Аргументация

Точки зрения,решения по обсуждаемому вопросу, отдельные высказывания могут приниматься или не приниматься, подвергаться сомнению или находить горячую поддержку в зависимости от того, насколько обстоятельно, разносторонне и убедительно они аргументированы, и, пожалуй, нет такой сферы человеческого общения, где бы не присутствовала аргументация.

Аргументация – это речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора (т.е. человека, который нечто обосновывает) с целью ее принятия реципиентом
(т.е. человеком, которому она адресована). При этом не исключается, что аргументатор и реципиент совпадают в одном лице, например, когда человек пытается убедить в чем-то самого себя.

Очевидно, что аргументация отличается от простой передачи информации (сообщения), с одной стороны, и повеления, приказа, команды с другой. Информатор лишь пересказывает содержание некоторого текста и стремится к его адекватному восприятию и пониманию адресатом. Отдающий приказ имеет целью его безоговорочное выполнение. Аргументация обычно содержит в себе как элементы сообщения, так и повеления, но ее отличительная черта в том, что аргументатор стремится убедить реципиента в истинности своей точки зрения, своего суждения.

Тезис и доводы (основания, аргументы) важнейшие элементы структуры аргументации. Тезис отвечает на вопрос "Что аргументируется?" и концентрирует на себе внимание аргументатора, а через него всех участников дискуссии. Поэтому тезис иногда сравнивается с королем в шахматной игре. Как при игре в шахматы опытный игрок все свои помыслы связывает с позицией короля противника, так и при аргументации, какие бы данные ни вовлекались в мыслительный процесс, все они должны объединяться вокруг тезиса и подчиняться его рассмотрению.

Следует заметить, что тезис является не просто высказыванием, т.е. выражением, нечто утверждающим или отрицающим и являющимся либо истинным, либо ложным. Тезис представляет собой некоторое суждение. Ему присущ ряд таких признаков, которыми классически понимаемое высказывание не обладает. Главным из них выступает то, что суждение – умственный акт, в котором не просто что-то утверждается или отрицается, и которое может быть либо истинным, либо ложным, но и выражается личностное отношение говорящего к содержанию высказанной мысли. Причем сам этот акт сопряжен с такими состояниями сознания, как убежденность, сомнение, неверие и т.п. Личностное отношение говорящего к содержанию высказываемого имеет особую значимость в процессе общения, ибо любой акт коммуникации, наряду с передачей информации адресату, предполагает и реализацию прагматических целей ее отправителя.

Основания (доводы, аргументы) отвечают на вопрос "Чем аргументируется выдвигаемое положение?" Очевидно, что в качестве основания не может использоваться любое высказывание. Критерии отбора оснований отличаются большим разнообразием и нередко носят субъективный характер. Существенное влияние на их отбор оказывает мировоззрение аргументатора; обстоятельства, окружающие его; познавательные, идеологические, этические, эстетические и пр. установки культурной среды, где он живет. Поэтому аргументы, являющиеся понятными и убедительными для одних людей, могут не быть таковыми для других, и наоборот.

В науке исключительно важную роль играют аргументы, выработанные в рамках научного познания. Здесь наиболее убедительный аргумент научный закон. Вне науки немало еще людей, для которых решающим является авторитет служителя культа, суждение вождя, сила традиций, мнение окружающих и т.д.

Логическая связь тезиса с аргументами (ответ на вопрос "Каким способом аргументируется тезис?") носит название демонстрации(лат. demonstratio показывание). Характером демонстрации во многом определяется принудительная сила аргументации. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная демонстрация. При ней тезис с необходимостью вытекает из оснований, его истинность гарантируется истинностью последних. Если мы признаем, что инертные газы в стандартном состоянии не имеют цвета и запаха и неон инертный газ, то мы не можем не признать, что неон в стандартном состоянии не имеет цвета и запаха.

Меньшей принудительностью обладает недедуктивная демонстрация – в форме индукции (когда тезис общего содержания обосновывается частными случаями, примерами), аналогии, сравнения, метафоры и т.д. То же можно сказать о редуктивной демонстрации, где тезис обосновывается с помощью условного суждения и его следствия. Такого рода демонстрации часто используются с той целью, чтобы навести собеседника на некоторую мысль, посеять сомнение в других мыслях и т.д. Нередко они выполняют эстетическую функцию, оказывая сильное воздействие не столько на рассудок, сколько на эмоции и чувства слушателя (как, например, в случаях сравнений, метафор).

