Лекция 1. Объект и предмет психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Комаров В.В.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

(КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ)

Учебное пособие

 

Направление подготовки (Специальность):

060101 Лечебное дело

Квалификация (степень) «Специалист»

Формы обучения – очная

 

Тамбов 2012

УДКРекомендовано к печати

ББКРедакционно-издательским советом

КТГУ имени Г.Р.Державина

 

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Н.А. Коваль

доктор педагогических наук, профессорО.А. Дорожкина

Психология и педагогика. Краткий конспект лекций: учебное пособие / В.В. Комаров; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012, с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело, первого и второго года обучения. В пособии излагается краткое содержание лекций курса «Психология и педагогика», в приложении даются контрольные вопросы и задания для более успешного овладения студентами основами данной учебной дисциплины.


 

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Объект и предмет психологии

Лекция 2. Способы приобретения психологических знаний

Лекция 3. Постулаты и принципы построения психологической реальности

Лекция 4. Структура психики

Лекция 5. Чувственное познание

Лекция 6. Рациональное познание

Лекция 7. Личность, темперамент, воля

Лекция 8. Психология общения

Лекция 9. Психология групп и коллективов

Лекция 10. Введение в педагогику

Лекция 11. Педагогическая наука и ее структура

Лекция 12. Современные стратегии и модели образования

Лекция 13. Развивающие педагогические технологии

Лекция 14. Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций

Лекция 15. Формы организации учебной деятельности

Библиографический список

Приложение


 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание составлено в соответствии с программой курса «Психология и педагогика» для студентов медицинского института первого и второго года обучения. Содержание работы раскрывает основы двух дисциплин как взаимодополняющих друг друга наук. И психология, и педагогика имеют ряд общих исследовательских методов и методик воздействия на личность, что важно для формирования профессионализма будущего врача.

Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

В результате освоения дисциплины будущий врач должен сформировать способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни; к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

Следует подчеркнуть, что изложенный материал не даёт полной и готовой информации, он лишь подсказывает студенту основные направления в изучении психологии и педагогики, учит получать информацию из различных источников, например, из энциклопедических словарей и другой дополнительной литературы, что требует от студентов вдумчивой самостоятельной работы. Только при таких условиях можно успешно овладеть этими важными для каждого культурного и образованного человека знаниями.


Субъективная и объективная реальность. Лев Семенович Выготский (1896-1934) один из основоположников современной отечественной психологии, писал: «предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».

Немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) ввел в научный обиход термин «психология», в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах. В то время психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно.

Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации - приспособления к реальности.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения, как и мы.

Психологические факты и психические явления.Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

· часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

· те изменения в материальном мире, которые являются следствием психической активности;

· собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных показателей, критериев оценки психики.

Рассмотрим основные отличия психики животных от психики человека.

1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами.

2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать свои действия, руководствоваться «идеально» представляемой целью.

3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта.

4. У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры. Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.

Научные школы в западной и отечественной психологии. Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Бродес Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение).

Второе направление, которое заявило о себе в период кризиса психологии, - гештальтпсихология. Представители этого направления - Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Левин (1890-1947). Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого.

Третьим направлением стал психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939), полагавший, что основными детерминантами поведения человека выступают бессознательные мотивы и влечения, имеющие сексуальную и асоциальную направленность, поэтому психика человека представляет собой арену борьбы, основанную на противопоставлении принципа удовольствия принципу реальности.

Понимающая психология, которую представлял, в частности, Вильгельм Дильтей (1833-1911), основана на объяснительных методах, заимствованных из естественных наук, основной задачей ставила раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей.

Когнитивная психология возникла в 60-х годах ХХ века, одним из ярких представителей был Жан Пиаже (1896-1980). В этом направлении главное внимание обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний.

Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Эрик Фромм (1900-1980) и др.

Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. С первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть и стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно.

Концепцию, разработанную К.Г. Юнгом, называют «аналитической психологией». Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной.

Э. Фромм явился автором концепции «гуманистического психоанализа», согласно которой характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.

Выдающиеся отечественные психологи ХХ века.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Его школа взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений.

Л.С. Выготский (1896-1934) разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций.

С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) написал фундаментальный по широте охвата психологической проблематики труд «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Б.Г. Ананьев (1907-1972) внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки.

А.Н. Леонтьевым (1903-1979) была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

Д.Б. Эльконин (1904-1984) - автор концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.

П.Я. Гальперин (1902-1988) - автор теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Психологическая наука и психологическая практика. Выделяют следующие направления психологии как области знания.

Фундаментальная психология, ее предмет - основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическая проверка.

Прикладная психология занимается изучением психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях.

Практическая психология направлена на решение конкретной практической задачи и получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей; анализ полученной информации и реализацию воздействия (как психологического, так и не психологического) на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения.