Типы семейных структур.
Функции социальных институтов.
Признаки социальных институтов.
Понятие института и институционализация
Институт семьи.
Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Семья | Образование | Государство | Экономика | Религия | ||||
I. Кодекс устный и письменный. | ||||||||
Нормы: | ||||||||
некоторые семейные запреты и допущения | учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся | конституция | ||||||
Статусы: | ||||||||
жена, ребёнок, теща | Студент, преподаватель, декан | президент, политический лидер | ||||||
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект. | ||||||||
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... | любовь к знаниям, карьерная ориентация | получение прибыли, расчетливость, бережливость | ||||||
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. | ||||||||
дом, индивидуализм, романтическая любовь | идеология академической свободы, равенство при обучении | право на труд, свободная торговля. | ||||||
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. | ||||||||
брачные ритуалы | эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, | флаг | фабричная марка | |||||
V. Материальные условия. | ||||||||
дом, мебель | аудитории, библиотеки, оборудование. | производственные отношения и оборудование | ||||||
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).
семья:
· репродуктивная функция
· функция передачи статуса (сословных имуществ)
· функция эмоционального удовлетворения
Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение.
семья: -сексуальное регулирование
Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением).
семья: -защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).
Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами.
семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение)