Методы государственного регулирования денежного оборота (самостоятельно)

Законы денежного обращения. Денежная масса

Организация налично-денежного оборота

Структура денежного оборота

Тема 5. Налично-денежный оборот и его организация

1. Понятие «денежный оборот», его содержание

-3-

Налично-денежный оборот (денежное обращение) представляет совокупность расчетов наличными деньгами (банкноты, монеты) за определенный период времени. Он организуется государством в лице ЦБ РФ и соблюдается посредством выполнения общих правил кассовой дисциплины, форм первичных документов, отчетности.

Нормы об организации наличного денежного обращения в РФ содержатся в: Гражданском кодексе РФ, гл. 45 "Банковский счет", гл. 46 "Расчеты" (ч. 2); статье 34 ФЗ «О Центральном банке РФ» от 10.07. 2002 г;

«Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотой и монетой Банка России на территории РФ» от 12.10.2011 г. № 373-П

«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 07.02.2012 г. N 318-П;

Указание ЦБ РФ №1843-У от 20 июня 2007 г. «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юр. лица или кассу индивидуального предпринимателя»

Ст. 15.1, 15.2 кодекса РФ Об административных правонарушениях и др.

Налично-денежный оборот (обращение) организуется на основе принципов:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк Российской Федерации имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

2. Эластичность и экономичностьденежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными.

3. Комплексность организации денежного обращенияпризвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным.

4. Регулярность и бесперебойностьобеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями.

5. Регламентация процедур выполнения операций с наличнымиденьгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов Российской Федерации.

Выдержка из ФЗ «О ЦБ РФ»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Статья 28. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Статья 29. Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Статья 30. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Статья 31. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Статья 32. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Статья 33. Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

Статья 34. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.

Статья 34.1. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.

Глава VII. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени;

9) другие инструменты, определенные Банком России.

Статья 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Статья 38. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

Статья 39. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами.

При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо.

Статья 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Статья 41. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Статья 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Статья 45. Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

  • составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;
  • изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;
  • организации резервных фондов денежной наличности;
  • транспортирования денежной наличности в регионы РФ;
  • собственно выпуска денег в обращение.

Налично-денежный оборот начинается с перевода денег из резервных фондов территориальных учреждений банка России в оборотные кассы расчетно-кассовых центров (РКЦ), оттуда они направляются в операционные кассы ком. банков, а затем в кассы организаций и к населению. Обратное движение денег, т.е. кругооборот наличности, достигается посредством установления лимита остатка кассы для организаций, банков и РКЦ. Средства, превышающие данный предел из организаций попадают в банки, затем, в РКЦ, и ЦБ. (рисунок)


Рисунок - Организация налично-денежного обращения в РФ

Наличные деньги: 1 - вне обращения, 2 - находящиеся в обращении

1. Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель самостоятельно устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций - Лимит остатка кассы. Об этом должен быть принят внутренний распорядительный документ. Лимит рассчитывается для каждой организации, даже не имеющей постоянной выручки, и в зависимости ее от наличия/отсутствия предложено две формулы расчета.

2. Хранение наличных денег сверх лимита допускается в дни выплаты заработной платы и прочих выплат, а также, в выходные, нерабочие праздничные дни - в случае ведения в эти дни кассовых операций. Продолжительность срока выдачи наличности по выплатам заработной платы - 5 дней, включая дату получения денег в банке.

3. Новое положение не содержит перечня целевых назначений расходования наличных денег, как это было раньше.

4. Кассовые операции ведутся кассиром, назначенным на данную должность соответствующим образом или руководителем самостоятельно. Внесение исправлений в кассовые документы не допускается. У кассира должны быть образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Они могут оформляться на бумажном носителе, или с применением технических средств но и распечатываться на бумаге.

5. На каждую выдачу денег должно быть написано заявление, подписанное руководителем с указанием срока. (Приказ со списком подотчетных лиц составлять не надо.)

6. Авансовый отчет предоставляется, - в течении трех дней со дня выхода на работу. Предполагается, что сотрудник мог отсутствовать не только по причине командировки, но и быть в отпуске на больничном и пр.

7. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Отпала обязанность оборудовать специальным образом кассу. банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в приходную кассу банка: дневную (в течение операционного дня банка), вечернюю или специальную (в местах скопления организаций с постоянной денежной выручкой). Подразделения инкассации обслуживают организации с достаточно большим объемом выручки.

