Тема 7. Государство и право в политической системе общества

Вопрос 4. Государственный аппарат Российской Федерации

Особенности механизма современного Российского государ­ства определяются теми изменениями, которые произошли в эко­номической и политической жизни, трансформацией формы го­сударства и ее элементов, отходом от социализма и т.д.

Отказ от тоталитарного режима и социалистического пути раз­вития привел к изменениям в строении и принципах функциони­рования государственного аппарата. Так, были отвергнуты прин­ципы партийного руководства, полновластия Советов, получил признание принцип разделения властей. Был упразднен целый ряд органов, начиная от Верховного Совета и заканчивая товарищес­кими судами. Органы арбитража были преобразованы в арбит­ражные суды. Новшеством является для России и институт пре­зидентства. Возник целый ряд новых государственных органов в соответствии с новой ролью России, ее новыми функциями. Сре­ди вновь возникших органов следует отметить Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды в субъектах Федера­ции уполномоченного по правам человека. В связи с развитием федерализма серьезной трансформации подвергся государствен­ный аппарат в субъектах Российской Федерации.

По действующей Конституции РФ 1993 г. главой государ­ства является Президент РФ, который, как и в других смешанных республиках, не относится ни к одной ветви власти. Президент является гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию в междуна­родных отношениях. Президент избирается на 4 года, причем одно лицо не может занимать эту должность более двух сроков под­ряд. Президент обладает достаточно обширными полномочиями. В частности, он представляет палатам Федерального Собрания кан­дидатуры для назначения на ряд высших государственных долж­ностей, обладает правом отлагательного вето, может в установ­ленных случаях распускать Государственную Думу, является Вер­ховным Главнокомандующим, может вводить военное или чрез­вычайное положение с уведомлением парламента, решает вопро­сы гражданства и т.д. Президент РФ обладает неприкосновеннос­тью, однако в установленном порядке может быть отрешен от должности за государственную измену или совершение иного тяж­кого преступления. Президент издает указы и распоряжения.

Высшим законодательным органом РФ является Федераль­ное Собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государ­ственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное Собрание является постоянно дей­ствующим органом. Палаты Федерального Собрания назначают на должности ряд высших должностных лиц государства. Напри­мер, Совет Федерации назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной пала­ты РФ. Государственная Дума утверждает кандидатуры на долж­ности Председателя Правительства РФ, Председателя Централь­ного Банка РФ, Уполномоченного по правам человека РФ. Госу­дарственная Дума обладает правом объявления амнистии. Госу­дарственной Думой принимаются федеральные законы, опреде­ленные категории которых подлежат обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации. Кроме того, обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации подлежат федеральные конституцион­ные законы.

Исполнительную власть в России осуществ­ляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председа­теля Правительства РФ, его заместителей и федеральных мини­стров. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осу­ществляет управление федеральной собственностью, обеспечива­ет проведение единой финансовой, кредитной, денежной полити­ки, а также единой политики в области культуры, науки, образо­вания, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Пра­вительство РФ издает постановления и распоряжения.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в РФ осуще­ствляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допус­кается. Судебная власть представлена Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, а также подчиненными им судами (окружные, республиканские, областные, районные, мировые и т.д.).

Уголовно-исполнительная система (УИС) в России относится к исполнительной ветви власти. В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является правопреемником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

В УИС по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Важнейшей системой органов Российской Федерации являют­ся органыпрокуратуры. Органы прокуратуры, согласно Консти­туции РФ, составляют единую централизованную систему с под­чинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генерально­му прокурору РФ. Важнейшей функцией прокуратуры является надзор за соблюдением законности, в том числе в ходе следствия, в судебном процессе, в местах исполнения наказаний.

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

 

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

 

 

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

 

 

 

Вид занятия:лекция

Время:2 часа (90 мин)

Категории обучающихся:курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)

 

Воронеж-2010