Потребность в аргументации возникает на том этапе рассмотрения вопроса, когда сформулированы возможные ответы, но неясно, какой из них более предпочтителен. Тезис аргументации есть не что иное, как некоторый прямой ответ на рассматриваемый вопрос. Вместе с тем не всякий прямой ответ может выступать в качестве тезиса, а лишь тот, который устраняет сомнение, несет в себе некоторый элемент новизны. Поэтому достоверно ложный прямой ответ нецелесообразно брать в качестве тезиса.

Правомерно выделять эпистемический (от греч. epistema знание) и коммуникативный (от лат. communicatio сообщение) аспекты аргументации. В эпистемическом плане аргументация выступает как процедура отыскания для тезиса опоры в доводах. В ряде случаев тезис опирается на доводы таким образом, что определяется истинным содержанием последних, как бы наполняется ими. Если, например, для тезиса, имеющего форму А ® В, отыскиваются истинные доводы форм А ® С и C ® B, то очевидно, что он конструируется из элементов, входящих в эти доводы. Именно такая аргументация характерна для науки, научных дискуссий, где она называется доказательством. Вне науки дело обстоит, как правило, по-иному, и тезис может опираться на религиозную веру, мнение авторитета, силу традиции, сиюминутное настроение толпы и т. д.

В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель процесса формирование убеждения реципиента или его переубеждение. Аргументация достигает своей цели лишь в том случае, если реципиент: а) воспринял; б) понял и, наконец; в) принял тезис аргументатора. Строгое, проведенное по всем правилам логики доказательство может показаться кому-то малоубедительным в силу, например, использования непривычной для реципиента символики, но, в то же время, наглядный образ, дополнительная ссылка на суждение авторитета, удачное сравнение, типичный пример и т.д. нередко делают его неожиданно податливым и восприимчивым к тезису аргументатора. Ни пример, ни сравнение, ни довод “к авторитету” и т.д. по своей сути ничего не доказывают, но, в той или иной мере подтверждая тезис, делают его более понятным и ясным, следовательно, более приемлемым. Известно, например, что человек, отказывающийся принять какую-то мысль, может радикальным образом изменить свое отношение к ней, после того как ему назовут имя автора.

Эпистемический подход позволяет выделить в аргументационных процессах такие виды аргументации, как доказательство, опровержение, подтверждение, оспаривание, объяснение, интерпретация, оправдание и др.

Доказательство — логическая процедура, при которой тезис, то есть выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Тем самым относительно тезиса исчезают всякие сомнения — доказательство вынуждает признать его истинность.

Типичным примером доказательства может служить любое математическое рассуждение, по результатам которого принимается некоторая новая теорема. В нем эта теорема выступает в качестве тезиса, ранее доказанные теоремы и аксиомы, используемые при обосновании тезиса, – в качестве аргументов, а демонстрация представляет собой некоторую форму дедукции.

Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. Так, обосновывая тезис "медь электропроводна" достаточно привести доводы: "медь – металл", и "все металлы электропроводны", – из которых непосредственно последует данный тезис. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса. Наиболее распространенными разновидностями косвенного доказательства являются апагогическое (лат. apagoge – уводящий, отводящий) и разделительное доказательства.

При апагогическом доказательстве (оно называется также доказательством "от противного") устанавливается ложность антитезиса, т.е. высказывания, противоречащего тезису. Обычно это делается так. Сначала допускают, что антитезис является истинным, и из него выводятся следствия. Если хотя бы одно из полученных следствий вступает в противоречие с наличными истинными суждениями, то следствие признается ложным, а вслед за ним и сам антитезис, породивший данное следствие. Следовательно, тезис является истинным.

Как, например, врач может доказать своему клиенту, что тот не болен гриппом? Он может допустить антитезис, что тот болен гриппом. Но тогда из этого последует, что у него должны проявляться такие симптомы, как головная боль, высокая температура и др. Однако, этих симптомов у клиента нет – голова не болит, температура нормальная. Значит, антитезис является ложным, а тезис – истинным, т.е. доказанным.

При разделительном доказательстве истинность тезиса устанавливается путем исключения всех противостоящих ему альтернатив в соответствии с правилом удаления слабой дизъюнкции (УД):

A Ú B A Ú B

ØA ØB

--------- ---------