Социальная и социологическая роль опросов
Специфика опросов
Виды опросов
Опрос - как метод исследования в социологии
Типология организаций
Организационные формы:
1. Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.
2. Общественные союзы, цели которых вырабатываются изнутри и являются обобщением индивидуальных целей участников. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей.
3. Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т.п.)
Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).
1. - письменные (анкеты, тесты)
2. - устные (интервью)
3. - очные
- заочные
Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.
Опрос -это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:
· психологическое состояние респондента в момент опроса;
· ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
· содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)
·Различают вопросы:
·- открытые
·- закрытые (с перечнем вариантов ответов)
- прямые, личные
- косвенные, безличные
проблема достоверности информации.
качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.
Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.
Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.
Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.