Структуризация информационного рынка в условиях развития информационной экономики
Информационный рынок в системе управления информационной экономикой
Тема 4.
3.1 Структуризация информационного рынка в условиях развития информационной экономики
3.2 Содержание рыночных и административных рычагов регуляции информационного рынка
3.3 Проблемы развития информационного рынка и формирования основ государственной поддержки
С давних времен рынок определялся как место, где происходил обмен одного товара на другой. Часто он размещался на определенной площади, которую называли рыночной. С углублением общественного деления труда и последующего развития товарного производства рынок как категория экономики приобрел широкое толкование. Его начинают определять как способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Также называют особенным механизмом координации экономических действий. Существует множество видов рынков, среди которых выделяется и информационный.
Рынок и его структура – главный информационный источник, и экономические субъекты заинтересованы в получении реальных данных о ценах, спрос на отдельные товары и тому подобное. Поэтому речь должна идти не о пассивной информации, а о действенном факторе превращения экономики. Нельзя согласиться с трактовкой рынка, в широком понимании слова, как системы отношений признания частного труда общественной независимо от характера признания, что может быть разнообразным: это безоплатная передача информации на нетоварной основе, инновационная рента, что выплывает из факта производственного применения научно-технической информации (НТИ), обычная купля-продажа. Рынок – это средство взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценовых сигналов.
В Законе Украины “Об информации” под информационным рынком понимается система экономических, организационных и правовых отношений относительно продажи и купли информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг. Данные отношения оказываются при сопоставлении предложенного количества, качества, номенклатуры и цен с их спросом. Они зависят от платежеспособности пользователей и от степени развития их потребностей. Кроме экономических, на спрос влияют и другие факторы, в том числе демографические, территориальные, социальные. Их действие не связано непосредственно с экономическими отношениями при купле-продаже, но их влияние чувствуется при развитии рынка, прогнозировании поведения пользователей и их выбора. Последнее определение отвечает принятому в экономической науке определению экономических категорий как системы общественных отношений.
Структуру информационного рынка образуют институционные элементы и экономические категории, которые опосредствуют движение информации. Институционными элементами информационного рынка являются:
- объекты информационного рынка, то есть информационные продукты и услуги;
- субъекты информационного рынка, то есть юридические и физические лица, что оперируют его объектами;
- механизм взаимодействия субъектов информационного рынка по поводу продажи или купли его объектов.
Рыночная связь, которая устанавливается между участниками информационного рынка, его субъектами, предусматривает их равноправное положение, то есть отсутствие каких-нибудь неэкономичных принудительных средств влияния, принцип экономической выгоды как главный критерий участия в обмене, полную экономическую ответственность каждого участника за свои действия, правовые гарантии и правовую защиту со стороны государства.
Среди основных экономических категорий, которые определяют структуру информационного рынка, ключевыми следует считать рынок, собственность, конкуренцию, цену, прибыль. Большое значение получает процесс функционирования информационного рынка, то есть способность рынка эффективно обеспечить организацию взаимовыгодного обмена между его участниками. Обмен станет выгодным для производителя информации в том случае, если цена, которую он получил, более высокая хотя бы за ее альтернативную стоимость, то есть стоимость информации, которая измеряется с точки зрения затерянной возможности заниматься наикратчайшим из альтернативных видов деятельности, что нуждается в том же времени и тех же ресурсах, как и ее производство. Потребитель чувствует удовольствие от приобретения информации и считает его выгодным для себя актом, если это удовольствие является хотя бы таким же, как и удовольствие, которое бы он получил за такую именно цену от другого привлекательного для него товара. Таким образом, если существует такая цена на товар “информация”, которая делает обмен выгодным для продавца и покупателя, функционирование информационного рынка будет эффективным, потому что после обмена ни один из его участников не считает, что проиграл другому. Но необходимо выполнить целый ряд условий, прежде чем этот рынок достигнет стойкого равновесия, то есть спрос и предложение на нем будут совпадать. Поэтому существует опасность создания определенной ситуации, которая характеризуется невозможностью для рынка координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы было обеспечено эффективное использование ресурсов. Причин, которые могут вызывать такую опасность, много, но на особенное внимание, по нашему мнению, заслуживают внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция.
Под внешними эффектами понимается такие эффекты производства или потребления информации, влияние которых на третье лицо (это лицо не является ни покупателем, ни продавцом информации) никак не отбивается на ее цене. Покупатель информации стремится иметь какую-то выгоду из ее использования, продавец, конечно, должен получить прибыль. Но существует определенное лицо, которое в данном случае может очутиться в ситуации, когда кое-кто, кто собирается заключить соглашение с ней, приобрел и владеет важной информацией, которой она не имеет. Это называют асимметричной информацией. Таким образом, риск более осведомленного участника будет меньше, и он получит преимущество. Под общественными благами обычно понимают блага, которые не могут предоставляться одному лицу, так чтобы они не были предоставлены и другим, та благая, которые предоставляются одному лицу, но могут быть предоставленными другим без лишних затрат .
Неэффективность работы информационного рынка может оказаться в существовании информации, которая станет примером такого блага, то есть не станет товаром на рынке, распространение которой на себя возьмет, например, государство. К такой информации можно отнести законодательство, которое даже должно свободно распространяться в обществе. Другим примером является распространение программного обеспечения, которое тоже имеет свойства общественного блага, но оно, как правило, производится частным сектором экономики с целью получения прибыли от его реализации на рынке. Программное обеспечение имеет возможность быть приобретенными одним лицом, а затем бесплатно скопированным многими другими потенциальными покупателями. Таким образом, производитель не получает своей прибыли, но существуют определенные методы борьбы с «пиратством».
Если на информационном рынке наблюдается недостаточная конкуренция, то может сложиться одна из двух ситуаций, когда цены становятся либо ниже, либо более выше сравнительно с альтернативной стоимостью. Но очень тяжело определить обстоятельства, когда конкуренция является достаточной или недостаточной для того, чтобы обеспечить гарантированное эффективное функционирование рынка. В решение этой проблемы вмешивается государство, которое использует антитрестовское (антимонопольное) законодательство с целью сберечь конкуренцию и тем самым препятствует образованию монополий, а также использует мероприятия по регуляции цен.
Информационное предприятие – участник рынка – имеет свою цель, которую пытается реализовать. Но оно, обычно, работает рядом с другими предприятиями. Взаимодействие информационных предприятий осуществляется в виде конкуренции, во время которой происходит соревнование за самые выгодные условия реализации собственных интересов каждого. В зависимости от того, сколько предприятий взаимодействуют на информационном рынке, можно выделить четыре главных варианта рыночных форм данного вида рынка: чистую конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.
В случае, когда одно информационное предприятие независимо от других работает рядом с ними, предлагает для обмена идентичную продукцию и не может контролировать рыночную цену – это чистая конкуренция. Такая рыночная ситуация характеризуется многими участниками обмена, как продавцов, так и покупателей информации, стандартизированной продукцией, свободным доступом для новых предприятий к информационному рынку и легким выходом из него. Также каждый из участников должен иметь полные сведения относительно этого рынка. Обычно, в настоящее время такие условия тяжело достичь, они являются даже недоступными. Во-первых, информация как товар или услуга не может быть полностью стандартизированной: она – товар специфический, подобный к другим, которые действительно можно называть практически одинаковыми, когда разница в потребительских свойствах отсутствует. Во-вторых, существуют определенные ограничения для входа на информационный рынок, главным из которых считается технология и кадры. В-третьих, ни один из участников информационного рынка (а тем более, все участники одновременно) не может иметь исключительные по своему содержанию и объемом ведомости относительно ситуации на нем, потому что она постоянно находится в динамике, проследить которую всем в одно и то же время почти невозможно. Таким образом, можно утверждать, что информационный рынок не может быть примером чистоконкурентного среды.
