Институционная составляющая развития информационной экономики

Основы управления развитием информационной экономики

Тема 2.

2.1. Институционная составляющая информационной экономики

2.2 Процессы развития информатизации национальной экономики

2.3 Государственная информационная политика

Развитие информационных технологий стало не только предпосылкой перехода к новой стадии развития общественных отношений в пределах информационной экономики, но и главной причиной инновационных модификаций современной экономической теории, появления новых ее направлений и школ. Особенное внимание при этом следует обратить на институционную теорию, поскольку именно она, по нашему мнению, наиболее полно отображает реалии современного общественного бытия.

Рассмотрим эти теории детальнее из позиции институциализма. Так, как известно, человеческое общество представляет собой сложную систему общественных отношений: политических, социальных, психологических, экономических, экологических и тому подобное. Важным есть то, что именно от того, какой именно информацией (относительно объектов отношений, друг друга, наличия определенных институционных факторов и тому подобное) владеют участники этих отношений, зависит как форма проявления отношений, так и вообще их существование. Особенно это актуально в информационном обществе, в котором имеющаяся информация встает одним из главных факторов производства и эффективного распределения товаров и услуг.

На протяжении двухсот лет экономисты использовали простые экономические модели, построенные на предположении о полноте и точности информации, то есть на том, что все заинтересованные стороны имеют идентичную общедоступную информацию по определенному вопросу. Однако, как свидетельствует практика, это не отвечает действительности. Поэтому на изменение классической экономической мысли, что базируется на таких фундаментальных понятиях, как наличие совершенной конкуренции, автоматическое стремление рыночной экономики к «классическому» равновесию спроса и предложения, полнота информации в условиях рыночного ведения хозяйства, пришел институциализм. Институциалисти принципиально отбрасывают такую базовую посилку либеральной экономической доктрины, как отсутствие у субъектов ведения хозяйства проблем получения и использования информации. Они доводят, что такой подход, когда наличие полной информации принимается за аксиому, не имеет под собой крепкого основания, потому что даже маленькие расхождения или неточности в информации могут иметь существенное влияние на поведение экономики.

Так согласно с теоремой экономики благосостояния, на которую очень часто опираются представители неоклассической школы в экономике, каждый экономический агент преследует свои собственные цели, а ресурсы распределяются эффективным, а точнее Парето-оптимальным образом, то есть когда невозможно увеличить отдачу ресурсов от одного производства, не уменьшив ее на большую величину от другого. Тем самым достигается максимизация производства товаров и услуг в в?стране. Такое распределение ресурсов возможно лишь при выполнении таких условий: экономике страны все рынки в совершенстве конкурентные (то есть все агенты наделены одинаковой рыночной властью); имеющаяся полная система рынков в стране; все рыночные агенты имеют доступ к полной информации (условие полноты и симметричности информации).

То есть условие полноты информации является одним из условий эффективного распределения ресурсов, а следовательно, и максимизации выпуска товаров и услуг. Именно в процессе возникновения экономических отношений обязательно должна иметь место симметричность информации об определенных признаках и характеристиках предмета этих отношений. Например, при отношениях купли-продажи необходимая одинаковая информация о потребительских качествах, полезности товара, который является предметом купли-продажи как у продавца, так и у покупателя. Другое положение вещей может вызывать обратную селекцию на рынке, что нарушит действие рыночного механизма относительно его регуляции.

Однако, как свидетельствует экономическая практика, состояние симметрии информации является идеальным понятием, но в действительности частой является другая ситуация, когда часть участников рынка владеет информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица. Именно такая асимметричность информации является серьезной причиной, что порождает неопределенность эффективного использования средств и ресурсов.

Первыми, кто увидел, что рынок, который настраивается на несовершенство, может и не быть наилучшим способом распределения ресурсов, были американские ученые Дж. Ейкерлоф, М. Спенс и Дж. Штиглиц, которые в 2001 году получили Нобелевской премией за анализ рынков с асимметричной информацией. Эти ученые создали новую теорию, которая пидвергла критике классические позиции экономического либерализма, указав на недостатки рыночной саморегуляции через существование информационной асимметрии, тем самым сприявши последующему развитию неоинституциональной экономической теории.

Джозеф Штиглиц подчеркивает необходимость функционирования таких институтов, что бы направляли и регулировали рыночное развитие, способствуя преодолению информационной асимметрии. К таким институтам он, прежде всего, относит государство в лице правительства. Его соратник Джордж Ейкерлоф придержуеться несколько другой мысли. На его взгляд, существуют лишь два способа их решения – гарантии и репутация. Принудить реализовать гарантии можно только через суд. Так же, как и приобрести порядочную репутацию можно только в открытом обществе, когда каждый гражданин государства будет иметь свободный доступ к информации обо всех хороших делах и неурядицах каких-нибудь компаний-продавцов.

Так или иначе, и Джозеф Штиглиц, и Джордж Ейкерлоф определяют необходимость определенных институтов (государства, права, гарантий, репутации), что способные осуществлять влияние на информационную составляющую функционирования рынка. При этом важно понять экономическую сущность такого понятия, как «институт».

По определению Р.Нуреева институт – это «правила игры в обществе, или созданы человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мероприятий, которые обеспечивают их выполнение». Они создают структуру побудительных мотивов человеческой деятельности, уменьшают неопределенность, организуют повседневную жизнь.

Интересным вопросом при этом являются способы и инструменты осуществления влияния институтов на информационную составляющую функционирования рынка. Важное место при этом занимает информатизация как широкомасштабное использование информационных коммуникаций во всех сферах хозяйственной деятельности с целью как можно меньшей информационной асимметрии (при невозможности ее полного устранения) между ее субъектами. Именно информатизация сможет как предоставить информационные преимущества в конкурентной борьбе, так и уменьшить «информационный отрыв» между участниками экономических отношений.

Информатизации всех сфер общественной деятельности и переход к информационному обществу предусматривает существенное изменение всей экономической системы общества и государства, поскольку рост и вес информационной индустрии для национальной и мировой экономик становляться все более значимыми.

Развитию институционной теории содействует и появление нового направления в современной экономической науке – исследование формирования и функционирование информационной экономики.

Формированию новой экономической системы, которой является информационная экономика, предшествует бурный научно-технический прогресс абсолютно во всех сферах общественной деятельности. В ходе научно-технической революции наука уже сегодня превратилась в непосредственную производственную силу. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, в индустриальной – капитал, то для информационной экономики – это информация и знание.

Трансформация общественного производства и переход к информационной экономике определяет в основе ее невещественной составляющей становления творчества как самой распространенной формы производительной деятельности. В отличие от труда, творчество является высшим и более совершенным типом деятельности; ее побудительный мотив связан с внутренними потребностями лица, стремлением к самореализации, развития и приумножения своих знаний и возможностей. Как способность человека к созданию чего-то оригинального, субъективно или объективно нового, творчество существовало всегда, однако как хозяйственный феномен она стала играть ведущую роль в когнитивной экономике.

Анализ в свету выраженных позиций социально-экономических процессов, которые разворачиваются в странах, которые достигли постиндустриальной стадии развития, позволяет утверждать, что предпосылки перехода к информационной экономике, которые формируются уже сегодня, имеют как объективную, так и субъективную составляющие. С одной стороны, высокий уровень производительных сил открывает возможность быстрого развития сферы услуг и информационного сектора, что требует от людей высокой квалификации; развитие человеческих способностей становится в такой ситуации абсолютно необходимым с точки зрения хозяйственного прогресса.

Из другой стороны, когда довольные материальные потребности людей, а их социальный статус зависит от личного потенциала, целые самосовершенствования естественным образом выходят на первые позиции в иерархии мотивов деятельности работника. С изменением мотивационной структуры начинает формироваться тип лица, ориентированного не на максимизацию материального потребления, а на достижение внутренней гармонии и совершенства. В этих условиях развитие человека оказывается тождественным развитию производства знаний – главной составляющей информационной экономики. Круг запирается; новая система воссоздания общественного достояния становится самодостаточной и самоподдерживается.

