Возможные ошибки, связанные с тем, что глобальная катастрофа ещё ни разу с нами не происходила.

А)Отвержение некоего сценария как фантастического – но ведь глобальная катастрофа и есть по сути некое «фантастическое» событие!

Б) Ошибка, порождённая неосознанием факта, что глобальную катастрофу можно опознать лишь апостериори, - не заранее и не в процессе событий.Возможно, никто не узнает, что на самом деле произошла глобальная катастрофа. Лишь со смертью последнего человека катастрофа станет глобальной. (Хотя в сценариях медленного вымирания люди могут это осознавать – или заблуждаться на этот счёт. Возможный пример подобного сценария описан в романе Невила Шюта «На берегу», где люди медленно вымирают от последствий радиоактивного загрязнения.)

В) Неприменимость логической операции «индукции» для рассуждений о глобальных катастрофах. Индукция как логический метод состоит в предположении, что если некое утверждение верно в моменты 1,2, 3 … N, то оно верно и при N+1 (или при всех N). Оно не обладает абсолютной логической достоверностью, но даёт хорошие результаты при очень больших N и гладких условиях. Например, все физические законы основаны на конечном количестве экспериментов, то есть возникли в результате индукции.

Индукция как логический метод имеет границы применимости. Она неприменима в ситуациях, когда будущее не похоже на прошлое. Иначе говоря, мы не можем на основании того, что нечто было в прошлом всегда, сказать, что так будет и в будущем. Особенно опасно применение индукции в рассуждениях типа: раз этой катастрофы не случилось в прошлом, то её не будет никогда.

Тем не менее, индукция как логическая процедура применима в вопросах безопасности: с точки зрения обеспечения безопасности трёхразовое периодическое повторение опасного события – очень значимо, тогда как с точки зрения доказательства истинности некой закономерности – нет.

8. Когнитивное искажение, состоящее в том, что размышления о глобальных рисках автоматически включают некий архетип «спасателя мира».При этом недооценивается опасность конкуренции между группами людей, защищающими разные модели спасения мира. В конце концов, каждая мировая религия занимается спасением всего человечества, а остальные ей только мешают. Так что борьба спасителей мира между собой может сама по себе стать глобальным риском. Можно вспомнить анекдот советских времён: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что от мира камня на камне не останется».