Если на рынке взаимодействуют многие информационные предприятия, что предлагают подобные товары и услуги, при этом пытаясь предоставить им уникальные свойства, то такая рыночная ситуация характерна для монополистической конкуренции. В таком случае наблюдается дифференциация продукта, то есть разные предприятия предлагают разновидность товаров, которые удовлетворяют определенную потребность, но они не являются идентичными. Отдельное информационное предприятие имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой и имеет возможность относительно легко появиться на этом виду рынка из-за отсутствия обязательно маты сравнительно большой размер стартового капитала. Такая рыночная структура является вероятнее для информационного рынка, чем предыдущая.
Также на информационном рынке может сложиться такая ситуация, при которой на нем будет работать небольшое количество больших информационных предприятий, что предлагают похожие товары и услуги. Это станет примером олигополии, или олигополистичной конкуренции. В таком случае каждый из конкурентов имеет достаточно значительную частицу рынка, осуществляет деятельность большого масштаба. Существуют также определенные стимулы к объединению предприятий с целью снижения или даже устранения конкуренции, что позволит расширить круг потребителей. Создаются определенные проблемы для тех предприятий, которые имеют желание войти в этот рынок в результате необходимости иметь большой уставный капитал, существование технологических складностей, ограниченного доступа к сырью, значительным возможностям информационных предприятий, которые уже некоторое время работают на этом рынке, разными способами препятствовать их появлению.
Еще более невероятной, чем чисто конкурентная среда, на наш взгляд, для информационного рынка есть рыночная ситуация, что достала название чистой или абсолютной монополии, при которой существует только одно информационное предприятие, а для всех других вход заблокирован финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями. Таким монополистом относительно производства и реализации информационных продуктов и услуг может быть лишь государство через определенные структуры, которые являются характерным для административно-командной системы управления экономикой. Для рыночной же, снова таки ввиду специфики информации, не является характерной полная монополизация информационной сферы деятельности кем-нибудь.
Таким образом, подавляющими формами рыночной организации на информационном рынке является монополистическая та олигополистична конкуренция. Именно они определяют его особенности и предопределяют специфику макроэкономической регуляции. С одной стороны, экономический потенциал участников этого рынка является достаточным для его устойчивого развития и позитивной динамики. Из другого, тесная связь с политикой и интересами государства предопределяет особенно тщательный государственный контроль его развития и возможность вмешательства в его функционирование, степень которого может превышать уровень, что диктуется общественными интересами. Это несоответствие является характерным именно для информационного рынка переходной экономики, поскольку в развитых странах с государственной регуляцией, которая ґрунтуеться в большей степени на нормах права, чем на непосредственном вмешательстве государства в работу этого рынка, она является скорее потенциально возможной, чем реальной.
В развитых странах структура информационного рынка ориентирована на удовлетворение потребностей индивидуального пользователя исконно. В Украине, как считают некоторые авторы, также неминуемо должно состояться выдвигание на первый план индивидуального пользователя и, как это уже состоялось во всех странах, негосударственного производителя информационных ресурсов и информационных услуг. Уточняя эту позицию, хотелось бы отметить, что процесс, который анализируется в Украине идет достаточно быстрыми темпами, невзирая на финансовые и другие трудности. Уже вполне можно говорить об опережающих темпах роста удельного веса негосударственного сектора в информационной сфере.
Объекты информационного рынка разными учеными определяются по-разному.
