Н. Гартман

Г. Риккерт

Ключевая идея Г. Риккерта - обоснование специфики гуманитарного (прежде всего исторического) познания, основанного не на номотетическом (обобщающем), как в естественных науках, а на идиографическом (индивидуализирующем) методе отбора и интерпретации единичных культурно-исторических фактов, где особую роль играют ценности.

При этом Г. Риккерт четко разводит акт субъективной оценки тех или иных исторических явлений и процедуру их вполне научного выделения и истолкования, подлежащего интерсубъективной критике и корректировке. Отсюда он делает следующий шаг, вроде бы сближающий его неокантианскую методологическую устремленность к обретению объективного и необходимого знания с платонической аксиологией, постулирующей наличие всеобщего и объективно сущего мира ценностей. “Но научным индивидуализирующее описание может быть названо только в том случае, - пишет немецкий философ, - если оно основывается на всеобщих ... культурных ценностях. При отсутствии таких всеобщих ценностей объекты имеют научное значение лишь в качестве родовых экземпляров”[1006].

Соответственно, историческая наука, по мысли Г. Риккерта, должна основываться на философии ценностей, совпадающей с философией истории. В работе с соответствующим названием Г. Риккерт и обосновывает наличие такой системы “трансцендентных ценностей”, “обладающих сверхисторической, безвременной, безусловной значимостью”[1007]. Правда в этой работе он еще остерегается занять откровенно теистические позиции, оговариваясь, что “вряд ли имеет смысл идя дальше, видеть в этих ценностях также и указание на какое-то трансцендентное бытие”[1008].

Этот “стыдливый” неокантианский платонизм в решении проблемы онтологического статуса объективных и абсолютных ценностей, особенно зримо проявится в аксиологических построениях Николая Гартмана.

Ряд идей Гартмана по поводу ценностей (правда, под значительным влиянием М. Шелера) следует признать исключительно эвристичными. Так, он считает, что в ценностном бытии личности огромную роль играют эмоции и эмоциональный опыт, а также специально исследует роль свободного выбора в предпочтении и практическом воплощении ценностей. Он, как и Г. Риккерт, не сомневается в объективном и абсолютном характере ценностей, а также в том, что они - в согласии с его общей стратификационистской онтологией - образуют особый, независимый от наших индивидуальных актов оценивания и предпочтения, онтологический слой бытия.

Однако онтология этой объективной сферы ценностных содержаний и регулятивов остается у Н. Гартмана непонятной, ибо, по мнению германского мыслителя, не только неправомерно считать ее существующей отдельно от актов человеческого сознания (здесь, несомненно, чувствуется влияние феноменологических идей), но она бесконечно слабее низлежащих, витально-материальных, слоев бытия и может быть легко сокрушена последними вместе с бытием самого человека[1009]. Последняя констатация вообще придает аксиологическим построениям германского мыслителя трагически-пессимистический оттенок. Возможно, на такие взгляды Н.Гартмана повлияли трагические политические коллизии европейской истории начала ХХ века.