Вопрос 4. Политический режим

Политический (государственный) режим – это система способов и средств осуществления государственной власти, характеризующую политическую об­становку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе, и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не толь­ко особенности организации и деятельности государственной власти, но так­же ее соотношение со всеми существующими негосударственными обществен­но-политическими организациями, степень участия населения в управлении Делами общества и государства. Иными словами, государственный (полити­ческий) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.

Проблема анализа и классификации политических режи­мов — это проблема такой науки, как политология. Для уяснения сущности формы государства необходимо рассмотреть основные исходные начала политического режима.

Государственный режим характеризуется правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осу­ществления государственной власти политический режим может быть демо­кратическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos — «народ» и kratos — «власть») — народовла­стие — означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государ­ственной власти, признание воли народа единственным источником государ­ственной власти.

Признаки демократического политического режима:

Ø широкий круг прав и свобод личности, их реальное обеспечение;

Ø наличие у властных органов мандата народа;

Ø наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;

Ø многообразие форм собственности;

Ø свобода экономической и предпринимательской деятельности;

Ø верховенство права, независимость правосудия (суда);

Ø принцип разделения властей;

Ø идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе мно­гопартийность;

Ø принцип: разрешено все, что не запрещено законом.

Демократический политический режим является предпосылкой формиро­вания гражданского общества и правовой государственности. Государствен­ное управление основано на правовых принципах осуществления власти.

Экономической основой демократического режима является многоуклад­ная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской дея­тельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и раз­витию ее творческого потенциала.

Демократический правовой режим является основой для общения цивили­зованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместны­ми усилиями на основе правовых средств и механизмов.

При антидемократическом режимеподданные (граждане) лишены политических и иных прав, никакого участия в уп­равлении государством не принимают. Соответственно в та­ких режимах отсутствуют какие-либо институты демократии. Управление обществом осуществляется централизованным бюрократическим аппаратом. Разновидностями антидемок­ратических режимов являются теократические и деспотиче­ские режимы Древнего Востока, полицейские режимы фе­одального государства, авторитарные и тоталитарные режимы современности (фашистский, военно-диктаторский режим, режим культа личности в социалистических странах).

Современные антидемократические режимы характери­зуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактиче­ских руководителей.

При тоталитарном режиме (от лат. totalis — «весь, полный») госу­дарство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом го­сударственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических от­ношений командными, приказными методами. В политической сфере — су­ществует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация госу­дарственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется пра­вящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вме­сто законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тотали­тарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.

При автори­тарном режиме (от лат. "auctoritas" - власть, влияние) существует жесткая централизация государственной власти. Он мягче, чем тоталитарный, но жестче, чем демократический. Основные характеристики: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно связанных органов при отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения власти; методы государственного управления – административно-командные, но отсутствует террор; выборность государственных органов сужена или сведена на нет; ограничена цензура, полугласность; существует частичный плюрализм; права и свободы человека провозглашаются, но не обеспечиваются в полной мере. В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам.

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

 

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

 

 

 

 

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»