Да, указывается, что в настоящее время “на первое место за своим экономическим значением высунулся рынок знаков, который отодвинул на задний план рынок вещей ”. К рынку знаков относятся:
- знаки традиционной бумажной информации (книги, журналы, патенты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты);
- опытные образцы, что имеют информационное значение и только в потенции экономическое (опытные партии товаров, оборудования, препаратов, технологических комплексов);
- знаки современной машинной информатики (алгоритмы, модели, программы, видеофильмы, компьютерные игры и тому подобное);
- техника создания всей “знаковой продукции” и ее использования (компьютерная техника, средства связи, техника конторского и вообще интеллектуального труда, техника видео- и звукозаписи);
- другие средства производства и использования знаковой продукции (бумага, магнитные ленты и магнитные диски, то есть все то, что можно отнести к основным материалам);
- вспомогательные материалы и оборудование (мебель для вычислительных центров и др.);
- реклама, рынок зрелищ, туризм (информационный);
- розничный информационный рынок, что относится к бытовой сфере.
Авторы учебника считают целесообразным деление информационного рынка на пять секторов: деловой, специальной, потребительской информации, образовательных услуг, обеспечивающих информационных систем и средств.
Предложены также пять макросекторов информационного рынка:
- научно-техническая продукция; объединяет проектные разработки с последующим распределением в отраслевом разрезе, технологические, в том числе методического характера, с аналогичным распределением, собственно научные разработки, которые служат своеобразным "полуфабрикатом" для предыдущих групп информационных продуктов, с аналогичным отраслевым распределением;
- объекты художественной культуры; к ним относятся текстовая (книжно-журнальная), визуальная (кино, видео, театрально-зрелищная, живописная) та аудиопродукция;
- управленческие данные и сообщения; в данный сектор включено: политическую и хозяйственную информацию, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации принятия решений (деловые консультации);
- бытовая информация; объединяет сообщение загальноориентацийного характера, ведомости о потребительском рынке и ведомости о рынке труда;
- услуги образования; включают дошкольное, школьное, внешкольное, писляшкильне, среднее специальное и пислявузивске (переподготовка и повышение квалификации) учеба.
Обращает внимание отсутствие в приведенном перечне такого вида услуг образования, как более высокая (вузовская). Анализируя эту классификацию, другие авторы отмечают отсутствие в ней также учет технического, программного и коммуникационного аспектов. Некоторые исследователи акцентируют внимание на необходимости включения программного аспекта, поскольку, как указывалось, программный продукт является одним из видов научно-технических, информационных продуктов. Мы присоединяемся к мысли, выраженной Я.С.Клейнером, что в этой классификации имеет место некоторое смешивание форм (журнал, аудиопродукция и тому подобное) и содержания информационных продуктов, в то время как это явно разные характеристики объекта. Включение услуг образования и объектов художественной культуры в данный перечень макросекторов также представляется спорным с точки зрения определения информационной услуги, о чем говорилось выше.
Предлагается выделить в самостоятельный элемент программные средства, которые обеспечивают телекоммуникации, а также программы мультимедиа, поскольку именно они в настоящее время развиваются наиболее быстрыми темпами и имеют значительный спрос. Это значительный сегмент рынка.
Учитывая вышеприведенное, предлагается следующий состав информационного рынка (рис. 3.1): профессиональная информация; научно-техническая продукция, научно-технические услуги (авторский присмотр, инжиниринговые услуги, научно-техническое консультирование и др.); деловая информация, управленческие данные и сообщения, услуги управления; бытовая, массовая потребительская информация; программные продукты; услуги связи; услуги сохранения информации (услуги библиотек, архивов).
К наиболее динамическим секторам информационного рынка принадлежат сектора деловой информации; профессиональной информации; массовой информации; программных продуктов.
Каждый сектор имеет своих потребителей, специфические требования к актуальности и точности информации, и, как следствие, к языковым, программным и техническим средствам поддержки данных.
Профессиональная информация | Программные продукты | ||
Услуги связи | Макросектора информационного рынка | Услуги сохранения Информации | |
Деловая информация | Бытовая информация | ||
Рис. 3.1. Состав информационного рынка
Сектор профессиональной информации – это информация, что расширяет профессиональные знания в тех или других предметных отраслях:
- аналитическая информация, методические рекомендации в разных отраслях – для экономистов и бизнесменов;
- законы и другие правовые акты – для юристов, бизнесменов, управленческого персонала;
- научно-техническая (патентная) информация – для предпринимателей и бизнесменов;
- информация о свойствах материалов – для технологов, химиков.
