Государственная информационная политика

Тема 3.

 

На всех этапах человеческого развития особенно важным является вопрос о воссоздании общественной жизни. Существенное осложнение воссоздания общественной жизни в условиях развития информационной экономики в результате появления новых взаимосвязей, отношений, форм деятельности и общения, способствует все больше нарастающему вниманию к данному институту, как со стороны научных теорий, так и со стороны государственной властных структур. Интерес последних выражается в разработке и осуществимые политики государства.

Понятие политика (от греческого рolitika – государственные и общественные дела) многогранное и многомерное. Существует множество толкований данного термина, основные из которых: понимание политики как публичной деятельности по управлению (Аристотель), как сферы отношений между классами общества и их борьба за государственную власть как способ классового господства (Маркс, Ленин), как стремление к участию во власти или к осуществлению влияния на распределение власти (Вебер), как искусство достижения компромисса и согласия (Шмидт). Все эти определения имеют определенный смысл, поскольку отображают тот или другой аспект реального мира политики.

Та, прежде всего, политика – это общее направление, характер деятельности государства, поэтому часто употребляется словосочетание государственная политика, под которым следует понимать направления деятельности государства в той или той отрасли общественной жизни.

В условиях развития информационной экономики политика и информация – это взаимозависимые явления, которые влияют друг на друга в процессе управления. Качество информации, ее доступность, современные информационные технологии, которые радикально увеличивают объем и скорость распространения информации, вызывают глубокие изменения в политике конкретного государства, оказывают существенное влияние на характер и системы властвования (точная информация повышает эффективность власти, позволяет своевременно скорректировать избранное направление действий, отреагировать на обстоятельства, которые опять появились ).

В то же время и политические структуры влияют на информацию, степень ее открытости, процессы доставки, характер передачи потребителю. Одна из важнейших социальных функций власти — дозирования информации и ее «упаковки». На этом учреждается механизм манипулирования общественным мнением.

Тесная взаимосвязь между политическим влиянием государства и информационной сферой выражена в государственной информационной политике.

Государственная информационная политика – это особенная сфера жизнедеятельности людей, связанная с воссозданием и распространением информации, что удовлетворяет интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение эффективного взаимодействия между ними. Государственная информационная политика включает у себя комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический и содержательный. Технологический аспект направлен на регуляцию процесса развития компонентов информационной среды, разработку решений относительно создания техніко-технологической базы перехода Украины к информационному обществу за счет развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Содержательный аспект устанавливает приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса, определяет решение проблем социальной, правовой, психологической и моральной подготовки украинского общества к жизни в условиях развития информационной экономики.

В рамках технологического аспекта информационной политики приобретает развитие единое информационное пространство – интегральная электронная среда, что создается при использовании электронных сетей и в котором информационные коммуникации играют ведущую роль.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, которые функционируют на основе единственных принципов и по общим правилам, что обеспечивает информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворения их информационных потребностей.

Информационное пространство формируют информационные ресурсы и информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы – это совокупность документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и тому подобное).

Информационный ресурс является интеллектуальным ресурсом, результатом коллективного творчества, и главная сложность в понимании его происхождения и функций заключается в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его влияния на факторы развития человечества.

Национальные информационные ресурсы – вся надлежащая Украине информация, включая отдельные документы и массивы документов, независимо от содержания, формы, времени и места их создания, формы собственности, а также конечные результаты интеллектуальной, творческой деятельности, зафиксированные на каких-нибудь носителях информации, доступные для использования лицом, обществом и государством через средства массовой информации и телекоммуникации, архивы, библиотеки, музеи, фонды, банки данных, публичные выступления, художественно-исполнительскую деятельность и тому подобное.

Действующее законодательство Украины не устанавливает полной юридической трактовки составных информационных ресурсов. Не определены и критерии отнесения информационных ресурсов к категориям государственным и негосударственным. Такое положение создало будет и в дальнейшем создавать трудности относительно формирования системы национальных информационных ресурсов (СНИР), управления этой системой, а также в правовом оформлении функций, связанных с владением, использованием и распоряжением информационными ресурсами.

