Сформируйте положительное отношение к собеседнику.
Вспомним ситуацию, когда практически было невозможно убедить своего собеседника (родителя, друга, начальника или подчиненного), если он не хотел убедиться. Это возникает чаще всего потому, что не сформировано положительное отношение к партнеру по общению. Можно выстроить безукоризненную логику своих аргументов, но забыть настроить собеседника на согласие с вами, и результат будет на «его лице» — он не примет неотразимые, как вам кажется, доводы и аргументы. Вот почему эффективность убеждения определяется не столько логикой и мощью аргументов, сколько положительным настроем по отношению к собеседнику.
- Подключите весь свой потенциал личного обаяния. Обаяние — это такое ваше состояние, когда вам говорят «да», а вы еще ничего не просили. В этом простом определении заложено главное — умение так себя вести, чтобы собеседнику просто невозможно было сказать вам «нет».
Как же формируется обаяние в человеке? Этот вопрос требует более глубокого психологического исследования. Однако уже сейчас можно отметить, что обаяние — это не столько задатки человека (т.е. то, что передается на генетическом уровне), сколько развитие его способности нравиться окружающим. Эта способность, как и многие другие психические свойства, вырабатывается при жизни, формируется в процессе всего периода социализации человека — другими словами, обаяние, как личностное качество, может развиваться.
Рассмотрим лишь основные социально-психологические характеристики обаятельного человека.
Обаятельные люди — это те, которым свойственны:
1. Неординарность. Она обычно проявляется во внешности, ее оформлении, поведенческой активности и конкретных эмоциональных реакциях. Во всем этом видна открытость и особая доброжелательность.
2. Остроумие. Проявление чувства юмора, оригинальные и вполне уместные реплики, сравнения, аналогии, шутки способны вызвать у окружающих эмоционально-чувственное раскрепощение, снять накопившуюся эмоциональную напряженность и создать особую доверительную обстановку.
3. Выразительность.Обаятельные люди умеют искусно вдохновлять окружающих, и делают они это легко, непринужденно, выразительно. У них много ярких, живых эмоций, которые, собственно, и вдохновляют окружающих.
4. Внимательность.Без искреннего, а не деланного внимания к окружающим невозможно быть искренне обаятельным человеком. Еще раз подчеркнем, что, с одной стороны, важно не быть внимательным собеседником, а казаться им. С другой же стороны, чтобы казаться внимательным, добродушным и заботливым человеком, нужно, как минимум, быть им.
5. Высокоразвитая коммуникативная культура.Она проявляется в таких коммуникативных способностях, как:
— слушать и слышать собеседника;
— смотреть и видеть его настрой;
— умело критиковать партнера;
— профессионально задавать вопросы;
— эффектно отвечать на них
- Желая убедить своего собеседника, готовьтесь к этому заранее. Вслучае выполнения этой рекомендации можно получить довольно ощутимые психологические преимущества. Вот некоторые из них:
— удастся мысленно спрогнозировать диалог с партнером, смоделировать его, предвосхитить возможные возражения оппонента и, естественно, заранее подготовить ответы;
— сформируется чувство уверенности в себе и в том, что будет говориться;
— удастся построить четкую логику рассуждений, выстроить убедительную систему аргументации;
— удастся избежать возможного попадания в цейтнот;
— сформируется впечатление о вас как о человеке, внутренне организованном, который умеет ценить свое и чужое время.
- Убеждая партнера, стремитесь быть максимально искренним и правдивым. Еще раз подчеркнем: надо не казаться искренним и правдивым, а быть им! Будет крайне трудно убедить собеседника и склонить его к своей точке зрения, если он распознает вашу игру в искренность.
- Выстраивая систему аргументации, опирайтесь на известные, проверенные факты. Как показывает практика, убеждают более всего не рассуждения общего характера, а конкретика, то, что реально существует и что при необходимости можно проверить.
- Будьте доброжелательны и оптимистичны.Это поможет создать так необходимую для убеждения обстановку доверительности. А это, в свою очередь, вызывая положительные эмоции, будет способствовать созданию положительной психологической установки, ведущей к взаимопониманию.
- Не забывайте о роли приема «Эффект края» в повышении убедительности.Суть приема «эффект края» состоит в том, чтобы нужную информацию, сильные аргументы приводить в начале и в конце диалога. Экспериментально установлено, что именно тогда информация воспринимается и запоминается лучше всего.
- Вовлекайте собеседника в обсуждение конкретных проблем. С помощью своевременно заданных вопросов («А что вы думаете по этому поводу?», «Как вы прокомментируете это положение?» и др.) можно значительно повысить убедительность своих доводов. Исследователями замечен удивительный эффект — отвечающий невольно начинает становиться на позицию спрашивающего.
- Старайтесь советоваться, а не советовать. Это в значительной степени способствует созданию обстановки доверия и расположения, сближению точек зрения.
Опытным путем установлено, что использование слов «я», «мне», «меня» вызывает отторжение, внутренний протест, использование же слов «вы», «вас», «вам», наоборот, сближает позиции партнеров, не позволяет им дистанцироваться друг от друга.
Убеждение — эффективный метод управления сознанием и волей посетителей, сотрудников и подчиненных, если они обладают достаточно зрелым мышлением. Самая слабая сторона убеждения - это медленное воздействие и неопределенность результата. Убеждение тесно связано с внушением. Метод внушения— совокупность средств и приемов воздействия на психику человека, который полностью доверяет своему собеседнику и воспринимает от него информацию без критики. Результат внушающего воздействия достигается во многом за счет личных качеств служащего, его авторитета и силы власти, компетенции и престижа.
Способы внушающего воздействия могут быть вербальными и невербальными, прямыми и косвенными.
Вербальное (словесное) внушение достигается специальными устными формулами и особой интонацией.
При невербальном внушении используются жесты, мимика, взгляд, действия, а также условия среды.
Прямое (императивное) внушение реализуется через такие приемы, как приказ, требования, распоряжения, внушающие наставления и инструкции. В этом случае большое значение имеет эмоционально-волевое воздействие в форме властного, решительного слова или призыва, например: «Делай, как я!» или «Повторяй за мной!».
Косвенное внушение осуществляется также с помощью технических средств, телевидения, кинофильмов, компьютерных программ, общественного мнения, авторитетных коллег.
При установившихся добрых, положительных отношениях между менеджером и подчиненными, хорошо действует мотивированное внушение, которое способно снять утомление, переключить внимание, улучшить память, устранить агрессивность, укрепить волю.
Внушение играет стимулирующую роль при поощрении.
Метод поощрения— комплекс приемов и средств морального и материального стимулирования лучших результатов деятельности подчиненных, их успеха в самовоспитании и самоуправлении.
Поощрение отражает высокую оценку работы и поступков подчиненных. Оно закрепляет достижения, мобилизует силы и способствует инициативе. Приемы поощрения разнообразны: благодарность, похвала, положительная оценка, одобрение, моральная поддержка, почетное звание, продвижение по службе, денежная премия.
Известно, что мы все чувствительны к комплиментам. Эта чувствительность проявляется в том, что человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении положительных эмоций. Эта потребность свойственна каждому, вот почему человек, делающий комплименты, — для окружающих желательный собеседник: ведь он является для многих источником положительных эмоций. Таким образом, цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами, что имеет огромное значение при работе с посетителями.
Отличие комплимента от лести и похвалы. Похвала, как известно, — это положительная оценка качеств собеседника. В похвале нуждается каждый, однако не следует забывать, что, как правило, похвалу высказывает старший младшему, начальник — подчиненному, другими словами: «ведущий» — «ведомому».
Комплимент — это небольшое преувеличение достоинства, которое каждый желает видеть в себе. Чаще всего комплиментом бывает то, что человек сам думает о себе.