До этого сектору принадлежат консультационные услуги. Они имеют название консалтинговых. Консультационные услуги (консалтинг) предоставляются как профессиональная помощь со стороны специалистов руководителям и управленческому персоналу разных организаций при анализе и решении проблем их деятельности, осуществляются в форме советов, рекомендаций и совместно произведенных решений. В сущности, под консалтингом понимается то, что в СССР имело название «внедрение науки в производство». Однако предпринимательский характер предоставления этих услуг в отрасли экономики и управления принципиально отличает их от деятельности в условиях централизованно-плановой экономики.
В мировой практике консультационные услуги классифицируются в Европейском Справочнике-указателе консультативного, что кажется Европейской федерацией ассоциаций консультативного из экономики и управления (ФЕАКО). Все услуги за видами разделены на восемь групп:
1) общее управление (20 видов);
2) администрирование (7 видов);
3) финансовое управление (9 видов);
4) управление кадрами (20 видов);
5) маркетинг (14видів);
6) производство (16 видов);
7) информационная технология (9 видов);
8) специальные услуги (9 видов) – всего 104 вида услуг.
Сектор деловой информации содержит такие виды информации:
- биржевые и финансовые характеристики; они имеют высокую степень изменчивости, большой объем; к ним относятся требования полноты, точности, оперативности; сюда относится информация о котировки ценных бумаг и товаров, дисконтные ставки и обменные курсы; основной потребитель – биржа и службы распространения этой информации;
- коммерческая информация; она носит более статический характер; составляет 10-20% биржевый и финансовой информации; в первую очередь это справочная информация о предприятиях и организациях, их продукции, финансовом состоянии (отчеты, связи, соглашения, адреса и телефоны руководителей и т.п.);
- БД продукции, как правило, специализирована; есть тенденция к сближению и взаимодействию всех видов информации и на этой основе создания эффективной среды для поддержки торгово-платежных операций (от пересмотра каталогов к контролю снабжения и получения сопроводительных документов электронной почтой).
Сектор массовой потребительской информации включает политические и социальные новости, предоставленные разнообразными агентствами новостей; общую справочную информацию, например, расписание движения транспорта, наличие мест в гостиницах, информацию о торговой сети, метеодани; разнообразные энциклопедии, справочники, персоналии (кто есть кто).
В рамках сектору программных продуктов выделяются: автоматизированные технологии программирования, программное обеспечение для оперативного и календарного планирования, компьютеризованные библиотеки, программное обеспечение для поиска и превращения текстовой, графической и звуковой информации, системы управления базами данных, настольные издательские системы, экспертные системы и искусственный интеллект, языки программирования, универсальные системы принятия решений, гипертекст, оперативный поиск информации во внешних базах данных, языки запросов, статистические пакеты, программное обеспечение полиэкранного режима, программное обеспечение для обработки текста.
На рынке развитых стран номенклатура сегмента программного обеспечения традиционно включает такие группы продуктов: текстовая обработка; электронные таблицы; базы данных и системы управления базами данных; обработка графической информации; редакционно-издательские системы; вспомогательные средства; прикладные программы; компьютерные игры.
Сегодня самым распространенным средством доступа до информационных ресурсов являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации – режим ON LINE (вон лайн – интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, который вошел в компьютерную сеть, получить доступ к “большому компьютеру” (Host – компьютера), его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, что реализуется в реальном времени. К таким пользователям принадлежат как конечные потребители, так и промежуточные, что предоставляют услуги своим клиентам при решении информационных заданий (специальные информационные центры, которые имеют доступ до нескольких онлайн-систем, или специалисты-профессионалы, которые осуществляют платное информационное обслуживание заказчиков – потенциальных потребителей информации).
