Вопрос 2. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворе­ния интересов, согласования и выражения коллективной воли.

Если государство возникает из необходимости поддержания поряд­ка, защиты «всех против всех» (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализу­ется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нор­мативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онто­логически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раз­дельное их существование и функционирование невозможно.

Право выступает государственным регулятором общественных от­ношений — таков его социальный статус. С другой стороны, деятель­ность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нуж­нее — государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилем­мы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первич­но и что вторично или рассматривать их с позиций цели и средства.

Важны и нужны оба эти института: один — как организация силы, другой — как форма выражения воли. В их логической связке объек­тивную ценность имеет не только право (о чем в последнее время чаще всего говорят и пишут), но и государство,

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде — «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контро­ля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право сущест­вует и развивается в известном противоборстве с государством... оно — мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).

Соотношение государства и права включает в себя три главных ас­пекта: единство, различие и взаимодействие.

Единство, выражается в их происхождении, ти­пологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, акку­мулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гаран­тируют права личности.

О родственности указанных понятий говорит и то, что они тради­ционно изучаются одной наукой — теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие — единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойст­венно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

Различия вытекают уже из определений этих понятий и их общественной природы. Если государство есть осо­бая политико-территориальная организация публичной власти, то право — система официально установленных и охраняемых норм, вы­ступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право — волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь.

Разумеется, первопричины права лежат не в государстве как тако­вом, а в социальной необходимости, общественных потребностях. Но после того как эти потребности осознаются государством, оно перево­дит их на язык законов, юридических норм, т.е. создает, учреждает право. Правотворчество — исключительная прерогатива государства, при этом имеется в виду как аутентичное (авторское) правотворчество, так и делегированное.

Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо сан­кционирует уже действующие. Оно может также делегировать возмож­ность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и согла­шениям.

Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, тра­диций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь согласиться с этим, закрепить сложившиеся правила в законах.

Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникнове­ния, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмысле­нии данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стра­не демократических преобразований.