Формирования товарного ассортимента и управление им

Классификация потребительских товаров

Понятие товара. Классификация, номенклатура и ассортимент

Первой и важнейшей составляющей комплекса маркетинга является товар. Термин «товарная политика» очень широкий и охватывает различные аспекты деятельности предприятия. Это формирование товарного ассортимента, модификация существующих изделий, снятие с производства устаревших товаров, разработка и запуск в производство новых товаров, обеспечение надлежащего уровня их качества и конкурентоспособности.

Маркетинговая товарная политика – это комплекс мероприятий, связанных с формированием конкурентных преимуществ и созданием товаров, удовлетворяющих потребности покупателей и обеспечивающих получение необходимой прибыли предприятием.

Она включает следующие процессы:

· формирование товарного ассортимента в соответствии с запросами потребителей;

· обеспечение конкурентоспособности товаров;

· определение товарных стратегий соответственно стадии ЖЦТ;

· политику нововведений;

· определение товарной марки, упаковки сервиса;

· позиционирование товаров.

Товар – предмет или действие, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи.

С точки зрения конечного применения товары классифицируются на: потребительские, промышленные (продукцию производственно-технического назначения), услуги.

Потребительские товары – товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.

 

Продукция производственно–технического назначения – товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

К продукции производственно-технического назначения относятся: материалы и детали (товары полностью используемые в изделии производителя), капитальное имущество (товары частично присутствующие в готовом изделии), вспомогательные материалы и услуги (объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии).

Услуга – действие, направленное на удовлетворение потребностей и предназначенное для продажи.

К потребительским услугам относятся образовательные, медицинские услуги, услуги транспорта и связи, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, спортивные, юридические услуги и т.д.

Классификация товаров на потребительские и производственно-технического назначения позволяет выделить:

Рынок потребительских товаров B2C (Business to Customer) - это рынок, на котором покупают товары и услуги для личного потребления, семейного и домашнего пользования.

Рынок промышленного назначения B2B (Business to Business) - это рынок потребителей, на котором товары и услуги приобретаются для дальнейшего использования в производстве.

 

 

Формирование рынка товаров В2В и В2С

 

Таким образом, в зависимости от того, к какой категории торговых предприятий (оптовых или розничных) относится предприятие, оно ориентировано на рынок B2B или B2С.

В некоторых случаях, оно может быть ориентировано на работу сразу на двух рынках. Например, строительные базы, которые с удовольствием работают как с частным, так и с бизнес-покупателем. В этом случае оно так и называется оптово-розничное предприятие. Примерно такая же ситуация с продажами через интернет, сайт можно рассматривать, как витрину, но продажи, фактически осуществляются со склада. Т. е. это оптово-розничный магазин. Формально, мы можем разделить В2В или В2С продажу либо для предприятия работающего на конкретном рынке (ориентированного на продажу одному сегменту), либо (для смешанных видом торговли) по типу потребителя, осуществляющего покупку.

 

Товарный ассортимент – это совокупность товаров предприятия, связанных между собою функциональным назначением.

Товарный ассортимент характеризуется:

· широтой (число ассортиментных групп). Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на разные требования потребителей;

· глубиной (число позиций в каждой ассортиментной группе). Глубокий ассортимент лучше удовлетворяет потребности многих групп потребителей в одном товаре, препятствует появления конкурентов, улучшает организацию продажи;

· насыщенностью (общее количество предлагаемых товаров);

· сопоставимостью (с точки зрения потребностей, каналов сбыта, цен и т.п.). Сопоставимый ассортимент позволяет предприятию специализироваться на производстве и сбыте продукции, обеспечивать их стабильность, его легче регулировать.

Ассортимент считается узким, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями. Ассортимент считается довольно широким, если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд изделий

С течением времени товарный ассортимент товаров обычно расширяется. Расширить ассортимент товаров предприятие может двумя путями:

1) наращивая ассортимент;

2) насыщая ассортимент товаров.

Наращивания ассортимента происходит тогда, когда предприятие выходит за пределы того, что производит в настоящее время.

Насыщения товарного ассортимента – это расширения ассортимента за счет новых изделий.

Если предприятие имеет несколько ассортиментных групп товаров (товарных линий), то это определяют как товарную номенклатуру.

Планирования ассортимента – постоянный процесс и одна из важнейших функций маркетинга. В процессе планирования ассортимента товаров руководствуются, во-первых, возможностями самого предприятия. Учитываются производственные ресурсы, финансовые возможности, система сбыта продукции, квалификация кадров и др. Во-вторых, принимают во внимание потребности рынка. Речь идет о потребностях в товаре, о потребительских свойствах продукции, о потребностях потенциальных потребителей, о мотивации выбора товара и т.д. Вследствие сопоставления информации о возможностях производства и рыночных потребностей ассортимент приспосабливают к отдельным сегментам рынка, разрабатывают новые товары, модифицируя изделия, определяют рентабельность и себестоимость продукции.