Тема 5.4. Аукционная торговля

  1. Понятие, задачи, формы и виды аукционов.
  2. Порядок организации и проведения аукциона.

Вопрос 1. Понятие, задачи, формы и виды аукционов

Аукционы – особые рынки, создаваемые в определенных местах для продажи товаров,

обладающих уникальными свойствами, путем публичных торгов.

Аукционная торговля – способ реализации товаров, при котором продавец получает максимальную прибыль, используя конкуренцию покупателей. Аукционы служат для сбыта ограниченного перечня товаров. Предметами аукционных торгов могут быть пушно-меховое сырье, чай, шерсть, антиквариат, ювелирные изделия, художественные ценности, недвижимость и др. Владельцы товаров заблаговременно доставляют их на аукционный склад, где присваивается номер лота. Лот – это партия товара, предлагаемая для продажикак единое целое или единичный товар.

Всемирную известность имеют аукционные фирмы «Сотбис», «Кристи» (Великобритания), специализирующиеся на продаже антиквариата, художественных ценностей и изделий из драгоценных металлов.

Звероводческие хозяйства Белкоопсоюза (Калинковичское и Пинское звероводческие хозяйства и 5 сельскохозяйственных отделений) реализуют производимую пушнину на международных аукционах, которые проходят в начале и в конце года. В январе 2006 года на аукционе в Санкт-Петербурге реализовано пушнины на 906 тысяч долларов США. В тот же период на финском пушном аукционе в Хельсинки ее продано на 3 млн. 326 тыс. долларов. В декабре 2006 года на двух международных аукционах в Хельсинки и Санкт-Петербурге было продано пушнины на 8 млн. 124 тыс. долларов.

Аукционы бывают следующих организационных форм:

- принудительные, организуемые государственными органами по продаже конфискованного, невостребованного, заложенного и невыкупленного в срок имущества;

- добровольные проводятся по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной продажи.

Различают несколько видов аукционов:

  1. Согласный, при котором торги начинаются с объявления минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупатели делают к ней надбавки (наддачи) обычно в заранее установленные временные интервалы.
  2. Немой, при котором цены объявляются продавцом, а участие в торгах осуществляется жестами. Этот вид торгов требует от ведущего аукциона и покупателей согласованности действий, профессионализма и максимального внимания к процессу торгов.
  3. Аукцион с понижением цен, при котором называется явно завышенная стартовая цена, а затем она постоянно понижается до получения согласия одного из покупателей на приобретение товара.
  4. Заочный аукцион, на котором предложения на участие и цены на товар подаются в запечатанных конвертах, после чего они вскрываются в процессе торгов; участие может осуществляться посредством телефаксной, телефонной связи, электронной почты.

Вопрос 2. Порядок организации и проведения аукциона

При организации и проведении аукционной продажи товаров руководствуются Положением об аукционе. Занимается организацией и проведением аукциона аукционный комитет, в состав которого входят: директор, коммерсант, юрисконсульт, эксперт, маркетолог, бухгалтер, аукционист.

Особо важное значение имеет обустройство аукционного зала. Наиболее удобными являются залы в виде амфитеатра, в которых места для участников возвышаются от центра полукругом. Это обеспечивает рациональное размещение аукциониста, членов аукционного комитета, возможность широкого обозрения товаров.

Успех аукциона во многом определяется тщательным соблюдением и выполнением следующих стадий:

  1. Подготовка аукциона. Перечень операций для подготовки торгов обусловлен

спецификой товаров, продаваемых с аукциона. Если к торгам будут представлены крупногабаритные и технически сложные товары, недвижимость и предметы антиквариата, целесообразно начинать с анализа предложений, которые поступят от их владельцев. Владельцам товаров предлагают заполнить бланк предложения. К числу обязательных реквизитов, содержащихся в предложении, относят: полное наименование товара, его краткое описание, характеристику потребительских свойств и качества, данные о количестве экземпляров, а также сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). После рассмотрения всех поступивших предложений владельцы оповещаются о его результатах: отказ от участия в аукционе либо приглашение на него.