Выше были рассмотрены объекты информационного рынка в соответствии с той потребностью, что они удовлетворяют. Дальше рассматривается формы, в которых доступная информация.
Условно можно выделить такие формы:
- первичная информация в той форме, в которой она первобытно сделана доступной, публикация, монография, сведения, справка и т.п.;
- формализированная информация – результат отбора из массива первичной информации за предварительно заданными критериями и представление в фиксированной для данного информационного продукта форме; предоставляется, например, органами государственной статистики и научно-технической информации;
- повторная информация – результат использования первичной и/или формализированной информации квалифицированным пользователем для создания нового информационного продукта; предоставляется научно-исследовательскими организациями и информационно-аналитическими центрами.
Эти формы являются отражением фаз жизненного цикла информации, который можно подать в виде определенной цепи:
производство информации ® сбор информации ® накопление информации ® систематизация информации ® обработка информации ® создание информационного продукта ® предложение информационного продукта как товара для рынка ® реализация информации ® конечное потребление информации.
На основе этого можно сделать вывод, что заданием предприятий сферы информационного бизнеса является рациональная организация и эффективное использование информационного ресурса с целью максимально выгодного для всех субъектов рынка информации социально-экономического партнерства и эффективного взаимодействия.
Сегодня главными субъектами мирового информационного рынка определяются производители информации (producers); продавцы информации (vendors); пользователи информации (users) или подписчики (subscribers).
Субъектов, которые осуществляют информационную деятельность в Украине, соединяет конечная цель (обычно, кроме получения прибыли – цели, ради которой осуществляется предпринимательская деятельность) – удовлетворение потребности потенциального покупателя, потребителя, пользователя в информации определенного вида. По нашему мнению, на украинском информационном рынке возможным является выделение предприятий, которые способны к генерации информации; которые занимаются лишь ее сбором, накоплением и систематизацией; которые переделывают информацию и предлагают на рынок разные информационно-аналитические материалы; тех, что обеспечивают доступ к информации и передачу ее определенными каналами связи; а также посредников (покупают информацию, переделывают ее или ничего с ней не делают и продают другому). Кроме предприятий, обычно, на рынке существуют те, ради кого предприятия осуществляют собственную деятельность, то есть конечные пользователи информации. Все участники рынка могут одновременно выступать в нескольких ролях, которые также изменяются в процессе деятельности.
Производители информационной продукции, как первичный элемент информационного рынка, выполняют сбор, систематизацию информации, ее аналитическую обработку, перевод в машиночитанну форму, хранят и предоставляют информационный продукт пользователям.
В структуре информационного бизнеса можно выделить такие категории производителей информационного продукта:
производители первичной информации (общегосударственные информационные органы, информационные агентства, научно-исследовательские институты, библиотеки и др.);
производители автоматизированных баз и банков данных, программного обеспечения, экспертных систем, систем поддержки принятия решений и другие, которые используют имеющуюся первичную информацию для производства информационного продукта.
Важным этапом в развитии информационного рынка стало формирование самостоятельной отрасли информационного сервиса: предоставление услуг по обработке информации или продажа машинного времени собственных систем, обслуживания потребителей, которые имеют свои вычислительные средства.
Услуги по обработке информации предоставляются большими предприятиями-производителями информационного продукта, а также специализированными предприятиями. Кроме того, услуги в отрасли обработки информации предоставляются подразделами больших корпораций, которые владеют избыточным машинным временем и значительными возможностями в сфере экспертизы данных. Предприятия этой сферы деятельности занимаются также коммерческой разработкой программных средств, принимая на себя в дальнейшем функции совершенствования и доработки своей продукции.
Производителями коммерческих программных средств выступают как небольшие специализированные предприятия, так и некоторые большие производители вычислительной техники, которые поставляют программное обеспечение для собственных вычислительных систем.
Поскольку все большее значение получают смешанные файлы, которые вмещают как цифровую, так и текстовую информацию, информационные службы предоставляют услуги как по обработке информации, так и из ее поиска в базах данных.
Использование информационной техники и новых информационных технологий существенно превратило отрасль информационных услуг. Традиционные услуги информационных служб начали дополняться, а в некоторых случаях вытесняться принципиально новыми услугами. Появились и закрепились на рынке производители банков и баз данных, информационно-поисковых систем, интерактивные службы.
В последние годы на рынке информационных услуг все большее значение получают службы, которые предоставляют доступ к банкам и базам данных в интерактивном режиме поиска. Существует несколько типов интерактивных служб:
- “информационные супермаркеты” – службы, которые предоставляют доступ к большому количеству (> 70) разных за тематикой банков данных;
- специализированные службы, ориентированные на специфические группы пользователей;
- интерактивные службы библиотечной ориентации, которые обеспечивают доступ к электронным каталогам;
- видеотекстни службы, которые обеспечивают взаимодействие человека с автоматизированной информационной системой;
- интерактивные службы, которые выполняют функции телекоммуникационного шлюза к разным интерактивным информационно-поисковым системам.
Вместе с производством информационной продукции и предоставлением информационных услуг широкого распространения приобрела посредническая деятельность.
Промышленная организация использования информации приводит к отношению определенных требований к пользователю информационных ресурсов и технологий. Как в каком-нибудь другом производственном процессе, в том случае, когда у конечного пользователя оказывается недостаточно навыков или технических возможностей, возникает потребность в новом звене технологического цепочке. Поэтому появление новой фигуры – информационного брокера – специфического субъекта информационного бизнеса – не вызывала никаких осложнений в развитых странах, где такие информационные технологические цепочки формировались на протяжении десятилетий.
Появление в Украине в начале 90-х г. ХХ ст. многочисленных информационных брокеров было связано с тем, что на рынке уже были доступные стандартные услуги по невысоким ценам, в то время как потребитель имел острую потребность в индивидуализируемых услугах. Оказалось, что информационные центры первого и второго уровней, даже вооруженные маркетинговой концепцией информационного супермаркета, призванного удовлетворять какие-нибудь потребности пользователя, не в состоянии по качеству услуг конкурировать с информационными брокерами, большое число которых могло обеспечить своим потребителям более высокий уровень информационного комфорта в узких предметных или проблемных отраслях. Поэтому на рынке информационных услуг есть организации (как правило, небольшие), которые специализируются на информационном обслуживании конечных потребителей с использованием информационных услуг внешних организаций на коммерческой основе.
Становление частного информационного брокерского началось, на наш взгляд, еще в СССР в конце 1990 г., когда образовался ряд малых предприятий, что пытались наладить информационное обслуживание потребителей на основе использования услуг центров НТИ. Резкий рост цен на вычислительную технику и информационные услуги, что состоялось более позднее, а также дефицит средств у пользователей, не позволили розвити эту деятельность эффективно. Препятствует развитию частного информационного брокерского в нашей стране также неразвиненисть коммуникационной инфраструктуры и относительно большие цены на услуги передачи данных (относительно среднего уровня платежеспособности населения).
Информационные посредники (брокеры) – это организации, которые предоставляют информационные услуги с использованием информационных ресурсов внешних предприятий и организаций.
Деятельность информационных посредников достаточно разнообразна. Их можно о?єднати их в такие типы:
- информационно-аналитические организации – посредники при поиске банка данных;
- штатные и внештатные сотрудники предприятий, которые занимаются поиском информации, связанной с деятельностью предприятия;
- специалисты, что выполняют аналитическую обработку информации на заказ предприятий или частных лиц и готовят информационные обзоры.
