Визуальные невербальные средства общения

К этому виду невербальных средств общения – визуальным – мы относим все, что мы видим в собеседнике по ходу его речи: мимику, жесты, позы, поворот головы и туловища, движение глаз, положение рук, дистанцию между собеседниками, наконец, манеру держать себя и стиль одежды и т.д.

Первым проявил интерес к коду жестов Чарльз Дарвин. Его труд "Выражение эмоций у человека и животных", написанный в 1872г., не утратил своего значения и ныне. С тех пор в результате различных исследований выделено более миллионов сигналов человеческого тела. По мнению видных ученых, в каждом "послании" 55% информации передается языком жестов и других невербальных средств общения. Считайте, что в диалоге слова несут сообщение, а контакт устанавливается благодаря невербальным средствам. Женщине вовсе не нужно говорить мужчине, что он ей нравится: достаточно взгляда.

 

Компетентный наблюдатель по направлению взгляда собеседника может предугадать ответ на вопрос или состояние партнера. Например, движение глаз вверх означает, что собеседник извлекает визуальные образы. Взгляд направлен вверх и вправо (с точки зрения наблюдателя) - человек воспринимает что-либо, что он уже видел и слышал (в том числе вспоминает). Взгляд направлен вверх и влево - строит новый образ. На рис. 1 приведены различные определения внутренних состояний человека по движению глаз (рис. дан для праворуких, у левшей все наоборот).

Определение внутренних состояний по движению глаз (с точки зрения наблюдателя).

Рис. 1

В констр. – визуально конструируемые образы;

В вспом. – визуальные воспоминания (неподвижный, ушедший в себя взгляд также свидетельствует о том, что задумавшийся человек извлекает зрительные образы);

А констр. - аудиально конструируемые звуки или слова;

А вспом. - вспоминаемые звуки или слова;

К - кинестические представления (внутренние и скелетно-мышечные ощущения, чувства);

А - аудиальные представления.

В жизни мы редко задумываемся над своей жестикуляцией, "языком своего тела", мимикой и пр. Скажите кому-нибудь из собеседников, что его движения опровергают сказанное им и он смутится. Однажды молодой человек обсуждал различные книги с профессором Реем Бэрдуистеллом из университета Луисвилля. Когда профессор спросил молодого человека об одном современном классике, молодой человек дотронулся до своего носа и сказал, что книга ему очень понравилась. " На самом деле, - сказал профессор, - она совсем не понравилась Вам". Студент, не понимая, чем он выдал себя, признался, что он действительно прочитал лишь несколько страниц и они показались ему скучными. Что же, он трогал свой нос не перед тем человеком.

Как установлено, этот жест выражает сомнение, затруднительное положение, часто (особенно при участии левой руки) означающее "нет". У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением.

Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариации жеста касания носа - касание мочки уха или протирание глаза.

 

Проведенные в ряде стран исследования слепых от рождения, то есть тех, кто лишен возможности изучать жесты через подражание, позволили установить, что жесты делятся на врожденные, приобретенные и наследственные. Значительная часть из них обусловлена воспитанием, средой и особенностями обычаев и нравов.

В любом уголке планете наиболее доступным средством коммуникации является язык жестов. Есть ключевые выражения, например, улыбка, нахмуренные брови. Кивок головой почти везде обозначает "да" (даже слепорожденные сопровождают кивком утвердительный ответ, что доказывает его врожденный характер). А "нет" выражается покачиванием головой слева направо навыком, приобретенным по всей вероятности, в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком, когда его кормят, насытившись, малыш отворачивается от соски или ложки.

 

Другой универсальный жест - пожимание плечами. Он передает речевой смысл "не понимаю" и состоит из трех частей: приподнимаются руки с раскрытыми ладонями, затем - плечи, а потом и брови.

Жесты, связанные с подозрением и скрытностью, часто связаны с левой рукой. Это соответствует отрицательному значению слова "левый" в обычном языке - типа "левые доходы". Если на переговорах представитель противоположной стороны левой рукой прикрывает рот до или во время реплики, скорее всего, он придерживается иного мнения или не согласен с вашим решением. Целесообразно спросить его об этом прямо: "Вы действительно думаете, что…?" Если же вы не заметите или не поймете этого жеста, ваши переговоры заранее обречены на неудачу.

Если человек стремится не смотреть на вас вообще, то скорее всего, он от вас что-то скрывает. Типичные жесты негативного отношения к предмету беседы (а возможно, к собеседнику) - сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, это отворачивание тела в сторону, в силуэт, потирание носа, взгляд сбоку: "Что вы имеете в виду под этим?"

Ступни или все тело повернуто по направлению к выходу. Во многих ситуациях вы можете заметить, как кто-то вдруг поворачивается таким образом, это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и т.д. и уйти. Тогда или сделайте что-нибудь такое, чтобы он наклонился к вам, или дайте ему уйти, даже если на словах он и против.

Среди многих жестов, выражающих открытость, назовем открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что еще вы от меня хотите?" Другой характерный жест - расстегнутый пиджак (куртка и т. д.). Установлено гораздо большее количество взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди застегнутых на все пуговицы. Многие из последних, в придачу, сидят, скрестив руки на груди в защитной позе. Те же, кто меняли свое состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали руки и расстегивались. Не застегивайтесь - и ваши взаимные цели будут достигнуты легче!

Скрещенные на груди руки. Их используют и дети, отрицающие инструкции родителей, и старики, защищающие свое право быть услышанными. Это - защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает и: сильное влияние на других. В группе из четырех и более человек вы можете повлиять на всех них, скрестив руки. Сохраняйте эту позицию не только, когда говорите, и вы увидите, как быстро другие члены группы последуют вашему примеру и открытая коммуникация нарушится. Люди обычно не понимают этого простого жеста и продолжают "выключать того", кого надо "включить" - он же сигнализирует вам, что выпал из разговора. Если вы хотите узнать, занял ли ваш собеседник защитную позу или просто комфортно расположился, скрестив руки, посмотрите на его кисти. Расслаблены они или сжаты в кулаки? Или стиснули одна другую так что пальцы побелели?

Наиболее простая и непротиворечивая зона - это мимика, выражение лица. Но обнаружено, что многие люди, понимающие, что коммуникация с помощью выражений лица существует, тем не менее, никогда не пытались понять, как же она происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе - агрессивно-жесткий человек, который смотрит на переговоры, как на место. где нужно "сделать или умереть", он обычно смотрит вам прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра - некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из-под прикрытых век. легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он - очень способный и соревновательный человек, верящий в кооперацию, как динамический процесс.

Однако, не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и то же движение в разных странах порой приобретает особое значение. Разной для людей различных национальностей является и комфортная дистанция в общении. В нашей социокцультурной общности она колеблется от 50см до 1,5м, такова же дистанция у американцев. У прибалтийских народов, англичан - от 1м до 3м в зависимости от официальности обстановки, у народов Ближнего Востока - от 20 до 50см, и если араб беседует с русским, то у последнего может возникнуть впечатление, что ему "лезут" в лицо. Кроме того, у каждого человека может быть своя индивидуальная дистанция общения, зависящая от его личных качеств и отношения к собеседнику.

Было бы ошибкой истолковывать жесты в отрыве от другой информации. Если кто-то почесывает затылок, это может означать и то, что у него просто чешется голова и в то же время сомнения, колебания, неуверенность, стремление припомнить что-то, смущение собственным враньем. Что выбрать в данном случае? Важно одно, чтобы угадать истинный смысл жеста, нужно рассматривать его в контексте.

У языка движений тела своя лингвистика и пунктуация. Любой жест равнозначен слову. А у слова может быть несколько значений. Следовательно, жест, за исключением каких-то случаев, нельзя отделять от другого поведения.

Как правило, жесты читаются бессознательно, об этом писал еще З. Фрейд. Просто эти бессознательные реакции становятся непроверяемыми "фактами", на которые мы отвечаем: например, на кажущийся враждебным жест выдаем такой же ответ. Как сознательные существа, мы все же можем приобрести способность оценивать большинство стимулов прежде, чем отвечать на них. Тогда мы сможем прочитать и свои собственные жесты, предсказав реакцию собеседника. А его неприятные для нас реакции могут оказаться вызванными лишь его физическими особенностям, например, параличем и т. д. Следовательно, жесты должны быть продуманы (осознаны) до самого подсознания.

Жесты иногда расходятсяпо своему значению с вербальной информацией, тем, что человек сам говорит. Однако, потом всегда оказывается, что жесты были правдивее. Во время политических кампаний, например, это можно очень легко наблюдать. Один политик, говоря: "Я искренне стремлюсь к диалогу с молодежью", при этом потрясает указательным пальцем, а затем и кулаком над своими слушателями. Другой, например, убеждает аудиторию в своем теплом, гуманном подходе, и сопровождает это короткими, жесткими каратистскими ударами ребра ладони по трибуне. Тоесть, должно существовать соответствие не только между сознательным и бессознательным уровнями, а также одних жестов с другими, но и между вербальными и невербальными проявлениями.

Соответствие между вербальными и невербальными средствами проявляется и в адекватности стиля вашей одежды ситуации, в которой происходит общение. Так, деловой мужчина должен выглядеть солидным и уверенным в себе, деловым и привлекательным, порядочным и внушающим доверие, не без претензии на изящество и элегантность.

Тот, кто разбирается в науке невербальных проявлений, всегда связывает их со словами. Ему известно, что чем выше положение человека в социальной иерархии, тем богаче его словарный запас. Чем он популярнее и сильнее, тем скупее он в жестах. Наоборот, люди, принадлежащие к более низким социальным слоям, говорят меньше, а жестикулируют больше. Возможны ли у них расхождения? Иногда, крайне редко и при определенных условиях. Но с умелыми политиками дело обстоит иначе. Безукоризненно владея своим телом, они прибегают к "посланиям", которые кажутся точными и искренними. Это качество часто путают с обаянием. Еще ярче умение использовать жест наблюдается у дикторов телевидения, адвокатов, актеров. Каждое движение выверено и отработано так, чтобы придать разговору желаемый вес и значимость. Это настоящие профессионалы. Естественно, их куда труднее уличить в обмане, чем кого-либо другого.

Как же научиться верному толкованию визуальных невербальных проявлений? Используйте упражнение, описанное выше. Наблюдайте за окружающими - в кафе, на работе, в транспорте, упражняйтесь в умении принимать и разгадывать многочисленные "послания", витающие вокруг. Если вам непонятен жест, сделайте такой же и попытайтесь определить, что вы при этом чувствуете. Используйте для тренинга телепередачи. Выключите звук и попытайтесь угадать, о чем идет речь. Время от времени включайте громкость, чтобы проверить, правы ли вы. Вначале будут неизбежны ошибки и непопадания, но потренировавшись, вы быстро добьетесь успеха. Наконец, обратите внимание на сложный объект - на себя. И вы обнаружите, что многие ваши жесты нуждаются в усовершенствовании. Попробуйте поработать над собой. Ваши старания не пропадут даром, и вы при любых обстоятельствах и контактах будете чувствовать себя "в своей тарелке".