В отличие от комплимента («небольшого преувеличения») лесть представляет собой сильное преувеличение достоинств собеседника.
Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Многих лесть отталкивает. Хотя встречаются люди (и их, увы, немало), которым лесть по душе.
Слова «не люблю комплиментов» относятся не к комплиментам, а к пародиям на них, к лести. Известно, что плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.
Таким образом, между лестью и комплиментом можно выделить следующие основные различия:
— лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна; комплимент же предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;
— лесть подразумевает чрезмерное, вопиющее преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет; комплимент же не допускает этого, он лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;
— комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.
Основными правилами комплимента в деловом общении являются:
1. Сосредоточение внимания на внутренних, душевных качествах собеседника. Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо, не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности.
Однако это вовсе не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов, воздаваемых внешним достоинствам человека. В этом рассуждении обращается внимание лишь на то, что более ценным для собеседника в общении будет комплимент, обращенный к его внутренним качествам.
2. Обращение внимания не на очевидные, а на скрытые достоинства собеседника. Расхваливая совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздействие будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых достоинств удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся ваши слова. Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.
• Искренность комплимента. Искусство комплимента во многом зависит от его искренности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности, несмотря на замечания типа «Важно не быть искренним в общении, делая комплименты, а казаться им!». Однако не следует забывать: чтобы казаться искренним и правдивым, нужно, как минимум, быть им! Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.
• Конкретность комплимента. Комплименты должны быть не общими, а максимально конкретными. Лишь в этом случае они покажутся людям искренними. Это удастся сделать с помощью слов «потому что...» с последующим конкретным описанием своих наблюдений. Действительно, когда нам говорят что-то приятное о каких-либо деталях, мы невольно верим тому, кто говорит об этом. Более того, нам действительно хочется думать, что за комплиментом находится правда.
Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:
1. Комплимент должен строиться на фактической основе. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам.
Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.
Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его.
Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.
2. Комплимент, по возможности, должен быть кратким; Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции — значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко потопляема в море слов,
3. Комплимент не должен содержать поучений. Например: «Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть».
4. В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов. Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.
5.Комплимент без эмпатии — несовершенен. Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, а что же собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т.д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.
Таким образом, без эмпатии, т.е. сочувствия, умения войти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен. Для того чтобы адресно сопереживать собеседнику, важно не только изучить его как «пчелу под микроскопом», нужно самому ощутить себя этой «пчелой».
6. Учет половозрастных особенностей собеседника. Делая комплименты окружающим, важно учитывать многое: кто перед вами — мужчина или женщина, ребенок, юноша или пожилой человек.
Рассмотрим сначала возрастные особенности, а затем те, которые связаны с половыми различиями людей.
А. Возрастные особенности. Проследим, что же является самым значимым для человека в том или ином возрасте, на что нужно обратить внимание, когда мы высказываем комплимент в адрес того, кто находится рядом. Итак, приведем лишь основные качества или свойства, которые могут быть объектом комплиментарности:
Ребенок. Для него наверняка небезразличны: его оценка окружающими, наличие интересных игрушек, собственная послушность и многое другое.
Подросток.Для него особо значимо: желание выделиться, модная одежда («прикид»), увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность и т.д.
Юношество. Этот период социализации для юношей и девушек имеет свои особенности. Молодые люди, как показывают исследования, небезразличны к тому, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся, независимы ли от родителей. насколько сексуально привлекательны, имеют ли жизненный опыт и т.д.
Взрослый человек. В этом возрасте наиболее ценно и значимо, пожалуй, следующее: социальный статус человека, успешность его деятельности, наличие результатов профессионального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом нашего искреннего восхищения.
Пожилой возраст. В этом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются. Для бабушки (или дедушки) бывают очень значимы: успешность их детей, признание окружающими их жизненного опыта, желание передать этот опыт своим потомкам и др.