Система национальных информационных ресурсов – распределена за отраслевыми, региональными и другими признаками интегрированная информационная среда, что объединяет существующие и те, что создаются, информационные ресурсы в единое информационное пространство, предназначенное для обеспечения комплексной и объективной оценки ситуации во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере государственного управления, прогнозирования ситуации и принятия на этой основе управленческих решений.

В Украине значительная часть информационных ресурсов создается за счет вторичного распределения бюджетных средств через разные внебюджетные фонды, которые создаются за счет налогоплательщиков.

Система национальных информационных ресурсов имеет ведомственные и межведомственные признаки и охватывает информационные ресурсы:

– государственной статистики;

– материального производства, социальной и финансовой сфер и государственного имущества и недвижимости;

– научно – технической информации;

– архивного фонда;

– библиотечного фонда;

– музейного фонда;

– налоговой службы Украины;

– правоохранительных и силовых структур.

Важное место в общей системе национальных информационных ресурсов принадлежит информационным ресурсам органов государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления.

Информационные ресурсы органов государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления состоят из информационных ресурсов:

– для удовлетворения потребностей органов государственной власти и управления для принятия управленческих решений на всех уровнях иерархической структуры;

– о деятельности законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного и регионального самоуправления.

К отдельному виду информационных ресурсов действующее законодательство относит «информацию о лице», которое вмещает персональные данные. Это сфера общественных информационных отношений остается наиболее неурегулированной, как в правовом так и в организационном планах, поэтому необходимо разработать правовые нормы о неприкосновенности частной жизни, конфиденциальности информации о лице и ее корреспонденциях.

Формирование СНИР целесообразно осуществлять путем усовершенствования организационных форм и видов информационных ресурсов, которые уже функционируют как на традиционных, так и на электронных носителях. К категориям информационных ресурсов для внешних пользователей целесообразно отнести весь массив правовых и нормативно-правовых документов, информацию о деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, базы и банки данных, статистических, библиотечных, архивных фондов, экономической, политической, социальной, научно-технической и другой информации. Эти информационные ресурсы должны иметь режим открытого доступа для общего пользования, в частности и в информацийно- телекоммуникационных системах, а также с использованием глобальной сети Интернет.

Таким образом, активное использование информационных ресурсов обусловлено эффективным функционирование информационной инфраструктуры.

· Информационная инфраструктура — совокупность взаимодействующих систем производства, накопления, хранения и доставки информационных продуктов, производства и развития информационных технологий, сервисного обслуживания элементов инфраструктуры и системы подготовки кадров, которые обеспечивают формирование и использование информационных ресурсов.

Инфраструктура системы национальных информационных ресурсов должна обеспечивать возможность кооперации между конкурентами, что будут действовать в ее среде, предусматривать создание компонентов и услуг. Она состоит из следующих компонентов:

– организационные структуры, которые обеспечивают текущую поддержку и развитие функций сбора, проработки, сохранения, распространения, обмена, поиска и передачи информации;

– организационные структуры, которые обеспечивают информационное взаимодействие производителей и потребителей информационных ресурсов с опорой на современные информационные технологии, программно-технические комплексы, средства телекоммуникаций, лингвистические средства и правовые нормы регуляции информационных отношений.

Ядро инфраструктуры системы национальных информационных ресурсов должны образовывать существующие и те, что будут создаваться, организационные структуры:

– информационно-аналитические центры и другие информационные службы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– информационные службы социальной, индивидуально-бытовой и правовой сферы (наука, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение и т. др.);

– службы, что обеспечивают управление и координацию создания и функционирования СНИР в целом и отдельных составляющих.

Содержательный аспект информационной политики предусматривает формирование ее основных приоритетов, которые выражены в концепции информационной политики – комплекса стратегических направлений, целей, приоритетных заданий и принципов деятельности государства из получения, использования, распространения, хранения информации с целью обеспечения защиты права каждого на информацию, свободы выражения взглядов, содействие международному сотрудничеству в информационной сфере и утверждение информационного суверенитета Украины.

Под информационной сферой при этом понимается совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, субъектов информационных отношений, которые обеспечивают сбор, хранение, использование и распространение информации, а также система правовой регуляции общественных отношений в этой сфере.

Компоненты информационной сферы приведены на рисунку 2.4.

