Типы семейных структур.

Функции социальных институтов.

Признаки социальных институтов.

Понятие института и институционализация

Институт семьи.

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

Семья Образование Государство Экономика Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся конституция    
Статусы:
жена, ребёнок, теща Студент, преподаватель, декан президент, политический лидер    
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... любовь к знаниям, карьерная ориентация   получение прибыли, расчетливость, бережливость  
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь идеология академической свободы, равенство при обучении   право на труд, свободная торговля.  
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.
брачные ритуалы эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, флаг фабричная марка  
V. Материальные условия.
дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование.   производственные отношения и оборудование  
                 

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

семья:

· репродуктивная функция

· функция передачи статуса (сословных имуществ)

· функция эмоционального удовлетворения

Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение.
семья: -
сексуальное регулирование

Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением).
семья: -
защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).

Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами.
семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение)