Вопрос 2. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носите­лем юридически значимой информации.

Нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государствен­ной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) но­мер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каж­дый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все рекви­зиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некото­рые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполня­ют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют норма­тивный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-пра­вовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отче­ство человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что пра­вотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у норма­тивно-правового акта порождает справедливые сомнения в его под­линности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) гла­вы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий уч­редительный политико-правовой акт, закрепляющий консти­туционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Кон­ституцией;

3) федеральные законы — акты текущего законодательст­ва, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов федерации — издаются их представи­тельными органами и распространяются только на соответст­вующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отли­чие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широ­кой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств и ведомств регулируют, как правило, общест­венные отношения, находящиеся в пределах компетенции дан­ной исполнительной структуры;

4) решения, распоряжения и постановления, местных органов государст­венной власти и управления;

5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

6) локальные нормативные акты — предписания, приня­тые на уровне конкретного предприятия, учреждения и орга­низации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от правового положения субъекта право­творчества различают нормативные акты:

Ø государственных органов;

Ø иных социальных структур (муниципальных органов, проф­союзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

Ø совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Ø принятые непосредственно народом на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты де­лят на:

Ø общефедеральные;

Ø акты субъектов Российской Федерации;

Ø акты органов местного самоуправления;

Ø локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия существуют норматив­ные акты:

Ø неопределенно-длительного действия;

Ø временные.

 

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»