Вопрос 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, основные черты и структуру механизма государства, понятие, признаки и виды органов государства, выделить принципы организации и деятельности государственного аппарата, охарактеризовать государственный аппарат Российской Федерации на современном этапе.
Учебные вопросы | Время, мин |
Вступительная часть | |
1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура | |
2. Понятие, признаки и виды органов государства | |
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата | |
4. Государственный аппарат Российской Федерации | |
Заключительная часть |
Основная литература:
Конституция РФ. М, 1993.
Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.
Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.
Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Дополнительная литература:
Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. N° 2.
Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996
Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. N° 2.
Президент - Правительство - Исполнительная власть: Российская модель / Под ред. И. Шаблинского. - М., 1997.
Савюк Л.К, Правоохранительные органы: Учебник. - М., 2004.
Тадевосян Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. 2002. N° 3.
Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности. - Нижний Новгород, 2001.
Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. - М., 1995.
Тема 6. Государственный механизм (аппарат)
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей осуществляющих управление делами общества. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.
Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Механизм государства есть та реальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, УИС т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации — такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, УИС и т.п.);
3) государственные учреждения — такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия — такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, так и внешние факторы.