Информатизация общества содействует прогрессивному развитию производственных мощностей, повышению интеллектуального потенциала и культурного уровня, созданию условий для перехода на следующий этап развития – интеллектуальный, на котором большинство населения будет занято в сфере производства интеллектуального продукта. Предпосылки для такой постінформаційної стадии, можно видеть уже сейчас – это определенная интеллектуализация общества, обусловленная вызванными информатизацией совершенствованием и усилением когнитивных социальных структур и процессов.

Внутренние институты стимулируют развитие экономической системы, основанной на знаниях как главного фактора производства – это внутренние мотивы и стимулы, которые побуждают к творческой деятельности, это интеллектуальный потенциал как отдельной личности, так и определенной общественной формации. Влияние этих институтов имеет внутренний характер, то есть проявляется в сознании определенной личности.

Внешние институты, такие как новые стандарты, нормы, технологии производства и управления, инновации и новейшие достижения во всех сферах общественной деятельности являются не только результатами научно-технического прогресса, но и институтами, которые задают основные направления развития информационной экономики. К ним можно также отнести определенные социальные средства и методы, содействующие воссозданию и развитию научного знания, нормы информационной культуры, что формируют сознание общества и задают новые общественные стремления и стандарты жизни.

При такой классификации целесообразно предложить выделение в отдельные группы институтов государственной регуляции общественно-экономических превращений и рыночные институты координации социально-экономического прогресса. Такой подход позволяет рассмотреть формирование информационной экономики с одной стороны как саморазвитой системы, что базируется на рыночных механизмах развития, а из другой стороны – как системы, которая нуждается в координации со стороны государства с целью содействия ее эффективному развитию, соблюдения социальных гарантий и стандартов жизни, формирования единого информационного пространства государства и тому подобное.

Основным фактором, определяющим развитие современной экономики, есть ее информатизация. Новая социально-экономическая формация, что развивается под воздействием информационных технологий, настолько же отличается от индустриального общества, как последнее отличается от аграрного.

В формировании информационной экономики главную роль играют внутренние мотивы и правила. Это обусловливает связь теории информационного общества с таким направлением неоинституционализму, как теория общественного выбора, которая основана на исследовании поведения индивиду в новых экономических условиях.

Теория общественного выбора концентрирует внимание на процессе принятия управленческих решений, на исследовании их предпосылок и возможных результатов. Эта проблематика тесно связана с такой категорией теории информационного общества, как информатизация. Информатизация как комплекс мероприятий по уменьшению неопределенности и информационной непрозрачности процессов общественно-экономического воссоздания через внедрение в управленческую деятельность инфокомуникацийних технологий, способствует принятию эффективных управленческих решений в короткий срок и с минимальными расходами организационных ресурсов.

Центром исследования теории общественного выбора является поведение индивиду, который за собственной волей решает, в какой общественной или хозяйственной организации ему оставаться.

Из другой стороны, развитие информационного общества на основе внедрения инфокомуникацийних технологий во всех сферах общественной деятельности способствует появлению новых норм поведения и культурных ценностей, которые формируют информационную культуру. Этот процесс, в свою очередь, влияет на поведение индивиду, изменяя ее в соответствии с новыми условиями деятельности.

Очень часто индивид использует те преимущества, которые ему предоставляет общественный прогресс (в том числе и информатизация) для максимизации своей выгоды и эксплуатации других в своих целях. Это, по мнению Дж. Бьюкенена и Г. Таллока, есть вполне естественном процессом. Так эти авторы отмечали, что «ни одно общество, в котором людям (нескольким или всем) предоставленная свобода выбора, не может предотвратить эксплуатацию человека человеком, группы группой. Наша теория очень полезна в этом плане, поскольку она позволяет нам вполне выразительно проиллюстрировать данное положение. Выбор альтернативных институтов сводится к выбору такой их системы, которая минимизирует расходы (максимизуе выгоды) жизни в содружестве».

Таким образом, инфокомуникацийни технологии с их почти неограниченными возможностями в новых условиях ведения хозяйства способны предоставить не только информационные преимущества в принятии управленческих решений, но и создать на своей основе новую систему регуляторов общественного поведения – информационную культуру, что будет способствовать объединению отдельных субъектов ведения (людей, общественных организаций, фирм, региональных структур и тому подобное) хозяйства для общей реализации взаимных выгод от социально-экономической и информационной взаимозависимости.

В таких условие особенной актуальности приобретает другое направление развития неоинституциализму – теория агентов (теория экономических организаций). Это обусловлено тем, что процессы информатизации начинают свое развитие именно на уровне отдельных экономических агентов – предприятий, фирм. За свою цель они, перед всем, имеют упрощение многих производственных и управленческих процессов на уровне этих агентов, тем самым способствуя эффективному принятию управленческих решений. Только развитие информационной деятельности на основе новых инфокомуникацийних технологий на уровне конкретных организаций является необходимым условием для последующих информатизацийних процессов на региональном, национальном, межгосударственном и, как итог, глобальному уровнях.

Нужно отметить, что теория экономических организаций нашла свое развитие не только в рамках неоинституциализму, но и в неоклассической экономической теории. Однако представители последней часто отождествляют понятие «фирма» или «организация» с производственной функцией. В следствие чего вне поля зрения остаются такие вопросы, как причины возникновения и существования фирмы, особенности ее внутреннего устройства, информационные процессы, которые в ней происходят. Можно сказать, что неоклассическая теория ставит знак уравнения между фирмой (организацией) и индивидуальным экономическим агентом.

Неоинституционализм представляет собой попытку преодолеть такой упрощенный подход благодаря трансакциональной теории фирмы. Развитие этой теории осуществлялось на основе нескольких фундаментальных идей, связанных с именами ряда известных ученых. Так в 1937 г. выдающемуся экономисту Рональду Коузу удалось вперши поставить и частично решить вопрос, который традиционной экономической теорией так и не относилось – почему существует фирма, если есть рынок.

Хотя основателем трансакциональной теории фирмы по праву считается Р. Коуз, хронологически ей предшествовала концепция Ф. Найта, изложенная в книге «Риск, неопределенность и прибыль» (в 1921 г.). Характерным признаком фирмы Ф.Найт считал отношение найма и связывал ее существование с тем, что она способствует лучшему распределению риска между рабочими (которые стремятся избежать риска) и предпринимателями (нейтральными к риску).

Объяснение Р. Коуза несколько другое. По его мнению, устремление до экономии трансакцийних расходов (то есть расходов, связанных с заключением и реализацией фирмой соглашения – трансакции) является решающим при выборе организационной формы и размеров фирмы. Именно стремление избежать затраты из заключения соглашения на рынке, по мнению Р.Коуза, объясняет существование фирмы, в которой распределение ресурсов осуществляется административным путем (с помощью приказов, а не на основе ценовых сигналов). В пределах фирмы сокращаются расходы на осуществление поиска партнеров, исчезает необходимость частого перезаключения контрактов, деловые связки приобретают стойкость.

Влияние трансакцийних расходов усиливается с активным протеканием информатизацийних процессов, поскольку осложняется структура и функции новой экономической системы, которой является информационная экономика. Поэтому важным научным заданием исследования формирования и развития информационной экономики в контексте институционной теории является определение особенностей трансакцийних расходов широкомасштабных информационных превращений, что представляет собой информатизация.

Да, нужно отметить, что влияние информации на воспроизводительный процесс на нынешнем этапе развития носит двоякий характер. С одной стороны, знание и информация выступают как обязательный первичный элемент научно-технологических исследований, на базе которых осуществляет свое развитие информационная экономика; а с другой – информационный ресурс используется в экономической системе точно так же, как труд или капитал, то есть можно говорить о прямой зависимости между экономическими результатами и количеством информации, введенной в экономическую деятельность.

Рассмотрим сначала в упрощенной форме воспроизводительный процесс из информационных позиций. В соответствии с классической схемой, предложенной Карлом Марксом, его первой фазой является процесс производства, который в современных условиях начинается с научных исследований и опытно-конструкторской разработки нового продукта-товара. В доиндустриальну эпоху исследованию этой стадии предоставлялось неподобающее внимание, поскольку проект производства товара был оторван во времени и просторные от производственного процесса. На стадии НДДКР создается информационный (интеллектуальный) продукт в форме проектов, изобретений, методик и т. п., который после соответствующего юридического оформления (лицензирование, патентование) пополняет невещественные активы предприятия. Таким образом, соответствующее будущему продукту понятие рождается ранее самого материального продукта, то есть информационный процесс (возникновения идеи, замысла и тому подобное) предшествует физическому.

Важнейшей границей современного производства стал чрезвычайно высокий удельный вес НДДКР в общей структуре производительных расходов. Влияние информационной составляющей (в данном случае – НДДКР, процессов широкомасштабной информатизации производства и распределения) на материальный процесс производства заключается в возникновении эффекта растущей отдачи на масштаб производства, который реализовывается в результате наличия расходов (на НДДКР, информатизацию производственных и управленческих процессов и тому подобное), не зависимых от этого масштаба, но что обычно поддаются вычислению из общей суммы расходов.

На этапе производства продукт проходит через последовательные технологические цепи, для реализации каждого из которых предприятие должно приобрести необходимые технологии, изобретения, проекты, материальные ресурсы, услуги других предприятий. Для минимизации собственных расходов производства и максимизации выпуска нужно постоянно внедрять организационные, технологические, управленческие и другие инновации на основе консалтинга, а также учебы и переподготовки кадров. Совокупность этих информационных расходов, сопровождающих процесс производства, Коузом была названа трансакцийними расходами, которые имеют первостепенное значение при обґрунтуванні рациональных размеров фирмы. При этом особенное внимание обращается на их ценовой фактор и неравномерность информационного обеспечения участников операций. Как отмечал Д. Норт, «трансакцийни расходы возникают в результате того, что информация владеет ценой и асимметрично распределенная между сторонами обмена».

Завершающей стадией воспроизводительного процесса выступает реализация произведенной продукции. Здесь решающее значение имеют постоянные маркетинговые исследования рынка сбыта продукции, что часто изменяется, реклама и другие информационные мероприятия, связанные с продажей товара. Таким образом, информационный фактор и на этой стадии исполняет определяющую роль. Когда продукт труда становится товаром, происходит отчуждение информации, она начинает жить самостоятельно. Ее движение не только сопровождает продвижение товаров, но и предшествует ему. Возможен и такой вариант, когда движение информации о товаре не влечет за собой продвижения самих товаров (операция, что не состоится). Реализация товара в рыночном хозяйстве осуществляется на соответствующем рынке, который в постиндустриальном обществе становится информационным как по своей сути, так и по форме проявления.

Сегодня интенсивный тип экономического роста носит в основном информационный характер и обеспечивается информатизацией на основе увеличения частицы использования новых инфокомуникацийних технологий, знаний, НДДКР; повышением уровня подготовки сотрудников; внедрением прогрессивных форм и методов организации производственной и управленческой деятельности.

Развитие инфокомуникацийних технологий и их эффективное использование имеет не только позитивные последствия для общественной деятельности, такие, как развитие наукоемких производств и высоких технологий, роста производительности труда и тому подобное. В процессе информатизации наблюдаются и негативные моменты, к которым можно отнести информационную асимметрию развития отдельных экономических агентов, информационные манипулирования владельцев большей частицы информационных ресурсов, искажения информации, осложнения доступа к ней. И позитивные, и негативные последствия информатизации можно назвать, следуя институционной теории, екстерналиями или внешними эффектами, которые касаются не непосредственно ее участников, а третьих лиц.

Между екстерналиями и трансакцийними расходами существует тесная взаимозависимость, которая установлена теоремой Коуза: «если права собственности четко определенные та трансакцийний расходы равняются нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменными и эффективным независимо от изменений и распределения прав вланости». В соответствии с этой теоремой, можно сделать вывод, что в условиях нулевых трансакцийних расходов рынок сам способный преодолеть екстерналии.

