производительности труда, экономических результатов производства).
В связи с тем, что сегодня отмечается социально-экономическая потребность общества в высококвалифицированной рабочей силе и сознательных гражданах, по данным американских экономистов, по степени важности среди всех источников повышения производительности образование делит второе — третье места с экономией на масштабах производства. Говоря о вкладе образования в общий объём валового национального продукта, они называют различные цифры — от 16,6 до 33,3%. Для России это очень большие цифры, так как ВВП России по оценкам экономистов состоит на 88% из ренты от природных ресурсов.
Российские специалисты считают, что 1 год образования даёт такой же экономический эффект, как 2,6 года производительного труда; повышение уровня образования и квалификации работников ведёт к росту производительности труда, обеспечивающему увеличение национального дохода на 27-30%, а каждый рубль, вложенный в образование, приносит около 3 рублей дополнительного дохода.
Недоучёт этих факторов привёл к технологической, а вслед за ней и экономической катастрофе СССР, так как уровень квалификации рабочих в СССР в 80-е годы был значительно ниже, чем требовало производство: средний квалификационный разряд рабочих в промышленности отставал от среднего разряда работ на целую единицу. Факторы образованности общества продолжают слабо учитываться российским руководством, что приводит к значительным потерям страны уже сегодня и может принести к еще большим потерям в будущем. Комиссия Совета Европы по образованию сделала оценку потерь России из-за «утечки умов» в период 90-х годов и пришла к выводу, что эти потери составляют 50-60 млрд долл. в год.
Принципиальные трудности применения методов анализа эффективности затрат к инвестициям в образовательные учреждения и разброс получаемых результатов вызваны не только тем, что качество образования трудно измерить. Проблема состоит ещё и в выявлении характера причинно-следственной связи между затратами на образование и его качеством. То есть вопрос заключается в том, насколько повышение или понижение затрат на образовательные учреждения ведёт к повышению или понижению качества образования.
Проводимая в США национальная оценка знаний учащихся свидетельствует, что показатели успеваемости выше средних обеспечиваются только в школах с материальным оснащением, далеко превышающим средний уровень. В то же время эффективность образовательных учреждений зависит не только от размеров инвестиций; важную роль играют многие системные факторы: структура самой системы образования, характер взаимодействия её элементов, качество действующих образовательных программ и их совместимость в различных образовательных учреждениях, эффективность подготовки профессорско-преподавательского состава и т.д.
Поэтому начали пристально рассматриваться проблемы распределения инвестиций в образовательных учреждениях между различными видами расходов, с тем чтобы эффективность инвестиций оказалась наибольшей.
Можно выделить группу факторов, воздействие которых на качество образования настолько очевидно и существенно, что практически никогда не оспаривается. Это факторы, связанные с обеспеченностью учебниками и другими учебно-методическими пособиями и материалами. Однако, несмотря на высокую эффективность инвестиций в учебно-методические материалы, возникают вопросы: в какие виды и типы учебных пособий наиболее эффективно вкладывать средства, а также какова необходимость их соответствия с инвестициями в другие факторы учебного процесса.
Зарубежные учёные подсчитывают «доходы» общества от деятельности образовательных учреждений не только в виде роста совокупного общественного продукта, но и снижения уровня преступности, безработицы; снижения расходов на здравоохранение из-за повышения уровня культуры и более сознательного отношения человека к своему здоровью; увеличения шансов трудоустройства для более образованного человека и т.н. Также отмечают социально-нравственную результативность образовательных учреждений в США.
Эффективность образовательных учреждений можно подразделить, на внутреннююи внешнюю.Внутреннюю эффективность рассматривают как педагогическую, или эффективность
функционировании самой системы образования. Внешнюю эффективность часто рассматривают как экономическую эффективность, подразумевая отдачу, получаемую от использования образовательного фонда (человеческого капитала), представляющего собой в лице подготовленных специалистов конечный продукт образования.
Другие авторы критерием внутренней социально-экономической эффективности образовательных учреждений считают экономное использование ресурсов внутри самих образовательных учреждений. Внешняя же эффективность определяется по качеству образовательных услуг и их соответствия требованиям хозяйства и жизни, по величине вклада образования в рост общественного продукта страны.
Общин недостаток всех этих подходов — отсутствие комплексной оценки эффективности образовательных учреждений, так как в рамках этих оценок сокращение расходов на единицу вложений и увеличение соотношения числа учащихся и преподавателей можно посчитать за прибавку к эффективности и увеличению производительности труда. Но если ухудшаются условия работы преподавателей и учеников, качество полученного образования снижается, то интегральная эффективность, учитывающая все вышеуказанные аспекты, будет снижаться.
Социальная эффективность образования может быть оценена и через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для неё наиболее комфортных условий жизни, влияние на улучшение всех сторон общественных отношений, формирование открытого гражданского демократического общества.
По нашему мнению, образовательные учреждения нельзя анализировать с помощью модели «затраты-выпуск», по сути, модели «черный ящик», не учитывающей происходящих внутри
образовательного учреждения процессов. Кроме того, однозначной механической взаимосвязи между знаниями преподана и обучением или между педагогической подготовкой том обучения не существует. Педагоги контролирую развитие факторов, определяющих процесс обучение и ожидания учителей, в том числе и не связанные с их подготовкой, могут иметь большее влияние на обучение, чем их владение предметом и педагогикой.
Качество работы образовательных учреждений не может определяться с помощью подсчётов иоценки ресурсов, имеющихся в распоряжении учреждения, либо результатами его деятельности. Решение проблем эффективности заключается не в простом снижении издержек, каким бы желательным это ни казалось, а во внедрении новых методов, которые при приемлемых затратах явно способствуют наиболее полному выполнению задач образовательного учреждения. Главное внимание необходимо концентрировать на качестве обучения и важности научно-преподавательской деятельности, а не на сокращении затрат.