Все перечисленное выше крайне важно учитывать, когда мы делаем комплименты, указывая максимально адресно то, что ценно, значимо и важно для собеседника.
Б. Половые особенности. Эти особенности продиктованы спецификой физиологических различий мужчины и женщины, характером протекания психических процессов, особенностями восприятия окружающей действительности, характером профессиональной деятельности и многим другим.
Для мужчиныособо значимо: его умственные способности, собственное финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны отражать имидж преуспевающего мужчины.
А что же ценно и значимо для женщины?Безусловно, это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.
7. Комплимент на фоне антикомплимента себе — удачен и особо чувствителен. Достаточно эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе, поскольку, возвышая другого, удается обратить внимание собеседника на свой неуспех. Для многих это важный показатель собственного достижения, а отчасти и превосходства.
8. Комплиментарность требует тренировки.Существует достаточно распространенное заблуждение, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, т.е. тем, от которых нужно что-то получить. Не имея опыта делать комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться отточенного опыта комплиментарное™ по отношению к «нужному» человеку. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать на «полигоне» повседневно-бытовых взаимоотношений начиная с собственного ребенка и заканчивая случайными прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности. Практикой и только практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым.
Особенность использования скрытых комплиментов. Под скрытыми комплиментами понимаются такие, которые, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия и открытости во взаимоотношениях.
Перечислим несколько рекомендаций, как использовать комплименты скрытого характера.
• Проявите искренний интерес к собеседнику. Всякое проявление интереса к собеседнику является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Важно, однако, чтобы этот интерес был не «деланным», а искренним. Притворный интерес довольно легко разоблачается, ипоследствия этого — самые неприятные.
Чтобы интерес был действительно искренним, важно найти в человеке то, что на самом деле в нем интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др. Тогда интерес будет неподдельным и впечатляющим для собеседника.
• Прежде чем открыть дверь, «наденьте улыбку». Именно это рекомендует известная английская пословица — «надеть улыбку». Причем важно улыбнуться не просто самому себе, а человеку напротив — своему собеседнику. Все вы слышали про улыбки ценою в миллион долларов ипро людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, а верят больше именно действиям. Улыбка — это выраженное мимикой действие, означающее «я к вам хорошо отношусь, вы мне нравитесь, мне хорошо с вами». Все это очень приятно осознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает (по принципу «подобное рождает подобное») ответное такое же приветливое и доверительное расположение.
В работе с посетителями государственные служащие неоднократно оказываются в ситуации, когда все вопросы уже решены, но посетителю еще хочется высказаться. Не удовлетворить эту потребность — значит обидеть собеседника, испортить впечатление от разговора, снизить эффект беседы, а возможно, и перечеркнуть ее результат возникшим отрицательным отношением к партнеру по общению.
Итак, прервать беседу желательно тактично. Но как? Рассмотрим некоторые практические приемы для достижения этой цели.
• Поблагодарите собеседника за приятную встречу, содержательную беседу, откровенность, за то, что нашел время зайти, и т.п. Большинство правильно понимает этот намек, поскольку умному достаточно и намека. Для остальных порекомендуем другие приемы.
• Извинясь, корректно сообщите, что вас ждут неотложные дела. Принося свои извинения, важно не забывать, что формулировка извинения типа «я извиняюсь» — неправильна, ибо в данном случае вы сами себя извиняете. Правильней будет сказать: «Прошу прощения», «Приношу свои извинения» и т.п. У собеседника, как показывает практика, обычно не возникает обиды или раздражения, если достаточно корректно объясняют объективную причину (надо куда-то пойти, кому-то позвонить и пр.), по которой необходимо прервать разговор.
• Встаньте, пожмите собеседнику руку, попрощайтесь с ним, проводив его до двери. При этом очень важно высказать свое искреннее удовлетворение от проведенной встречи.
