Вопрос 4. Особенности происхождения права

Возникновение права — следствие усложнения со­циальных связей, обострения противоречий, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше. Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений.

Рассматривая процессы происхождения права, нельзя обойти и вопрос о взаимосвязи права и государственной власти. Право уже в ранних государствах на первых этапах свое­го появления выступает основой организации государственной власти, устанавливая и закрепляя структуру этой власти: органы государства, их полномочия, сферу действий и т.п. Все это закреп­ляется уже в самых первых законах раннеклассовых обществ. Право определяет порядок и процедуры занятия и выполнения общественных должностей, их передачу, обеспечивая при этом и династические способы их присвоения.

Таким образом, с одной стороны, право - это необходимый эле­мент структурной организации государства. А с другой - право выступает как форма осуществления государственной власти, как средство государственного управления.

Государственная власть, как правило, функционирует, принимая законы, иные юридичес­кие акты, обеспечивает их исполнение - и это нормальные, пра­вовые формы осуществления государственной власти. Там же, где государственная власть функционирует без этой правовой формы, царят произвол, личные усмотрения, бюрократия, возникают боль­шие социальные беды для населения. Поэтому облачение государ­ственной власти в правовые формы - это одна из основных тен­денций создания и функционирования государственной власти. А для права это еще один объективный фактор и стимул. Однако, отмечая этот фактор и стимул, опять же следует подчеркнуть, что основным является не он, а все же та главная потребность обще­ства, которая связана со становлением нового способа его существо­вания - переходом к производящей экономике, с обеспечением при помощи новых качеств регулятивной системы новой организаци­онно-трудовой, социальной, духовной жизни.

Причины возникновения права и государства аналогичны. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса. Однако между мононормами первобытно­го общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Веко­вые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важны­ми источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные тради­ции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социаль­ной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах - законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоци­альных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

В отличие от обычаев, правовые нормы, фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1. перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их, в этой связи, силой государства;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3. судебное или прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаются судебными органами и приобретают характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказала влия­ние специфика географических, культурно-исторических и иных об­стоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль тради­ций, обычаев, религии, основными источниками права выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.).

 

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

 

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

 

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»