Если на аукцион выставляются предметы личного потребления (антиквариат, художественные ценности и др.), то необходима оценка товаров, в ходе которой проводится экспертиза и установление стартовой цены. Результаты переговоров между директором аукциона и владельцем товара фиксируются в аукционном соглашении. На аукционном соглашении ставятся визы: юрисконсульта, эксперта, аукциониста, директора и владельца товара. Оно оформляется в двух экземплярах, момент его подписания считается фактом передачи товара на ответственное хранение аукциону.

Второй экземпляр аукционного соглашения служит основанием для составления на каждый принятый на аукцион товар информационной карты, в которую записывается полное его наименование, характеристика потребительских свойств, качество, стартовая цена и другие необходимые сведения. Информационная карта составляется коммерсантом, подписывается директором и прикрепляется к принятому товару.

Прием товаров, заявленных к продаже с аукциона, завершается составлением аукционной ведомости. Этот документ содержит сводную информацию о товарах, предлагаемых к публичной продаже, им руководствуется ведущий аукциона в процессе торгов. Одновременно с подготовкой товаров к продаже с аукциона составляется каталог предлагаемых к продаже с аукциона составляется каталог предлагаемых к продаже на аукционе лотов с обозначением сорта и количества единиц в каждом лоте.

  1. Предаукционная выставка товаров. За 1-2 месяца до начала аукциона в прессе

дают объявления с указанием условий, места и времени проведения торгов, количества и ассортимента предлагаемых к продаже товаров. Потенциальным покупателям могут рассылаться рекламные брошюры-проспекты, содержащие сведения: приглашение принять участие в торгах; режим работы аукциона; условия проведения аукциона; сведения о составе и квалификации работников аукциона; перечень принимаемых на аукцион товаров; наименование и стоимость оказываемых клиентам услуг; порядок расчета за приобретенный товар.

Для осмотра товаров потенциальными покупателями за 7-10 дней до открытия аукциона проводится выставка. В процессе осмотра образцов товаров покупатели отмечают в каталоге понравившиеся им лоты и указывают цену, которую они могли бы уплатить за них. Выпускаются и продаются входные билеты, стоимость которых дифференцирована: наиболее дорогие для непосредственных участников торгов, другие – для зрителей.

3. Аукционные торги. Торги начинаются в заранее определенный день и час и проводятся обычно в специальном аукционном зале. Аукционист располагаетсяза столом на возвышении перед покупателями. Порядковые номера предлагаемых к продаже лотов загораются на табло. Потенциальные покупатели получают сигнальные таблички и располагаются ближе к аукционисту. Аукционист открывает аукцион и дает краткую характеристику товарам, представленным к продаже в этот день. Далее он объявляет товар под первым номером (лот №1) в соответствии с приложенной к нему информационной картой. Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает сигнальную табличку, т.е. объявляет цену, превышающую стартовую. В зависимости от того, какими сигнальными табличками пользуется конкретное предприятие (номерными, суммовыми или смешанными), наддача называется покупателем вслух или считывается аукционистом с таблички.

Повторяя каждую предложенную покупателями цену, аукционист вызывает их к наддаче до тех пор, пока не останется единственный покупатель, предложивший максимальную цену. Прежде чем опустить молоток и объявить. Что товар продан, аукционист делает паузу, проверяя, была ли подлинной последняя наддача. Лишь после этого звучит гонг, и товар считается купленным покупателем, который предложил наивысшую цену.

4.Оформление аукционной сделки. После удара молотком ассистенты подходят к

человеку, назвавшему максимальную цену, уточняют время оплаты покупки. Если названное лицо собирается продолжать участвовать в торгах, то ассистент оформляет с ним бланк обязательства по совершению аукционной сделки. Или он может покинуть зал и оформить покупку в соседнем помещении.

Покупатель, предложивший окончательную аукционную цену и отказавшийся от оплаты товара, по решению аукциона лишается права дальнейшего участия в торгахи платит штраф в размере, заранее оговоренном в правилах проведения аукциона.

Для оплаты за купленный на аукционе товар бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземплярах, в котором указываются наименование товара, номе информационной карты, номер лота, окончательная аукционная цена, сведения о покупателе (ряд и место в зале), дата продажи. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего распределения аукционной выручки между владельцем товара и организаторами аукциона.

При отсутствии спроса товар снимается с торгов и возвращается владельцу с взиманием определенного процента со стартовой цены за период его хранения.