• Используйте прием «Спасение от назойливого посетителя». Этот прием необходимо использовать лишь против тех, кому, к сожалению, недостаточно намека. Прием заключается в том, чтобы заранее договориться со своим помощником, секретарем, коллегой о том, что после особого сигнала он должен зайти в кабинет и сказать, что вас срочно вызывают к руководителю или иному вышестоящему лицу. Если же у вас нет отдельного кабинета, то подобное соглашение можно заключить с кем-то из сотрудников-соседей, кому это можно доверить.
• Вариации с телефоном. Разговоры по телефону также можно при необходимости как ускорять, так и успешно завершать, не вызывая при этом обиды со стороны оппонента. Первые два приема, описанные выше, могут успешно использоваться и для телефонных бесед. Однако есть и особый прием. Раскроем его суть.
Желая закончить разговор, можно сказать собеседнику: «У меня сейчас начинается срочное совещание, и люди уже собираются».
Если после «совещания» раздается звонок и тот же голос настаивает на ненужном для вас разговоре, мешая работать, то можно вполне воспользоваться приемом, о котором поведал известный специалист по технике личной работы А. Мак-Кензи. Вы говорите, что плохо слышно и вообще у вас в последнее время что-то происходит с телефоном, после чего нажимаете рычаг аппарата. Через минуту абонент вновь перезванивает: «У вас телефон отключился?» — «Да, в последнее время у нас телефон бара...» — и вновь нажимаете на рычаг. Больше, как правило, назойливый собеседник не звонит. Не исключено, что он проклинает качество телефонной сети, но ваши с ним отношения не пострадали.
Наравне с умением вести разговор, в работе государственного служащего имеет огромное значение и умение слушать как в работе с посетителями, так и при взаимодействии с коллегами и руководством.
Следует заметить, что умение слушать других - один из основных навыков в общении. Неприятный осадок после общения часто остается из-за того, что увлеченный своими мыслями и эмоциями человек не учитывает желания собеседника быть понятым, поделиться накопившимися в душе или возникшими по ходу монолога ассоциациями, получить одобрение, понимание или просто возможность высказаться.
Поэтому на любом уровне общения необходимо учитывать состояние собеседника. Если оба они находятся в уравновешенном состоянии, то в первую очередь, необходимо учитывать такой принцип диалогического общения, как ритмичность. А.Е. Войскунский описывает Э. Чаппла. установившего с помощью "хронографа взаимодействия", что соотношение речи и молчания - устойчивая характеристика каждого человека. Чередование тактов диалога - процесс ритмический. У каждого человека этот ритм индивидуален. Если он нарушается (например, человек вынужден говорить больше, чем молчать, или, наоборот, длительное время слушать молча), то нереализованная в течение суток фаза речи (или молчания) должна быть компенсирована. Такая компенсация нередко ложится на плечи близкого человека. Жене, мужу, товарищу часто приходится считаться с тем, в каком режиме диалога был вынужден провести человек рабочий день. Если человек находится в возбужденном состоянии, необходимо учитывать, что речь, как и любая другая активность, снимает напряжение, вызванное возбуждением. Здесь, вам потребуется определенное усилие воли, чтобы помолчать, даже тогда, когда содержание сказанного (оценка чего-либо, высказанное намерение) будет казаться совершенной чушью. Во-первых, возбужденный человек в силу диалогической природы речи часто, не слыша возражений со стороны, сам себе возражает и, успокоившись, сам может прийти к иному заключению. Это происходит, когда возбуждение эпизодическое, вызванное случайной причиной. Если же для возбуждения были веские основания, то длительное говорение несколько снимет напряжение, а тогда вы сможете высказать свою точку зрения.