За годы независимости в Украине сделано существенное продвижение относительно развития отечественной информационной сферы как особенной системы общественных отношений, которые возникают во всех сферах жизни и деятельности общества и государства в результате получения, использования, распространения и хранения информации. В первую очередь это касается законодательного закрепления права личности на информацию и на свободное распространение ее внутри страны и за границу, трансформации модели взаимоотношений между органами государственной власти и средствами массовой информации, создания национальных систем и сетей информации и тому подобное.

 

В Украине происходит стабильное развитие и структуризация сегментов отечественного информационного рынка как системы экономических, организационных и правовых отношений относительно создания, продажи и купли информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг.

В частности, состоянием на 1 января 2009 г. к Государственному реестру телерадиоорганизаций внесено 1 610 телерадиоорганизаций и субъектов информационной деятельности.

Для потребностей эфирного телерадиомовлення в Украине задействованы 2 607 радиочастот для телевизионного вещания и 1 021 радиочастота для радиовещания.

Всего в Украине функционируют:

15 общенациональных, 5 региональных и 210 местных каналов телевизионного вещания;

15 общенациональных, 8 региональных каналов радиовещания, 23 региональных радиоканала, которые работают в пределах отдельных областей (регионов), и 301 местный канал радиовещания;

730 многоканальных кабельных телемереж;

82 телерадиоорганизации спутникового вещания, которые распространяют 90 телевизионных и 11 радиопрограмм.

В сфере печатных средств массовой информации из зарегистрированных свыше 30 тыс. периодических изданий, по официальным данным Государственного научного учреждения «Книжная палата Украины имени Ивана Федорова», на протяжении 2008 года выдавалось 2 647 газет, 1 518 журналов и 305 бюллетеней.

Подавляющее большинство печатных средств массовой информации общегосударственной, значительное их количество региональной и местной сферы распространения имеют в Интернете электронные версии своих изданий. Телерадиоорганизации осуществляют трансляцию своих программ также через Интернет.

Общее количество активных пользователей Интернета в Украине составляет около 10 млн. и имеет тенденцию к росту.

Вместе с тем на пути развития отечественной информационной сферы встает ряд проблем, к которым, в частности, принадлежат:

отсутствие долгосрочной государственной стратегии относительно последующего ее развития;

недооценка значения информационно-коммуникационного аспекта в процессе демократизации общества, перестройки государства, ее европейской и евроатлантической интеграции;

несовершенство законодательства об информации;

попытка субъектов информационных отношений манипулировать общественным мнением путем распространения недостоверной, неполной и предвзятой информации в средствах массовой информации;

непрозрачность отношений собственности относительно средств массовой информации;

случаи нарушения профессиональных прав журналистов, вмешательство в редакционную политику со стороны владельцев средств массовой информации, административное давление работников органов государственной власти и органов местного самоуправления на журналистов, преследование за критические материалы и тому подобное;

недостаточный уровень государственной поддержки производства и распространения отечественной информационной продукции;

наличие тенденций к концентрации собственности и монополизации сегментов отечественного информационного рынка, в частности телевидение и радиовещание;

наличие значительного количества информационной продукции, что не отвечает требованиям законодательства, негативно влияет на систему общественных ценностей и приводит к деградации общества;

отсутствие надлежащих правовых, организационных и финансово-материальных основ для создания системы общественного телерадиомовлення;

высокая информационная зависимость Украины от зарубежных информационных ресурсов;

недостаточный уровень использования украинского языка в аудиовизуальных (электронных) и печатных средствах массовой информации, Интернете;

нехватка системных государственно-управленческих решений, направленных на обеспечение защиты стратегических национальных интересов на международном уровне, в частности относительно возможности контролировать и регулировать потоки информации з-поза границ государства с целью сдерживания законов Украины, прав и свобод граждан, гарантирования национальной безопасности государства.

Результаты анализа отмеченных и других проблем в информационной сфере свидетельствуют о необходимости усовершенствования государственной информационной политики, в частности относительно определения механизма государственной регуляции отношений в сфере обеспечения реализации права каждого на доступ к информации, укреплению материально-технических, финансовых, организационных, правовых и научных основ информационной деятельности, содействия постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов, содействия международному сотрудничеству в отрасли информации и гарантирования информационного суверенитета Украины.

