Оценка эффективности организационных структур управления

Критерии эффективности у различных заинтересованных групп

Таблица 15

Заинтересованная сторона (лицо; группа лиц) Критерий организационной эффективности
1) собственники // владельцы организации норма прибыли / рентабельности (и ее про- изводные)
2) сотрудники удовлетворенность рабочим местом; зарплата; качество управления
3) потребители качество товаров и услуг
4) кредиторы кредитоспособность и надежность организации
5) местное сообщество степень участия организации в деятельности местного сообщества
6) поставщики удовлетворительные взаимосвязи / взаиморасчеты
7) правительство подчинение законодательству и нормативным регулирующим актам

Таким образом, оценка эффективности будет складываться из оценок каждой заинтересованной группы лиц.

Сильная сторона такого подхода в том, что он отражает широкий взгляд на орг. эффективность (с самых разных сторон) с учетом факторов ее развития как внутренних, так и внешней среды. Данный подход содержит также позицию местного сообщества, оценивающего организационную эффективность с точки зрения социальной ответственности. Организация только тогда считается эффективной, когда она удовлетворяет интересы всех основных заинтересованных групп.

Подход не имеет прямого отношения к оценке эффективности организационной структуры управления

 

Анализ различных точек зрения, высказываемых по поводу критерия эффективности системы управления, позволяет сделать вывод, что поиск универсальных, обобщающих, синтетических, легко исчисляемых и рациональных по экономическому смыслу показателей оценки эффективности системы управле­ния, объединяющий как показатели эффективности производства, так и системы управления, пока не дал приемлемых результатов. Эффективность последней в принципе не может быть оценена вне связи с эффективностью функционирования производственной системы. Эффективность управления может и должна оцениваться по результатам работы управляющей системы, что даёт основания для со­вершенствования организации и обеспечения экономичности управления.

Показа­тели эффективности организационной структуры управления необходимы, прежде всего, для оценки эффекта совершенствования организационной структуры, как разность между её состояниями (до и после).

Эффективность оргструктуры управления тоже может и должна оцениваться по своим, только ей свойственным критериям. Показатели эффективности организационной структуры управления необходимы, прежде всего, для оценки эффекта совершенствования организационной структуры, как разность между её состояниями (до и после).

Поскольку, организационная структура закрепляет систему целей и распределение ресурсов для их достижения, ее эффективность проявляется в том, что все элементы системы целенаправленно функционируют наиболее эффективным способом, что и позволяет им полностью реализовать свои целевые установки наиболее экономичным способом. При этом критерий эффективности организационной структуры в целом должен включать два фактора: способствовать выработке целевых направлений развития предприятия с учётом использования внешних возможностей и обеспечивать реализацию выработанных решений на достижение максимальных результатов при минимальных затратах, что зависит от способности элементов оргструктуры мобилизовать внутренние возможности.

Целевая эффективность – мера реализации функции системы в целом, а результат – факт реализации функции системы. Но факт реализации функции может состояться только в том случае, если она обеспечена потенциалом системы, т.е. определённой совокупностью ресурсов, которые могут быть мобилизованы для достижения цели системы (potentia – от лат.- возможность). Реальная цель - это то, что может быть обеспечено потенциалом, совокупностью стратегических ресурсов системы. Тогда, эффективность производственной организа­ции определяется тем, насколько полно выявлены и реализуются рыночные возможности предприятия при максимальном использовании его потенциала. Поэтому, целесообразно выделение:

а) показателей эффективности функционирования организации во внешней среде, обеспечивающих эффективность с точки зрения использования внешних возможностей (в этом смысле эффективность есть выражение её полезности для системы большего масштаба);

б) показателей эффективности, характеризующих потенциал организации с точки зрения использования её внутренних возможностей (сильных сторон).

Критерий эффективности каждого элемента организационной структуры управления также должен определяться как с позиций реализации цели (целевая эффективность), так и с позиций обеспечения минимума затрат, необходимых для достижения конечного результата (ресурсная эффективность) с учетом специфики каждого элемента.

Таким образом, эффективность структур управления может оцениваться по следующим критериям:

1.) Степень надёжности (работоспособности) организационной структуры управления, характеризующаяся:

а) степенью рациональности структуризации целостной системы на элементы на основании группировки задач для определения видов работ, группировки видов работ и распределении управленческих функций, что обеспечивается соблюдением принципов актуализации и сосредоточения функций;

б) степенью рациональности структуры отношений между элементами, которая обеспечивается соблюдением принципа совместимости как условия их взаимосвязи и взаимодействия;

2). Степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся способностью хозяйственной системы через свои организационные структуры вырабатывать комплекс целей и задач функционирования и развития организации;

3). Степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся способностью организационных структур управления достичь поставленных целей при минимальных и необходимых затратах, что и обеспечивает механизм управления.