Другая тактика общения необходима с человеком, находящемся в подавленном настроении. В таком состоянии он не способен ни к диалогу, ни к монологу, потребность в общении, как правило, не осознается. Однако, заторможенность, как и возбуждение, вызвана напряжением, снять которое помогает общение (естественно, речь не идет о тяжелых психических заболеваниях). Человека необходимо побудить к общению, вовлечь в беседу. Попытайтесь, меняя тему, найти такую, которая вызовет у него интерес. Это не просто, там как заторможена именно эмоциональность, на которой базируются интересы. Можно попытаться возбудить интерес чем-то новым, например, забавной: историей. Для включения человека в беседу обращение лучше формулировать в виде в опросов, требующих лаконичного неутомительного ответа. Лучше не критиковать высказывания собеседника, а напротив, стараться найти повод лишний раз похвалить. Словом, желательно сделать все от вас зависящее, чтобы разговорить человека. Если это удастся, его напряжение будет уменьшаться. Установка на то, что к человеку, находящемуся в возбужденном или подавленном состоянии, не следует подходить с теми же мерками, что и к уравновешенному собеседнику, поможет избежать ненужных обид или раздражения, поскольку неуравновешенность чаще всего бывает вызвана болезнью, недомоганием или тяжелыми жизненными обстоятельствами.
Наиболее эффективными действиями слушающего, или выразившись иначе,ТЕХНИКАМИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯявляются следующие:
1) ВЫСПРАШИВАНИЕ. Означает задавание вопросов по теме разговора. Существуют закрытые и открытые вопросы. Закрытый вопрос предполагает однозначный ответ "да", "нет", "не знаю". Открытый вопрос предполагает множественный и, возможно, обширный ответ. В результате спрашивающий получает гораздо больше информации. Важно различать открытые и закрытые вопросы. Например, на вопрос; "Вы уже закончили подготовку документов, которую я поручил вам?" - вы получаете ответ: "Еще нет". На вопрос, поставленный иначе: "В каком состоянии документы, которые я поручил вам подготовить?" - получаете ответ. "Основная часть работы выполнена, но осталось уточнить детали и, думаю, завтра к обеду я представлю вам подготовленные документы".
Ошибка слушателя обычно состоит в слишком узко направленном или полностью закрытом вопросе, что резко тормозит движение мысли говорящего. Закрытые вопросы уместны лишь при выяснении конкретного факта или обстоятельства. Открытые вопросы уместны тогда, когда слушающий мало ориентируется в проблеме говорящего, в его отношениях, оценках, мнениях. В открытом вопросе не должно содержаться намека на то, какой ответ ожидает получить слушающий. Для поддержания говорящего важно, чтобы содержание вопроса было связано с темой беседы.
2) БЕЗМОЛВНОЕ СЛУШАНИЕ. Безмолвное слушание некоторыми людьми воспринимается как просто молчание. Оно предполагает повышенную внимательность слушателя к собеседнику, а также использование арсенала разнообразных невербальных средств: выжидательная, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак понимания говорящего и побуждения слушать, спокойствие в общем рисунке движений. При этом желательно принять к сведению, что кивание головой слушающим увеличивает поток речи со стороны говорящего почти в два раза. Если же мы сами находимся в роли говорящего, то не следует расценивать кивание головой у слушающего как однозначное согласие, скорее всего это свидетельствует о понимании слушающего и побуждает собеседника говорить дальше.
3) УТОЧНЕНИЕ. Выяснение существенных деталей, неясных мест. Просьба поговорить о чем-либо поточнее, подробнее.
Сообщая какую-либо информацию, собеседник иногда пользуется неточными (многозначными) определениями: "скоро" верну книгу, зайду "на днях", буду "недолго", стоит "недорого" и т.п. Разночтение этих слов снижает уровень ответственности за результат. Чтобы впоследствии не было недоразумений, особенно, если информация для вас значима, необходимо внести уточнения - "какого числа", "в какое время", "сколько стоит" и т.п. Если же вы даете информацию, то уточнение типа "Вы меня поняли?" является явно недостаточным. Необходимо задать уточняющие или контролирующие вопросы по существу сказанного.
4) ПЕРЕСКАЗ. Чтобы убедиться в правильности услышанного и его совпадением с пониманием высказанного как у говорящего, так и у вас, перескажите кратко своими словами услышанное, выделяя и сохраняя то, что казалось главным для слушающего. Целесообразно начать пересказ словами: "Как я понял, вы считаете...", "То есть, ваша проблема состоит в том," и т.п. Если же вы неверно определили главную мысль сказанного, говорящий имеет возможность откорректировать ваше понимание. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но может в пересказе учитывать и невысказанные мысли или намерения говорящего.
5) ОПИСАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ говорящего, если наблюдается расхождение слов и невербального поведения. Можно указать на возможные причины, эмоций, которые говорящий сем недостаточно осознает - с тем, чтобы поощрить его говорить об этом поподробнее. ("Я чувствую вашу обеспокоенность. Что произошло?". "Думаю, что нотки досады в вашем голосе вызваны последними словами моего помощника? Так ли это?" и пр.). Вместе с тем, описывать вербально можно не только эмоциональной состояние партнера, но и собственные чувства: «Меня тоже очень волнует эта проблема», «Сочувствую вам», «Я в некоторой растерянности и не очень понимаю происходящее…»
6) ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЫСЛИ СОБЕСЕДНИКА. Если эмоции мешают собеседнику равномерно развивать и закончить мысль, если собеседник с трудом находит нужные слова, или ему просто не хватает словарного запаса, можно развить мысль, но только в тех рамках, которые задал собеседник. Ощутив вашу поддержку, партнер станет меньше волноваться, почувствует себя услышанным. Все это поможет ему быть самим собой, а вам - получить больше информации о нем. Если же, развивая мысль собеседника, мы выходим за рамки этой мысли, то прием переходит из слушания в игнорирование. Не используйте паузу или замешательство собеседника с целью начать говорить самому о собственных проблемах, тем более не поддавайтесь искушению давать советы.
7) ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ. Этот прием уместен после особенно длинной реплики партнера. Структурирование мыслей партнера во время слушания позволяет предотвращать расплывчатость последующего разговора. Эти техники активного слушания помогут вам сфокусировать внимание на подлинном слушании и видении другого человека. А это требует полной концентрации внимания. В обычной жизни мы очень дорого платим за то, что слушаем других невнимательно и смотрим на окружающих рассеянно, обычно это кончается тем. что мы очень быстро начинаем делать свои собственные, нередко ошибочные заключения и принимаем их за истину в последней инстанции. Относиться к собеседнику можно внимательно или невнимательно. Тот, кто говорит, может и не подозревать, что его не слушают. А тот, кто якобы слушает, на самом деле ориентируется только на собственные умозаключения. Если он облечен какой-то властью, например, является руководителем, родителем, преподавателем, то может принести немало страданий своему партнеру.
Несколько полезных рекомендаций в помощь активному слушанию и восприятию:
- не говорите о себе;
- не меняйте темы;
- не советуйте, если вас не просят;
- не занимайтесь диагнозом, заверениями, поощрениями, критикой или поддевками,
- не думайте наперед, что вам сказать.
- не игнорируйте и не отрицайте чувств других людей. Следите за их чувствами не только по тому, что они говорят, но и по тому, чего они не говорят! Не упускайте из виду такие немые проявления чувств, как слезы в глазах, неконтролируемые движения и т. п.;
- не притворяйтесь, что вы понимаете их чувства, если это не так,
- спросите об их нуждах, заботах, тревогах и трудностях. Задавайте вопросы, которые способствуют большей искренности: " Как вы на все это смотрите?",
- покажите им, что вы понимаете их. Перескажите своими словами то, что вы воспринимаете как главное в их словах: "Правильно ли я понимаю, что вы хотите...?", "Вы считаете, что не можете эффективно работать, когда на вас так "давят" или " Вас это действительно сердит?"