Вопрос 2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.
Как официальный документ, исходящий от органа государственной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.
Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности.
Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств и ведомств регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения, распоряжения и постановления, местных органов государственной власти и управления;
5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
6) локальные нормативные акты — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты:
Ø государственных органов;
Ø иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
Ø совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
Ø принятые непосредственно народом на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
Ø общефедеральные;
Ø акты субъектов Российской Федерации;
Ø акты органов местного самоуправления;
Ø локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:
Ø неопределенно-длительного действия;
Ø временные.
ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю»
Начальник кафедры ТиИГП
майор внутренней службы
___________О.В. Демидова
«____» ___________ 2010 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)
проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»