Таким образом, раскрывается экономическое содержание прав собственности. Так негативные последствия экономического развития проявляются тогда, когда права собственности определены нечетко. Когда же права собственности определены четко, тогда все екстерналии интернализуються и направляются на достижение позитивных эффектов. Это вполне очевидно и для развития информационной экономики. Не случайно главным полем конфликтов в новых условиях ведения хозяйства является право собственности на информационные ресурсы, которая тесным образом связанная с таким понятием, как институт интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – это закрепление законом права на результаты интеллектуальной деятельности человека в производственной, научной, литературной и художественной сферах.

Интеллектуальная деятельность – это творческая деятельность человека, результатом которой является качественно новый объект, который характеризуется неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Такие результаты относятся к невещественным объектам.

Следует заметить, что под интеллектуальной собственностью понимают не сам результат интеллектуальной деятельности, а право на этот результат.

Интеллектуальная собственность является невещественным объектом. Отсюда походит ряд существенных особенностей, связанных с присвоением объектов интеллектуальной собственности.

- над объектом интеллектуальной собственности невозможно установить физическое владение;

- объект интеллектуальной собственности может использоваться одновременно в разных местах разными людьми;

- для того, чтобы присвоить объект интеллектуальной собственности, достаточно в большинстве случаев получить о нем информацию.

Эти особенности обусловливают повышенную сложность охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Имущественные и неимущественные права на объекты интеллектуальной собственности взаимосвязаны и тесно переплетенные, составляя неразрывное единство.

Соответственно действующему законодательству к объектам интеллектуальной собственности относятся :

– изобретения, полезные модели, промышленные образцы, которые охраняются патентным правом;

– произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты авторского и смежных прав, которые охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах»;

– программы для ЭВМ и базы данных, что охраняются законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

– топология интегральных микросхем, которые охраняются законом «О правовой охране топологии интегральных микросхем»;

– селекционные достижения, которые охраняются законом «О селекционных достижениях».

Особенное внимание необходимо обратить на информационные технологии. В настоящее время алгоритмы и программы для ЭВМ получили значение программной продукции. Эта продукция соединяет в себе результаты интеллектуального творчества и индустриального труда большой сложности. Известно, что расходы на создание программных средств во много раз превышают расходы на производство самих ЭВМ. Программа для ЭВМ как объект интеллектуальной собственности, что защищается авторским правом, является объективной формой представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата

Необходимо отметить, что защита прав интеллектуальной собственности остается проблемой в Украине — и она больше всего страдает от последствий этой проблемы. У Украины большой потенциал в отрасли высоких технологий. Но некоторые компании просто не хотят инвестировать, поскольку они не без основания считают, что их авторские права будут нарушены, а интеллектуальная собственность украдена.

Опыт во многих местах показывает, что быстрее развиваются те страны, которые приняли эффективные законы относительно интеллектуальной собственности и готовые бороться с нелицензионной продукцией. Или в Украине, или где-то в других странах защита интеллектуальной собственности слаба. Маленькая группа, что производит пиратскую продукцию, получает огромные прибыли, в то время как музыканты, изобретатели, разработчики программного обеспечения страдают от этого. И население страны в целом лишено преимуществ легитимного экономического роста и позитивного инвестиционного климата.

В условиях функционирования информационной экономики результаты творческой деятельности (научно-технической и духовной) приобретают товарную форму. Они непосредственно определяют уровень интеллектуального потенциала страны и являются основной движущей силой социально-экономического развития. Поэтому право интеллектуальной собственности является важнейшим институтом регуляции общественных отношений, и, в то же время, самостоятельным научным направлением в рамках развития теории институционализму.

Таким образом, при условиях развития современной экономической мысли особенно актуальным есть обґрунтування новых методологических основ управления развитием информационной экономики. Наиболее пригодной для этого является институционная методология, которая полностью отвечает подходу современной экономической теории, что направлена на формирование теоретических и практических основ развития информационного общества. Институциализм позволяет проанализировать подвижные силы общественных превращений, исследовать неравномерность процессов информатизации социальной и экономической систем, выявить роль формальных и неформальных, внутренних и внешних институтов в социально-экономическом развитии, провести анализ их взаимосвязи и взаимодействия. Институциализм служит надежным підґрунтям для анализа процессов информатизации общественного бытия и функционирования информационной экономики.