Деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных

План

Лекція 7. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ


Лекция 1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ........................................................................................................................ 4

1. Профессия как вид трудовой деятельности ........................................................................................ 5

2. Особенности профессиональной деятельности госслужащих.......................................................... 7

3. Профессиональная деятельность госслужащих как управленческая.............................................. 10

4. Личностный подход в изучении профессиональной деятельности госслужащих....................... 15

Лекция 2. ЛИЧНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ..................................................................................................................................................................... 18

Лекція 3. ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО............................................................ 45

2. Внешний вид, как ведущий фактор успеха....................................................................................... 46

Лекция 4: ОРГАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА РАБОЧЕГО МЕСТА...................................................... 55

1. Культура труда как комплексное понятие......................................................................................... 55

2. Организация рабочего места............................................................................................................... 55

3. Оснащение рабочего места.................................................................................................................. 59

4. Обслуживание рабочего места............................................................................................................ 62

Цвет............................................................................................................................................................ 63

5. Культура рабочего места государственного служащего.................................................................. 63

6. Культура труда..................................................................................................................................... 66

Лекция 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ТРУДА ГОССЛУЖАЩЕГО.............................. 68

1. Персональный менеджмент в работе госслужащего........................................................................ 68

2. Цели как залог успеха.......................................................................................................................... 69

3. Роль планирования в профессиональной деятельности госслужащих.......................................... 70

4. Методы планирования......................................................................................................................... 71

5. Основные правила планирования времени...................................................................................... 73

6. Организация рабочего дня.................................................................................................................. 73

7. Принятие решений и делегирование полномочий госслужащими-управленцами...................... 75

8. Основные правила (техника) делегирования.................................................................................... 78

Лекция 6. ОСОБЕНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ГОССЛУЖАЩИХ............... 81

Лекція 7. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ......................................................................................... 101

Деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных......................................................... 101

Деловые дискуссии................................................................................................................................ 104

Телефонный разговор............................................................................................................................ 106

Работа с деловой корреспонденцией................................................................................................... 111

Визитная карточка и ее роль в деловых контактах............................................................................ 113

Деловые приемы и их особенности..................................................................................................... 115


В деловом совещании могут участвовать 7—9, макси­мум 12 человек, большее количество участников уже может снижать эффективность работы. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предло­жения, даже подготовить соответствующие доклады. Име­ет значение пространственное расположение участников в форме «круглого стола» для активизации взаимодействия. Ведущий совещания вначале должен высказать надежду, что совещание будет носить деловой и конструктивный характер, в течение совещания следить за регламентом, «удерживая» выступающих в рамках обсуждаемой темы, вовлекая «малоактивных», останавливая «словоохотливых», определяя порядок предоставления слов, задавая необхо­димые вопросы, осуществляя перефразирование и подве­дение промежуточных итогов, давая заключительный ком­ментарий проведенного совещания. Следует помнить, что деловое совещание предполагает возможность критики предметных позиций, а не личностных особенностей того, кто ее высказал, причем рекомендуется соблюдать правило: отметить вначале совпадение позиций, а затем обсу­дить различие разных позиций и подходов к решению проблемы, убедительно аргументируя достоинства и недостатки каждой альтернативы. В случае, если вы попали под огонь критики, полезно перевести атаку на себя в атаку на проблему: «Я рад, что вас волнует тот же вопрос и вы пытаетесь найти наилучшее решение...». Главное — не победите в споре, а продвинуться в решении проблемы. Важно от­нестись к своей позиции не как единственно возможной и единственно верной, а суметь понять и даже принять иное мнение, быть проницаемым для иного мнения. В целях снятия пассивности участников могут применяться: 1) высказывания по кругу или 2) метод «мозгового штурма». При конфликте мнений могут быть две формы: конкурентно-соревновательнаяи кооперативно-сотрудничающая. Вцелях ослабления враждебности при конкуренция мнений могут создаваться согласительные комиссии или группы, включающие участников с противоположными взглядами, которые должны определить пункты, в кото­рых их мнения сходятся, найти пункты в чужой позиции, которые нравятся или могут быть полезными для оптимального решения проблемы.

Деловые совещания часто носят директивный харак­тер, когда руководитель с позиции «Родитель» указывает свое мнение как единственное решение проблемы, и ос­тальные участники с позиции «Ребенка» принимают это решение к исполнению. Наиболее эффективны деловые: совещания, которые носят коллегиальный характер рав­ноправного взаимодействия с позиции «Взрослый — Взрос­лый». Впрочем, встречаются и манипуляции, когда внеш­не взаимодействие осуществляется как «Взрослый — Взрос­лый», а на самом деле «Родитель — Ребенок», т. е. руководитель, вроде бы, просит всех высказаться, даже молчунов, но после того, как все высказались, руководитель, пара­фразируя всех, расставляет нужные акценты и в результате проводит нужное ему решение, обязывая участников исполнять это решение фактически с позиции «Ребенка».

Различные формы поведения участников на собрании:

а) конструктивная роль:

— проявление инициативы,

— (повторное) изложение проблемы,

— внесение предложений,

— запросы об информации, мнениях, мыслях,

— сообщение информации, мнений, идей,

— выявление связей между имеющимися данными,

— оценка проблемы;

б) способствование ходу собрания:

— поддержка, стимулирование выступающих,

— «расчистка пути»,

— формулировка и контроль за соблюдением установ­ленных и группе правил,

— организация группового процесса и формирование общественного сознания,

— посредничество, поиск компромиссов,

— снятие напряженности;

в) отрицательная роль:

— агрессивное поведение,

— блокирование принятия решения,

— «самолюбование»,

— соперничество,

— поиск сочувствия.

Разработка трех этапов

Постановка вопроса:

— введение в курс дела,

— формулировка вопроса,

— формулировка исходной позиции,

— постановка вопроса.

Формирование мнения о путях решения вопроса:

— сбор данных,

— изучение всех сторон вопроса,

— новая формулировка основной проблемы,

— поиск альтернативных решений,

— выдвижение предложений,

— подведение предварительных итогов обсуждения,

— выработка основных направлений,

—обсуждение последствий различных возможностей решения вопроса.

Принятие решения:

— выводы из 2 этапа,

— договоренности,

— решения.