Во время разработки концепции государственной информационной политики Украины стоит выходить из необходимости принятия таких базовых принципов:

– верховенства права;

– приоритета прав и свобод человека и гражданина, в частности права каждого на свободное получение, сбора, хранения и распространения информации;

– соблюдения баланса интересов лица, общества и государства, их взаимной ответственности;

– защиты национальных интересов, в частности в сфере национальной безопасности;

– обеспечение культурной, идеологической и политической багатоманитности в обществе;

– протекционистской политики относительно производства и распространения отечественной информационной продукции;

– содействие постоянному обогащению, обновлению и защите национальных информационных ресурсов;

– обеспечение независимости средств массовой информации;

– единства, системности и координации действий органов государственного управления и регуляции в информационной сфере;

– обеспечения надлежащей охраны и защиты информации, в частности предотвращение в соответствии с законом разглашению информации с ограниченным доступом;

– внедрение демократических стандартов относительно получения, сбор, хранение и распространение информации на международном уровне;

– непротиречности — главные мероприятия должны быть направлены на обеспечение государственных интересов Украины, но не противоречить социальным интересам граждан страны;

– социальной ориентации — финансирование государством только того, что направлено на информационное развитие социальной сферы;

– приоритета права перед силой.

Можно сказать, что взаимоувязанная реализация этих принципов будет обеспечивать государству выбор таких «правил игры» в общем информационном пространстве Украины, что будут отвечать и избранным общегосударственным стратегическим целям развития страны.

На основе выделенных принципов следует проводить оценку текущего состояния и определить приоритетные направления государственной информационной политики относительно всех компонентов информационной сферы.

План действий из развития этих компонентов информационной политики должен быть закреплен в долгосрочной стратегии, в рамках которой определяются цели и задания информационной политики исходя из ее концептуальных основ, а также средства и мероприятия по их реализации.

Долгосрочная стратегическая цель государственной информационной политики Украины – это формирование открытого информационного общества на основе развития единого информационного пространства целостного государства, его интеграция в мировое информационное пространство с учетом национальных особенностей и интересов при обеспечении информационной безопасности на внутригосударственном и международном уровнях. Для достижения указанной цели в процессе коренного реформирования основ украинской государственности на первый план в информационной сфере встают такие задания:

– укрепление единства информационного пространства и устранения информационных угроз целостности государства;

– создание информационных условий для интенсивного формирования гражданского общества;

– обеспечение информационной среды для постоянного открытого взаимодействия между государственной властью и гражданским обществом, что формируется;

– инвентаризация и определение всего комплекса условий, в том числе права собственности, владения и распоряжения, эксплуатации накопленных информационных ресурсов и существующих информационно-коммуникационных сетей и систем;

– создания правовых, экономических и организационных условий для объединения государственных и негосударственных информационных ресурсов, информационно-коммуникационных сетей и систем в единственную общегосударственную информационно-коммуникационную инфраструктуру и систему национальных информационных ресурсов;

– определение правил и условий функционирования национального рынка информационной продукции и услуг в новых экономических условиях, что содействуют его интенсивному и равноправному развитию по всей территории страны и интеграции в мировой информационный рынок.

Для решения поставленных заданий в рамках стратегии информационной политики должны быть предусмотрены определенные мероприятия, основными из которых есть следующие:

в законодательной сфере:

приведение законодательства об информации в соответствие с современными требованиями, его адаптация к нормам и стандартам законодательства Европейского Союза, в частности внедрение демократических стандартов относительно реализации права каждого на доступ к информации;

урегулирование вопросов относительно создания системы общественного вещания в Украине;

урегулирования отношений, которые возникают в процессе осуществления журналистами и другими работниками средств массовой информации своей профессиональной деятельности;

обеспечение прозрачности отношений собственности относительно средств массовой информации;

установление порядка предоставления статуса средств массовой информации

веб-ресурсам отечественного сегмента Интернет в соответствии с положениями статей 8 и 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод;

внедрение действенного государственного, парламентского и общественного контроля за соблюдением требований законодательства об информации и установлении ответственности за его нарушение;

во внешнеполитической сфере:

обеспечение свободного доступа граждан Украины к зарубежным информационным ресурсам, адаптации информационной продукции зарубежных производителей для отечественных потребителей;

содействие удовлетворению информационных потребностей заграничных украинцев;

содействие созданию и распространению информационной продукции украинским языком в глобальных компьютерных сетях и системах;

формирование позитивного международного имиджа Украины;

во внутриполитической сфере:

обеспечение прозрачности и публичности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления во время принятия управленческих решений, в частности внедрение демократических принципов их взаимоотношений со средствами массовой информации;

активное привлечение средств массовой информации к обсуждению социально значимых проблем, идей и проектов с целью подготовки общественности к восприятию новых явлений общественной жизни;

содействие развитию образовательных, учебно-воспитательных и других услуг в информационной сфере с целью повышения культурно-образовательного уровня украинского общества;

повышение эффективности использования информационной продукции для пропаганды культурных и духовных ценностей Украины, их популяризации за границей;

подъем авторитета отечественной журналистики, в частности путем содействия самоорганизации журналистской среды, повышения уровня редакционной независимости;

в экономической сфере:

создания конкурентоспособной национальной системы производства информационной продукции, развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры;

модернизация и реформирование государственных средств массовой информации, в частности реформирование коммунальных и государственных печатных средств массовой информации;

содействие развитию конкуренции, совершенствования антимонопольной политики в информационной сфере, в частности путем разработки и выполнения комплекса мероприятий, направленных на предотвращение поступления контрафактной информационной продукции, защиты отечественного информационного рынка, отечественного производителя и потребителей;

обеспечение развития и повышение эффективности использования объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, которые имеют стратегическое значение для экономики и национальной безопасности, с учетом конвергенции (сочетание) средств вещания и связи, а также развития новейших мультимедийных технологий;

защита прав потребителей информационной продукции путем сертификации оборудования и услуг, контроля их качества;

в научно-технологической сфере:

содействие поисковым фундаментальным и прикладным научным исследованиям в отрасли информационной деятельности, в частности разработке и внедрению новейших информационно-коммуникационных технологий;

поддержка научных исследований относительно повышения уровня плюрализма в средствах массовой информации, в частности в части влияния новых технологий;

создания необходимых условий для реализации права интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав;

содействие распространению информации о развитии и регуляции новых информационно-коммуникационных технологий, в частности о влиянии цифрового вещания на развитие общества;

в сфере защиты от вмешательства в сферу личной жизни человека и защиты общественной морали:

гарантирование права личности опровергнуть распространенные в средствах массовой информации неправдивые сведения, что ее касаются;

обеспечение соблюдения норм общественной морали, в первую очередь ограничение распространения информационной продукции, способной нанести вред человеку и обществу, в частности относительно проявлений нетерпимости, украинофобии, расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма, согласно с законом, что является необходимым в демократическом обществе в интересах национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты прав и свобод человека;

консолидация действий органов государственной власти и общества, направленных против распространения информационной продукции насильственного, жестокого и порнографического содержания, в первую очередь с целью защиты несовершеннолетних;

в сфере государственной безопасности:

обеспечение действенной защиты информационного суверенитета Украины, в частности отечественного сегмента Интернет;

активное привлечение средств массовой информации к борьбе с коррупцией и другими явлениями, которые угрожают национальной безопасности Украины, в частности установление права журналистов не сообщать об источнике информации, за исключением законодательно определенных случаев, когда такая информация обнародуется по решению суда;

недопущение каких-нибудь проявлений цензуры, других действий, которые препятствуют осуществлению журналистами профессиональной деятельности.

Содержательный аспект информационной политики кроме концептуальных и стратегических основ ее разработки и внедрения предусматривает и конкретные комплексы действий, которые должны быть детально проделаны в специальных программах информатизации за определенными отраслями и сферами деятельности как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Реализация таких программ должна опираться на определенное организационно-правовую систему государственной информационной политики.

Организационно-правовая система государственной информационной политики имеет функционально три основных уровня: стратегический, тактический и исполнительный (рисунок 2.5).

На стратегическом уровне определяются национальные интересы и их приоритеты в информационной сфере; формируются правовые основы для построения, развития системы национальных информационных ресурсов и управления этой системой; на основании главной стратегической цели государственной информационной политики относительно информационных ресурсов определяются функции и их рациональное распределение между организационными структурами, которые создаются для достижения стратегических целей; формируются основные правовые и организационные основы кадрового, финансового, материально-технического, информационного и других видов стратегического обеспечения системы управления национальными информационными ресурсами; осуществляется стратегическое прогнозирование развития информационной сферы и принятия политических и политико-правовых решений относительно усовершенствования системы управления этой сферой.

 

 
 


 

Этот уровень – уровень эффективного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, которые формируют фундаментальные основы информационной политики, разрабатывают ее правовые основы, устанавливают приоритеты и направления развития.

Активными участником этого уровня есть Президент Украины. Как председатель государства и гарант прав и свобод граждан, в том числе прав на информацию, свободу слова и мысли, Президент принимает активно участие в разработке стратегических основ информационной политики, формирует основы и обеспечивает реализации информационной безопасности государства. Президентом Украины принимаются активные меры относительно совершенствования системы управления информационной сферой. Важное политико-правовое значение имеют действующие Указы Президента Украины «О некоторых мероприятиях по защите государства в информационной сфере» (в 22.04.1998 г.), «О совершенствовании государственного управления информационной сферой» (в 16.09.1998 г.), «О мероприятиях по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Internet и обеспечения широкого доступа к этой сети» (в 31.07.2000 г.), «О дополнительных мероприятиях по беспрепятственной деятельности средств массовой информации, дальнейшего утверждения свободы слова в Украине» (в 09.12.2000 г.), «О первоочередных заданиях относительно внедрения новейших информационных технологий (в 20.10.2005 г.), «О Доктрине информационной безопасности Украины» (в 08.07.2009 г.) и др.

Деятельность в отрасли информации регламентирует ряд законов, принятых Верховной Радой Украины. К таким Законам можно отнести: «Об информации» (1992р.), «О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине» (1992р.), «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992р.), «О телевидении и радиовещании» (1993р.), «О научно-технической информации» (1993р.), «О государственной тайне» (1994р.), «Об информационных агентствах» (1995р.), «О национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» (1997р.), «О национальной программе информатизации» (1998р.), «О телекоммуникациях» (2003р.), «Об электронных документах и электронном документообороте» (2003р.), «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» (2006р.), «Об Основных основах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» (2007р.). В рамках формирования правового поля информационного общества Украины ведется работа над созданием Кодекса Украины «Об информации» (Информационного кодекса).

Главным органом исполнительной власти является Кабинет министров Украины (Правительство). Этот орган принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в информационной сфере, с этой целью он обеспечивает проведение информационной политики.

Центральным органом исполнительной власти, на который положено формирование стратегии информационной политики есть Министерство транспорта и связи Украины. В сферу компетенции министерства входят формирования и реализации государственной политики в отрасли связи, распределения и использования раидочастотного ресурса и в сфере информатизации, разработки и осуществления мероприятий по развитию и совершенствованию единственной национальной системы связи, повышения ее качества, доступности и постоянного функционирования, а также формирования Национальной программы информатизации и обеспечения ее выполнения.

Анализ состояния формирования и использования информационных ресурсов Украины свидетельствует о наличии ряда нерешенных важных проблем, связанных с дефицитом последовательности и системности внедрения мероприятий, направленных на усовершенствование управления информационными ресурсами на стратегическом уровне. В частности, реальностью является то, что правотворческий процесс осуществляется пидчас путем решения отдельных проблем в отдельных законах и подзаконных актах фрагментарно, без согласования с действующим законодательством, без учета специфики национальной ментальности, правовой культуры и правосознания населения. То есть, стратегически важной остается проблема координации правотворческого процесса относительно формирования правовых основ построения, обеспечения функционирования и развития системы управления информационными ресурсами Украины, а также развития информационной инфраструктуры страны.

Тактический уровень организационно-правовой системы государственной информационной политики связан с деятельностью органов государственной власти специальной компетенции, что осуществляют организационное, нормативно-методическое обеспечение выполнения законодательных актов, политических и политико-правовых решений Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, координация и контроль за формированием, использованием и защитой информационных ресурсов.

Одним из таких органов является Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины(Держкомтелерадио), который действует в соответствии с Положением о нем, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2007 года, является специально уполномоченным органом из обеспечения реализации государственной политики в информационной и издательской сферах. Держкомтелерадио является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Вице-премьер-министра Украины.

Основными заданиями Держкомтелерадио являются: анализ и прогнозирование тенденций развития информационного пространства Украины, рынка печатной, теле- и радиопродукции; координация деятельности государственных средств массовой информации, в частности Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, государственной телерадиокомпании «Крым», областных телерадиокомпаний, Киевской и Севастопольской региональных государственных телерадиокомпаний, издательства, с целью обеспечения распространения официальной информации относительно важнейших политических, экономических, а также других вопросов и общественных процессов в государстве; разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие издательского дела, отечественных средств массовой информации, других производителей информационной продукции.

Другим ведущим органом в регуляции информационной сферы является Государственный комитет информатизации Украины(Держкоминформатизации), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра транспорта и связи.

Основными заданиями Держкоминформатизации являются:

– участие в формировании и реализации государственной политики в сфере информатизации и эффективного использования и защиты национальных информационных ресурсов;

– разработки и осуществления мероприятий по развитию и совершенствованию инфраструктуры информатизации, системы национальных информационных ресурсов и информационных услуг, повышения их качества и доступности;

– координация деятельности центральных и местных органов исполнительной власти из выполнения общегосударственных программ и проектов информатизации, предоставления юридическим и физическим лицам услуг с использованием электронных средств;

– формирование Национальной программы информатизации и обеспечения ее выполнения;

– содействие развитию предпринимательства на конкурентных основах в сфере информатизации, формирование и использование национальных информационных ресурсов и предоставление информационных услуг;

– создание условий для развития национального информационного пространства, интеграции сфер информатизации, телекоммуникаций, информационных ресурсов Украины в европейское и мировое информационное пространство.

В составе Министерства транспорта и связи Украины действует также такой орган, как Государственная администрация связи, которая принимает участие в реализации государственной политики в сферах телекоммуникаций, пользования радиочастотным ресурсом Украины и предоставления услуг почтовой связи, а также осуществляет государственное управление в этих сферах. Данный орган разрабатывает и внедрит в практику мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей общего пользования и сетей почтовой связи, улучшения их качества, обеспечения доступности и постоянного функционирования; принимает участие в пределах своих полномочий в формировании и реализации государственной тарифной политики в сфере телекоммуникаций и почтовой связи, а также в создании условий для интеграции этих сфер в мировое информационное пространство.

Соответственно директивам Европейского Союза и Генеральному соглашению Мировой организации торговли (ГАТТ СОТ) в Украине в 2005 году был создан независимый орган регуляции в отрасли связи – Национальную комиссию по вопросам регуляции связи Украины (НКРЗ). НКРЗ является коллегиальным центральным органом исполнительной власти со специальным статусом и действует согласно с Законами Украины «О телекоммуникациях», «О радиочастотном ресурсе Украины», «О почтовой связи». К основным функциям НКРЗ принадлежат:

– лицензирование видов деятельности и регистрация операторов и провайдеров в сфере предоставления телекоммуникационных и почтовых услуг;

– лицензирование в сфере пользования радиочастотным ресурсом Украины;

– распределение, присвоение и учет номерного ресурса;

– государственный надзор за пользованием радиочастотным ресурсом Украины, рынком телекоммуникаций и рынком почтовых услуг;

– проверка сдерживания субъектами рынков телекоммуникаций и почтовых услуг лицензионных условий, контроль за сдерживанием субъектами рынка законодательства в отрасли связи;

– координация работ из подтверждения соответствия радиоэлектронных средств, что производятся в Украине и ввозятся из-за границы;

– международная координация и международно-правовая защита частотных присвоений Украины с другими странами;

– обеспечение проведения конверсии радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования;

– осуществление тарифной регуляции в отрасли связи;

– установление порядка взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций; регуляция взаимодействия операторов телекоммуникаций при взаемозъеданни телекоммуникационных сетей, обеспечения досудебного решения споров операторов, провайдеров телекоммуникаций по этим вопросам;

– рассмотрение обращений потребителей услуг связи и принятия соответствующих решений;

– осуществление управления и контроль за деятельностью Государственной инспекции связи и Украинского государственного центра радиочастот.

В соответствии с Законом, Государственная инспекция связи образуется в составе НКРЗ, а Украинский государственный центр радиочастот передается от Министерства транспорта и связи к сфере управления НКРЗ.

Главным органом в сфере обеспечения информационной безопасности является Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины(Держспецзв'язку). Эта служба является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, основными заданиями которого является реализация государственной политики в сфере защиты государственных информационных ресурсов в сетях передачи данных, обеспечения функционирования Государственной системы правительственной связи, Национальной системы конфиденциальной связи, криптографической и технической защиты информации. Необходимость существования такого государственного органа также определена в Законах Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и тому подобное.

С целью содействия развитию единого информационного пространства Украины и обеспечения защиты национальных информационных ресурсов 6 декабря 2001 года на основании Указа Президента Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины, которая является консультативно-совещательным органом. Основными заданиями Комиссии являются:

– анализ состояния и возможных угроз национальной безопасности Украины в информационной сфере и обобщение международного опыта относительно формирования и реализации информационной политики;

– анализ осуществления отраслевых программ и выполнения мероприятий, связанных с реализацией министерствами и другими центральными органами исполнительной власти государственной политики в информационной сфере;

– разработка и внесение Президенту Украины и Совету национальной безопасности и обороны Украины предложений относительно определения национальных интересов Украины в информационной сфере, концептуальных подходов к формированию государственной информационной политики и обеспечению информационной безопасности государства;

– осуществление системных мероприятий, направленных на совершенствование информационной политики Украины, реализацию государственной стратегии развития и защиты национального информационного пространства и входа Украины в мировое информационное пространство;

– усовершенствование системы правового и научного обеспечения информационной безопасности Украины;

– развития информационной инфраструктуры государства, в частности по вопросам модернизации ее материально-технической базы и надлежащего финансового обеспечения;

– организации и порядка межведомственного взаимодействия министерств, других центральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения информационной безопасности;

– усовершенствование системы оперативного информационно-аналитического обеспечения Президента Украины (в том числе альтернативной информацией) в сфере национальной безопасности и обороны.

Таким образом, на тактическом уровне организационно-правовой системы государственной информационной политики функционируют многие субъекты регуляции общественных отношений в этой сфере, которые решают целый комплекс задач и направляют развитие информационного пространства Украины. Однако определенные важные функции государственного управления на этом уровне остаются не определенными, а именно:

осуществления общегосударственных мероприятий организационного, нормативно-методического обеспечения, координации и контроля;

планирование конкретных мероприятий и оперативное управление системой и ее структурными элементами;

организация государственной регистрации информационных ресурсов, которые содержат государственную тайну и другую информацию с ограниченным доступом;

организация государственной регистрации информационных ресурсов, полученных в процессе международного сотрудничества (отдельно, открытых информационных ресурсов и, отдельно, информационных ресурсов с ограниченным доступом, но в единственном технологическом контуре);

ведение учета государственных информационных ресурсов как имущества или неимущественных активов, внедрения порядка их закрепления в оперативное управление и хозяйственное ведание;

финансирование мероприятий по формированию государственных информационных ресурсов, определения порядка предоставления платных услуг на основе разных видов использования государственных информационных ресурсов и формирования информационного рынка;

государственная регистрация и координация деятельности в сфере разработки и внедрения информационных технологий;

разработка и внедрение организационных мероприятий, нормативно-методического обеспечения, координация и контроль в сфере охраны информации с ограниченным доступом, что не составляет государственной тайны;

мероприятия организационного, нормативно-методического обеспечения, координация и контроль за реализацией государственной информационной политики в сфере защиты лица, общества и государства от порочной, недостоверной, недоброкачественной информации, то есть обеспечение информационной безопасности в широком понимании этого понятия.

Анализ второго и третьего уровней государственного управления и защиты информационных ресурсов свидетельствует, что на государственном уровне не определен ряд управленческих функций, которые соответственно и не выполняются. В частности, начиная с уровня исполнительной власти, не образованная управленческая вертикаль относительно формирования и использования информационных ресурсов, отсутствуют некоторые организационно-правовые элементы системы управления и защиты информационных ресурсов. Да, на исполнительном уровне, на котором обеспечивается непосредственное выполнение законодательных и нормативно-правовых актов, порядка и правил формирования, распространение, использования и защиты информационных ресурсов, осуществляется ведомственный и территориальный контроль.