Государственные и негосударственные информационные посредники часто занимают разные ниши на рынке информации, практически не контактируют, что, по нашему мнению, является неприемлемым. В результате недостаточной целенаправленности или стихийности в процессе формировании сети информационных организаций у пользователей информационного программного продукта (ИПП) в процессе поиска и получения необходимой информации могут возникнуть такие проблемы:
- отсутствие специализированных организаций, которые способны предоставить необходимую информацию;
- сложность однозначного определения, какая именно информация необходима;
- незнание источников получения нужной информации.
Формирование и развитие разных субъектов информационного рынка должно происходить на взаимовыгодных условиях, в направлении координации действий между ними и установление отношений сотрудничества, что является основой создания единого информационного пространства и благоприятных условий для его эффективной регуляции.
Всех субъектов информационного рынка за их функциями и целями, с которыми они используют и создают информационные ресурсы и принимают участие в процедуре принятия и реализации решений, можно объединить в такие группы.
1. Субъекты, которые принимают решение в своей сфере деятельности (конечные пользователи); используют информацию только для собственных потребностей, никому не передавая ее ни в непосредственно полученном, ни в переделанном виде.
2. Структуры, которые обеспечивают интересы государства и охрану закона, а также генерируют или предоставляют официальную государственную информацию.
3. Брокерские (посреднические) и агентские организации, которые берут на себя часть собственных функций субъектов активности. Они выявляют информационные запросы пользователей, ведут поиск информации и ее источников за этими запросами и передают результаты поиска потребителю либо без изменений, либо после соответствующей аналитической обработки; их отдельной функцией стоит считать формирование информационных ресурсов для конкретного пользователя в соответствии с его потребностями.
4.Научно-исследовательские, аналитические, консалтинговые, информационные и поэтому подобные организации, которые производят готовую продукцию типа проектов, рекомендаций, методик и т.п. та предоставляют информационные услуги конечному потребителю. Причем аналитические и консалтинговые структуры используют информацию только для производства собственных услуг (как основу для рекомендаций, которые выдаются); производители повторных и формализированных источников информации – для производства выборок, компиляций, что тиражируются или находятся в отдаленном доступе баз данных и других информационных продуктов с некоторой предыдущей обработкой первичной информации.
5. Библиотеки, учебные заведения, издательство, средства массовой информации, рекламные агентства и другие подобные структуры, что берегут в открытом доступе и распространяют информацию и результаты ее обработки нецелеустремленно.
За рамки данного перечня выведены собственно производители первичной информации – того фундамента, на котором строится вся система информационного обеспечения.
Структура информационного рынка из позиции потребителя подана на рис. 3.2.
В связи с ролью консалтинга в рыночной экономике отдельно на рисунку выделенные консалтинговые предприятия.
Первые профессиональные предприятия из консалтинга и управленческого консалтинга возникли в 20-х гг. XX ст., а становление отрасли, как самостоятельной сферы бизнеса, состоялось в 50-х гг. прошлого века, и именно из этого периода ее развитие происходит очень быстрыми темпами.
Сначала эти предприятия занимались стратегическим консалтингом, который охватывал решение классических проблем стратегического менеджмента, в частности, разработку разных аспектов корпоративной стратегии, проведения стратегических исследований рынка, планирования значительных организационных превращений.
Из второй половины 60-х гг. ХХ ст. наблюдалось активное внедрение в эту отрасль аудиторских предприятий, которые занимались консультированием, считая его естественным продолжением бухгалтерских услуг и захватив лидерство в операционном консалтинге, то есть в отрасли решения проблем оперативного управления, налаживая управленческий учет и управленческую отчетность, разные аспекты внутреннего финансового менеджмента и организации главных бизнес-функций.
В конце 80-х гг. ХХ ст. в связи с широким внедрением так называемых интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия, которые предоставили техническую возможность эффективно управлять всеми ресурсами больших компаний (производственными, финансовыми, человеческими) на интегрированной основе и обеспечили полный цикл управленческого влияния в рамках текущей хозяйственной деятельности, включая оперативное планирование и поддержку принятия решений в случае отклонения от плана, произошел переворот в структуре и доходности консалтингового бизнеса.
|