Лекция 15. Формы организации учебной деятельности

Умение учиться. Оптимальное построение технологии обучения определяется ответами на следующие вопросы: Что изучать? Как изучать? При каких обстоятельствах? В какой форме? В каких видах учебных занятий? Какими средствами? Какими методами?

Слушание (аудирование) является видом речевой деятельности человека и представляет собой процесс отражения в сознании обучаемого вербализированной информации о предметах и явлениях окружающего мира. Слушание характеризуется включенностью обучаемого в активную познавательную деятельность.

Понимание - это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание осуществляется в актах внутренней речи обучаемого и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия, речи, поступка, наглядной демонстрации со стороны обучающего. В ходе данного процесса обучаемый систематизирует полученную информацию, усваивает основные понятия и связи между ними. Как показывают исследования, осмысленного (понятого) материала обучаемый способен усвоить в 15-20 раз больше, чем неосмысленного.

Говорение представляет собой внешнюю, произносимую и воспринимаемую на слух речь и выступает как средство выражения мыслей, результат их образования и развития. Говорение обучаемого в учебном процессе может носить функцию сообщения, когда обучаемый высказывает свои суждения по какому-либо вопросу.

Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации. Выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное, быстрое и углубленное.

Внешней формой сопровождения процесса обучения является выполнение письменных работ учащихся. Письмо - это речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста. С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает определенной спецификой, выделяемой на трех уровнях: в ней используется графический код (письменность); существуют отличия в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в письменной речи те же функции выполняются при помощи лексики (т.е. выбора определенного сочетания слов), грамматики и знаков препинания; существуют языковые формы, принятые в письменной речи, необязательные в устной.

Основы работы с текстом. Полный алгоритм работы с текстом состоит из 7 блоков: Название (книги, статьи). Автор. Источник (выходные данные). Проблема (тема, главные мысли). Факты. Особенности (стиль, спорные моменты, эмоциональная окрашенность и т.д.). Новизна (новая информация, которая пригодится вам).

Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге поднимаемых в тесте вопросов. Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мыс ленный ответ на вопросы: Что мне уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге? О чем можно судить по характеру заголовка?

Анализ оглавления, аннотации также предполагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа: Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью? Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются? Какую цель ставит перед собой автор?

Основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста несут ключевые слова и фразы. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль.

В процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли: очень краткая формулировка сути текста или его отрывка; анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры; отбрасывание ненужной в данном случае информации.

Конспектирование - это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением. Конспектирование включает несколько этапов работы: отбор из предлагаемой информации самой существенной; перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением; запись этого сокращенного, "сжатого" текста.

Дипломныеработы разделяются на обзорные, поисковые и проблемные. Дипломные работы поискового типа, требующие умения видеть интересующие явления в широком контексте, оригинальности подхода, гибкости мышления и увлеченности научной работой. Дипломные работы, связанные с решением какой-либо научной проблемы (вопроса, задания), предполагают глубокие знания в определенной научной области, развитость способов анализа и обобщения результатов.