Рынок, конкурсные торги

Постановлением Совмина РБ № 17 от 29.09.2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены правила работы магазинов-складов.

Магазин-склад – это торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой. Магазин-склад представляет собой помещение, оборудованное стеллажами, где покупатель имеет доступ ко всем запасам товаров, отбирает их в инвентарную тару. Минимальная норма отпуска – одна транспортная единица тары (одна упаковка).

Магазин-склад должен иметь лицензию на оптовую продажу товаров. Продажа производится только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим доверенность или свидетельство о государственной регистрации предпринимателя. Магазин-склад может организовать оказание дополнительных услуг: временного хранения приобретенных товаров, погрузка на транспортное средство, прием заказов, доставка и др.

Магазины-склады предназначены для обслуживания мелких покупателей, владельцев мелких магазинов, ларьков, киосков, палаток. Эти магазины-склады торгуют со скидкой, предлагают ограниченный ассортимент товаров. Юридические лица могут производить расчеты наличными только один раз в день на сумму не более 150 базовых величин. Если стоимость приобретенных товаров превышает указанную сумму, расчеты производятся только в безналичном порядке. Возможен расчет пластиковыми карточками. Магазин-склад ведет учет покупателей, обеспечивает контроль за предельной суммой сделок при расчетах наличными. С этой целью составляется реестр ежедневно в 2 экземплярах материально-ответственным лицом, где указывается наименование организации, юридический адрес, № и дата выдачи доверенности, свидетельств о государственной регистрации, стоимость и дата покупки.

Одной из новых форм оптовой продажи является оптовый рынок. С 1996 г.

в Минске действовал оптовый продовольственный рынок. Оптовый рынок – это самостоятельное предприятие, образованное для проведения торговых операций в специальном месте по установленным правилам.

Цели создания оптового рынка:

- концентрация в одном месте производителей продовольственной и сельскохозяйственной продукции,

- обеспечение доступа к товарам оптовых покупателей всех форм собственности,

- упрощение процесса товародвижения в розничную торговую сеть,

- установление реальной рыночной цены.

Целесообразность создания оптовых рынков определяется тем, что появляется

возможность координировать деятельность поставщиков и оптовых покупателей, эффективнее управлять ею, гибко реагировать на рыночные изменения, совместно организовывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров. В условиях усиления конкуренции взаимовыгодное сотрудничество всех участников оптового рынка может расцениваться как способ обеспечить каждому их них прочное положение на рынке.

На оптовом рынке производится павильонно - секционная торговля. Секция

представлена одним продавцом. Оптовые рынки располагают собственным складским хозяйством, предоставляют продавцам помещения для хранения товаров, весоизмерительное оборудование.

Продавцы могут участвовать в оптовых торгах на следующих условиях:

- долгосрочная аренда места в торговом зале,

- краткосрочная аренда,

- разовое участие в работе оптового рынка с оплатой аренды за день. И продавцы, и

покупатели вступают с администрацией оптового рынка в договорные отношения.

Продавцы уплачивают арендную плату.

Эффективной формой оптовых закупок являются конкурсные торги (тендеры).

Торги – способ закупки, размещения заказов, который предполагает

привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и заключение контрактов с теми, которые предложат наиболее выгодные коммерческие условия. Таким образом, выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе. В республике Беларусь так может происходить формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд, которые завершаются заключением Государственного контракта между государственным заказчиком и выигравшим конкурс поставщиком. Закупки на конкурсной основе регламентируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 652 от 16 мая 2003 г. О некоторых вопросах осуществления закупок товаров, работ и услуг, которым утверждены Положение о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе и Типовое положение о тендерной комиссии. Эти документы определяют порядок осуществления закупок на конкурсной основе на территории Республики Беларусь, в том числе для государственных нужд.

Для подготовки и проведения тендеров создается тендерная комиссия не менее 5 человек, действующая на постоянной или временной основе. Договор заключается с субъектом, выигравшим торги, кто предложил наилучшие условия.

 

Вопрос 7. Деятельность торговых домов

Торговый дом представляет собой многопрофильную организацию, осуществляющую операции по широкой номенклатуре товаров и услуг. Торговый дом предполагает простую схему движения товаров. Основная его роль – роль посредника. Между изготовителем и потребителем остается один посредник – торговый дом. Он может оказывать любые виды посреднических услуг, обеспечивающих доведение товара от производства до потребителя, осуществляет оптовую и розничную торговлю, производственную деятельность, осуществляет экспортно-импортные операции, сдачу в аренду оборудования, сервисно - ремонтные работы, складирование, консультационные услуги.

Среди основных признаков классификации их построения и функционирования следует выделить следующие:

  1. По степени интеграции в производство:

- Торговые дома со слабой связью с производством продукции, которые заняты в основном закупкой и оптово-розничной реализацией.

- Торговые дома, функционирующие непосредственно при предприятиях и организациях и реализующие отечественную продукцию этих промышленных структур.

- Глубоко интегрированные в производство оптово-посреднические фирмы, которые принимают участие и в размещении новых заказов, и в формировании производственной программы с привлекательным для рынка товарным ассортиментом.

2. По характеру деятельности:

- Торговые дома, выполняющие чисто посреднические функции по типу деятельности брокерских контор;

- торговые дома, выполняющие роль дилеров на рынке, т.е. фирма нацелена исключительно на собственную торговую деятельность от своего имени и за свой счет;

- фирма функционирует по типу коммерческих центров за счет создания информационного банка и продажи коммерческой информации о состоянии рынков, конкурентов, а также оказывает рекламные услуги;

- торговые дома, полностью интегрированные в производство и выполняющие снабженческо-сбытовые функции в соответствии с потребностями и стратегией развития промышленного производства.

Торговые дома представляют собой, как правило, акционерные общества, возглавляемые советом директоров с председателем, президентом компании, вице-президентами и исполнительной дирекцией, осуществляющей оперативное управление и контроль за деятельностью фирмы, ее филиалов, в том числе зарубежных.

Организационная структура торговых домов – гибкая и динамичная, она постоянно изменяется в соответствии с требованиями рынка, а также по мере освоения новых видов деятельности, товаров и услуг. Среди внутренних подразделений торгового дома наиболее важными звеньями являются:

- отдел маркетинга и сбыта. В это структурное подразделение целесообразно включать группы специалистов по маркетинговым исследованиям, планированию и стратегическому прогнозированию, по связям со средствами распространения рекламы и паблик рилейшнз, сектор, решающий вопросы логистического обеспечения клиентов и выполнения услуг, связанных с подготовкой продукции к промышленному потреблению и сервисным обслуживанием;

- отдел организации торговли и услуг, в состав которого целесообразно включать группу специалистов, ответственных за организацию продажи товаров, организацию торгов, ярмарок, выставок, аукционов, группу по оказанию информационно- коммерческих , консалтинговых и др. услуг.

- планово-экономический отдел включает: группу стратегического и оперативного внутрифирменного планирования; группу экономического анализа и перспективного прогнозирования развития производственной, торговой и других выгодных направлений коммерческой деятельности; группу контроля и оценки реализации коммерческой деятельности;

- юридический отдел призван решать и обеспечивать юридическое и правовое оформление договоров, контрактов и заказов с клиентами, арбитражные вопросы и весь комплекс претензий;

- отдел финансов и инвестирования осуществляет контроль за перераспределением внутреннего денежного потока фирмы, поиск выгодного круга инвесторов в целях эффективной реализации финансовой политики торгового дома и завоевания прочного места на рынке;

- подразделения складского, транспортного хозяйства и системы оптовой торговли, предприятия торговли, магазины, которые выполняют комплексную деятельность, включающую всю совокупность операций, связанных со складированием, погрузкой и разгрузкой, а также физическим перемещением товаров к конечным потребителям.

Таким образом, можно выделить такие функции торговых домов:

- изучение конъюнктуры рынка, определение спроса и предложения на товары на внутреннем и внешнем рынках;

- создание информационного банка данных о спросе, поставщиках и др.;

- организация оптовой и розничной торговли;

- проведение информационно-рекламной и маркетинговой деятельности;

- оказание услуг;

- проведение экспортно-импортных операций.

От эффективности деятельности данных подразделений во многом зависят результаты выполнения торговым домом всех операций и в большей степени качество обеспечения клиентов. Большую роль играет скорость выполнения заказов, которая напрямую зависит от правильного выбора оптимальных форм оптовой торговли и маршрутов доставки грузов, рационального использования мобильного транспорта, безотказной работы складского погрузочно-разгрузочного оборудования и сети ремонтной и сервисной служб.