Вопрос 3. Основные теории происхождения государства

Теории происхождения государства многообразны. Это множество связано с конкретно-историческими условиями их возникновения, с господствующим в обществе мировоззре­нием. Каждая концепция, теория возникновения и сущности государства и права — это всегда одна из основных составных частей мировоззрения. Это естественно, ибо эти представле­ния охватывают основополагающую для жизни общества сто­рону. Господство в обществе теологического мировоззрения не могло не охватить и взгляды о государстве и праве, и в русле такого мировоззрения складываются теологические взгляды на государство и право, как это имело место в древности на Востоке и в средние века в Европе. Господство рационалистических взглядов в обществе ведет к рационалис­тическим теориям. В Древнем Риме право, например, рас­сматривалось как проявление естественного разума, а госу­дарство — как дело народа (так переводится слово «республика»).

Из всего разнообразия теорий происхождения государства необходимо выделить наиболее значимые:

Теологическая теория(от греч. "teos" - бог).Данная теория получила распространение в средневековье (труды Фомы Аквинского), в современных условиях – это идеология исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Л. Мерсье и др.).

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защища­ет тезис «вся власть от бога». В этой связи теория предписывает, что каж­дый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться го­сударству.

Несмотря на свое религиозное со­держание, и эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), от­ражала определенные реальности, а именно теократические фор­мы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Патриархальная теория. Эта теория берет начало из недр теологии.Наиболее видные представители данной теории – Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит в конечном счете к образованию государства. Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая неограниченна.

Договорная (естественно-правовая) теория.В классическом виде сложилась в XVII-XVIII вв. Представители – Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев. Государство возникает, как продукт сознательного творчества, договора, в который вступают люди.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Создав государство, люди передали ему часть своих естествен­ных прав. В силу этого оно взяло на себя обязательство охранять их собственность и безопасность.

Право народа на восстание провозглашалось в качестве гаранта сохранения договорного характера государства.

Теория насилия. Возникла в XIX в. – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

По мнению представителей данной доктрины, государство – это организация возникшая в результате насилия, властвования одного племени над другим. Это насилие и подчинение является основой возникновения экономического государства. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и является государство.

Материалистическая теория.Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Они объясняют возникновение государства прежде всего социально-экономическими причинами.

Разделение труда и совершенствование орудий производства дали толчок к росту производительности. Возник прибавочный продукт (избыток), который привел к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на классы – имущие и неимущие. Следствием появления частной собственности выступает появление публичной власти. Власть переходит к богатым людям.

Таким образом, государство возникло для сохранения и поддержки господства одного класса над другим.

Психологическая теория. Получила распространение в начале XX века в Германии, Франции, России. (Э. Фромм, Э. Дюргейм, Л.И. Петражицкий, и др.). Проис­хождение государства и права обусловлено особыми свойствами человеческой психики.

Органическая теория. (Т. Гоббс, Г. Спенсер, Р. Вормс). Теория исходит из аналогия общества с развивающимся биологическим организмом.

Гидравлическая (ирригационная) теория. (К. Витфогель). Государство возникает из необходимости организовать большие массы людей для строительства ир­ригационных (гидравлических) сооружений.