8. Включение индивидуальных предпринимателей в круг лиц, обязанных вести кассовые операции уже сейчас породило много вопросов. Ведь не все они имеют свой расчетный счет. Значит ли что они должны его завести? Однозначно, что применение данного документа требует дальнейших разъяснений, тем более, что на них теперь распространяется действие статье 15.1 КоАП РФ, в соответсвии с которой нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций может повлечь наложение административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

9. Получить деньги в банке может любое юридическое лицо – клиент банка, если на его счете имеется данная сумма. Сумма единовременного платежа наличными деньгами законодательно ограничена и не может превышать 100 тыс.р. (При расчете м/у юр. лицами.) Единовременным платежом считается платеж по одному договору.

10. Обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования. Цель которого – определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков (продажа товаров, выручка пассажирского транспорта, налоги, от реализации гос. цен.бум. и т.д.), размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам (выдача зар. платы, закуп с/х продукции, выплата пенсий, пособий, стипендий, выдача денег по вкладам и т.д.), а также эмиссионный результат, т.е. сумму выпуска или изъятия из обращения. В России прогнозирование осуществляется централизованно от периферии к центру.

11. После составления прогноза территориальные учреждения ЦБ РФ проводят анализ соответствующей информации, в ходе которого выявляются основные тенденции в налично-денежном обороте, источники поступлений, скорость возврата денег в кассы, состояние безналичных расчетов, уровень инкассации и т.д.

12. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий, учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного ЦБ РФ порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. (штраф работку банка при не выполнении обязанностей по контролю за кассовой дисциплиной 2-3 тыс. р.).

-4-

Для оценки эффективности товарно-денежных отношений применяется закон денежного обращения (К. Маркс).

КД=СЦТ- К+ П- ВП

С

Где, КД- количество денег, необходимое для обращения

СЦТ- сумма цен товаров и услуг

К – сумма цен товаров, проданных в кредит

П – сумма платежей по годовым обязательствам

ВП – сумма взаимно погашаемых платежей

С – скорость оборота одноименной денежной единицы

Скорость обращения денегэто показатель количества сде­лок, которое опосредуют деньги за определенный период вре­мени (обычно исчисляется за год). Определяется экономичес­кими (темпы роста национальной экономики, состояние платежного баланса, уровень процентных ставок) и неэкономи­ческими условиями (инфляционные ожидания, склонность к по­треблению, накоплению, состояние паники на рынке).

Скорость движения денег в процессе кругооборота ВВП вы­ражается формулой: VK = ВВП/ДМА,

где Vк - скорость движения денег в процессе кругооборота; ДМА - денежная масса в виде одного из агрегатов.

Скорость обращения денег в безналичном обороте характери­зует показатель оборачиваемости денег в платежном обороте:

VБН = ДСБ / ДМГ

где VБН - оборачиваемость денег в платежном обороте; ДСБ — денежные средства на банковских счетах; ДМГ — среднегодовая величина денежной массы

-5-

Метод регулирования— это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методыпредставляют собой не­посредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения. Косвенныемогут быть финансовыми, бюд­жетными, налоговыми, планово-индикативными. С точки зре­ния мотивациивыделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта уп­равления.

По содержаниюметоды государственного регулирования свя­заны организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обра­щение денег.

Организационно-распорядительные методывключают в себя: построение и совершенствование структур управления, установ­ление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоря­жений, инструкций и руководящих документов. Классификация организационно-распорядительных методов связана с разделением властей на три ветви(законодательную, исполнительную, су­дебную). В России принципы регулирования обращения денег закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), Федеральном законе о валютном регулировании и ва­лютном контроле, а также в Федеральном законе о ЦБ РФ, Фе­деральном законе о банках и банковской деятельности. Суще­ствуют и административные мерывоздействия: Минфин России, ЦБ РФ, Федеральная таможенная служба. Судебно-надзорные ме­тоды: онтроль за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов; разбирательства по поводу бан­кротства финансовых учреждений; подавление теневой эконо­мики.

Экономические методы государственного регулирования об­ращения Денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических ин­струментов. Инструменты экономической политики делятся на рыночные и нерыночные (лицензирование, регламентация, ан­тимонопольные мероприятия, квотирование, установление пре­дела налогов, тарифов и др.). Экономические методы могут быть общими (на всю систему денежного обращения) и локальными (на ее части).

Социально-психологические методы государственного регули­рования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. Обычно используются во время кризисов и сильных потрясений. Включают пропаганду реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры