АРХИТЕКТУРА СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 2 страница

Основные памятники мусульманского зодчества Индии:

Минарет Кутб-Минар (1200 г.) в Дели высотой 72,6 м., диаметр основания – 14 м. Построен из красного песчаника, верхние ярусы – из белого мрамора. Имеет пучкообразную форму с игрой светотени на ребристой поверхности. Отличается прекрасными пропорциями.

Мавзолей Мухаммеда Адильшаха «Гол Гумбаз» в Биджапуре (1626-56 гг.). По форме напоминал замок, крепость. Диаметр купола – 38 м., высота здания – 66 м. Купол был позолочен. В основании – высеченный в камне лотос.

Форт Агры (XVI-XVIII вв.) – комплекс построек, окружённых стеной полукруглого очертания (по изгибу реки) длиной 824 м. Облицован тёсаным камнем – красным песчаником). Главный вход – Ворота Дели – высотой 21 м. повторяют форму древнеиндийских крепостных ворот6 две восьмиугольные башни, соединённые арочным проёмом.

Портал – гланый вход – мечети в Фатехпур-Сикри близ Агры. Форма повторяет иранские образцы, но более декоративна: аркатурное завершение с угловыми башенками, боковые лоджии, инкрустация белым мрамором в красном песчанике – это характерные индийские приёмы. С XVII в. появляется инкрустация цветным камнем в белом мраморе.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1650-е гг.) построенный шахом Джаханом для его жены Бегум из белого мрамора – один из мировых шедевров мусульманской архитектуры. Отличается строгой пропорциональностью, уравновешенностью форм, лёгкостью купола яйцевидной формы. В своём облике сочетает монкментальность и лиризм, тонкое чувство формы и стиля. В целом имеет пропорции куба, квадратный в плане. Высота – 75 м. Здание мавзолея стоит на квадратной мраморной террасе с длиной сторон 95,5 м. По углам – 4 минарета. Нижняя платформа – из красного песчаника. На ней стоят два здания из красного песчаника: мечеть и гостиница. Мавзолей находится на территории парка регулярной планировки с каналами, водоёмами, фонтанами, декоративными зелёными начаждениями. Территория обнесена оградой из красного песчаника. Кипарисовая аллея ведёт от ворот к мавзолею, который отражается в водоёме. Облицованный мрамором купол мавзолея меняет свой цвет в зависимости от цвета дневного и ночного естественного освещения. Внутри мавзолея акустика рассчитана так, что звук длится 16 секунд, создавая многократное эхо. Гробницы шаха и его жены окружены резной ажурной мраморной решёткой, инкрустированной драгоценными камнями.

В центральной Индии сохранилось около 30-ти дворцов-крепостей феодальных правителей. Замки на холмах, на скальном основании, гармонировали с природным ландшафтом. Наиболее известным является дворец Бир Сингх Дэва в Датия (XVII в.). С превращением Индии в колонию Англии начинается упадок национального монументального зодчества.

 

Искусство Индии Мусульманского периода очень многообразно. В разных регионах развиваются различные школы и направления. Могольская школа связана с придворным искусством. Развивается книжная миниатюра под влиянием миниатюры Ирана. Известными примерами произведений этой школы служат иллюстрации к эпосам «Бабур-Намэ» и «Акбар-Намэ», портреты правителей и придворных, изображения сцен жизни, войны, природы. Композиции, изображающие птиц и животных напоминают аналогичные китайские сюжеты. Для живописи характерно сочетание условности и точности изображений. Например, в аллегорическом изображении шаха Джахангира на престоле в виде песочных часов в окружении сановников и послов присутствует портретное изображение лица шаха в сочетании с символическим изображением песочных часов, нарушается масштаб изображений фигур.

Для школЫ Пахари в северных горных районах характерны религиозно-мифологические индуистские сюжеты, изображения Кришны и Радхи, Шивы и Парвати – божественных супружеских пар. Здесь сильны традиции народного искусства, выражающиеся в ярком, чистом колорите, использовании золота.

Для школы Кангра (XVIII – XIX вв., северная Индия) характерно соединение натуралистических и фантастических детале («Пастушки, ожидающие Кришну в лунную ночь» – в колорите передаётся лунный свет).

Для западной школы Мальва характерны простая композиция, контрасты цветов, стилизация лиц и фигур, эпические сюжеты.

В начале XIX в. начинается борьба за возрождение национального искусства (движение «Бенгальское Возрождение»). Для этого движения в искусстве характерны реализм, идеализация сельской жизни и сюжетов из индийской мифологии.

 

 

СПИСОК ТЕРМИНОВ

 

1. Делийский султанат

2. Империя Великих Моголов

3. г. Дели

4. г. Агра

5. г. Виджаянагар

6. Комплекс храмов в Мадуре (Мадураи)

7. Храм Шивы в Чидамбараме

8. Минарет Кутб Минар в Дели

9. Мавзолей Гол Гумбаз в Агре

10. Мавзолей Хумаюна в Дели

11. Мавзолей Итимад-уд-Дауда в Агре

12. Красный форт в Дели

13. Старый форт в Агре

14. Форт в Гвалиоре

15. Большая мечеть Буланд-Дарваза в Фатехпур-Сикри близ Агры

16. Мавзолей Тадж Махал в Агре

17. Дворец Бир Сингх-Дэва в Датия.

 

ЛЕКЦИЯ N 5: АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ

 

Вопросы для подготовки:

 

1. Основные исторические периоды формирования китайского государства. Особенности религии и культуры.

2. Формирование принципов китайского градостроительства в период Чжоу и их дальнейшее развитие.

3. Формирование принципов жилой архитектуры в периоды Цинь и Хань. Конструктивная система “доу-гун”.

4. Буддийские храмы и монастыри Китая. Пагода как тип сооружения.

5. Эпоха Тан – период расцвета феодальной культуры Китая. Сложение основных типов зданий, формирование китайского стиля в архитектуре и искусстве.

6. Основные сооружения периодов Мин и Цин. Город Пекин и его окрестности. Пейзажные парки и парковые ансамбли.

 

 

1. Китай – страна, где зародилась одна из древнейших и самобытных человеческих культур. Ещё в V – III тысячелетиях до н.э. в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы существовали неолитические поселения, застроенные глинобитными хижинами или землянками на жердевом каркасе. Археологами найдена также древнейшая керамика типа “Яншао” (красная с геометрическими росписями) и “Луншань” (чёрная), относящияся к III – II тысячелетиям до н.э. Древнейшее государство на территории Китая образовалось в бассейне реки Хуанхэ в период Бронзового века (XVI – XI вв. до н.э.). Возникновение иероглифической письменности в Китае относят к XIV в. до н.э.

В истории Китая выделяются 16 периодов, названия которых, в основном, соответствует именам правящих династий:

 

1. V – III т.л. до н.э. – неолитическая культура Яншао в долине р. Хуанхэ.

2. Около 2500 лет до н.э. – культура Луншань в нижнем течении р. Хуанхэ

3. Династия Ся ( осн. Юй Великий) – около 2205 –1766 г. до н.э.

4. Государство Шан (Инь) – 1766–1027 гг. до н.э. Столица – г. Хэнань, затем – Аньян.

5. Династия Чжоу – около 1027 – 481 гг. до н.э. Столицы – Хаоцзин, Лоян (Ло-и).

6. Эпоха Борющихся Царств (Чжаньго) – 481-221 гг. до н.э. Эпоха железа. Отдельные царства: Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Чу, Янь, Ци, Сун, Лу, Юэ, Ба. Распространение конфуцианства и даосизма – основных философско-религиозных течений Китая.

7. Период Цинь – объединение государства императором Цинь Ши Хуанди – 246 – 210 гг. до н.э. Столица – Сяньян. Начало строительства Великой Китайской Стены.

8. Период Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

Западная Хань – 206 г. до н.э. – 9 г.н.э. Столица – Лоян

Восточная Хань – 25 – 220 гг. н.э. Столица Чанъань

В I в. н.э. в Китай из Индии проникает буддизм.

9. Период Троецарствия. Распад империи Хань в результате восстания Жёлтых повязок. - 220-265 гг. до н.э. Начало феодального периода – раннего средневековья. Царства Вэй, Шу и У.

10. Период Шести Династий – III – VI вв. Восстановление Лояна, Чанъаня.

11. Период Суй - 581 – 618 гг. Войны в Корее и Вьетнаме. Восстания военно-феодальных группировок. Построен каменный мост Аньцзицяо близ Лояна с пролётом арки 37,47 м. длиной 54 м.

12. Период Тан – 618-907 гг. Зрелое средневековье,расцвет феодальной культуры культуры. Столица – г. Чанъань.

13. Период Сун – 960-1279 гг.

14. Монгольский период Юань – 1215-1368 гг. Строительство новой столицы – г. Ханбалык (Пекин).

15. Период Мин – 1368-1644 гг. Столица – Пекин

16. Период Цин (Маньчжурский) – 1644-1911 гг. В 1912 г. в Китае ликвидирована монархия. 1925-27 гг. – буржуазная революция, затем, после войны с Японией 1937-1945 гг. – гражданская война, в результате которой образуется КНР.

 

1. Древнейшая мифология Китая изложена в книгах “Шуцзин” (XIV – XI вв. до н.э.), «Ицзин» (VIII – VII вв. до н.э.) и «Шаньхайцзин» (IV-II вв. до н.э.). Вселенная ассоциировалась с божеством Пань Гу. По мере его роста – небо отделяется от земли, его вздох – ветер, выдох – гром и молния. Так же и тело человека – уподоблялось космосу. Миром движут два противоположных начала: мужское (ян) и женское (инь). Все явления природы и силы – связаны с тем или иным началом. Солнце – связано с ян, а Луна – с инь, камень – с ян, вода – с инь. Их взаимодействие обусловливает движение всего в природе. Символика «инь-ян» охватывает все области китайской культуры. Символы инь-ян вписываются в форму круга. Квадрат – считался символом земли с ориентацией на 4 стороны света. Каждой стороне света, а также центру квадрата древние китайцы приписывали определенное божество, цвет и животное-символ: владыка центра – Хуан Ди, цвет – жёлтый, владыка востока – Тай Хо, цвет – зелёный, животное – дракон, владыка юга – Ян Ди, цвет – красный, животное – птица, владыка севера – Чжуан Юй, цвет – чёрный, тёмная воинственность, владыка запада – Шао Хао, цвет – белый, животное – тигр.На рубеже новой эры появляется философско-религиозная система – даосизм, основоположником которой был философ Лао Цзы. В центре этой религии стоит понятие «Дао» – путь, вечное движение всего. Главным божеством становится Хуан Ди. Герои даосских мифов – 8 «бессмертных». Даосские монахи искали снадобья бессмертия, способы продления жизни, изгоняли «злых духов». В VI в. появилось учение Конфуцианство (философ Кун Фу Цзы). Это религиозное учение с элементами культа, укреплявшее феодальные отношения, нормы семейной и социальной жизни и иерархии. Конфуцианская мораль на долгие века определяла поведение людей в китайском обществе

 

В начале нашей эры в Китай проникает буддизм (эпоха Хань). Смешиваясь с местными культами, он приспосабливается к китайской культуре. Реальные исторические лица становятся божествами-покровителями ремёсел, городов, местностей, торговли. Популярна богиня – бодхисатва Гуаньинь – покровительница материнства. Природа полна мистицизма, развито мистическое толкование цветов, геометрических форм. Религиозные представления активно отразились в архитектуре и искусстве Китая.

 

2. Принципы градостроительства Китая были впервые изложены в трактате «Чжоу Ли» в период Чжоу. В этом трактате нашли отражение как философские доктрины Лаоцзы и Конфуция, так и ранее апробированные в практике градостроительства приёмы фортификации и благоустройства территории городов. Частые набеги кочевников вызвали необходимость строительства укреплённых городов-крепостей, за тсенами которых скрывалось в период опасности сельское население. Кроме того, стены защищали и территории, на которых выращивался урожай сельскохозяйственных культур для населения города. В городах активно развивались ремесло и торговля, строительство гидротехнических сооружений способствовало развитию сельского хозяйства. В 770 г. до н.э. был построен город Лоян (Ло-и). Он был помтроен по каноническому плану, в основе которого лежал квадрат со стороной 9 ли (4,25 км). С каждой стороны в крепостной стене было устроено по трое ворот, соединявшихся прямолинейными улицами. В центре города выделялся участок для дворца, справа от которого размещался храм Земли, а слева – храм Предков. В трактате Чжоу-Ли были определены длины стен, ширины улиц, расположение зданий. Города делились на типы и каждому типу были определены соответствующие размеры. Первый тип – это города-убежища. Для них определялся внешний квадрат со стороной 875 м. и внутренний квадрат со стороной 375 м. Территория делилась на равные квадратные модули размером 125 м. (1/4 ли). Территория внешнего квадрата делилась на 7 таких модулей. Второй тип – город средней величины – имел длину внешней стены 1250 м., внутренний квадрат имел длину стороны 500 м., число модулей – 10. Третий тип – город-административный центр- имел длину стороны внешнего квадрата 1625 м., а внутреннего – 625 м., число модулей – 13. Улицы ориентировались по странам света – девять с севера на юг и девять с запада на восток. В столичном городе территория близ южной стены отводилась под дворец, перед которым по оси север-юг сооружались два храма. К северу от территории дворца размещались две рыночные площади. Позднее в городе вылелялась центральная северо-южная ось. Улицы имели ширну 5 м. Жилые кварталы – квадраты 60 х 60 м. Здания обращались фасадами на юг. Численность населения внутреннего города достигала 3500 чел. К городской территории примыкала округа площадью 12 х 12 км. Подобные же принципы градостроительства изложены в трактате философа Мэнцзы в III в до н.э. Схема строения города напоминала квадрат системы мироустройства китайской религии Дао. Таким образом, город символизировал собой гармонично устроенную вселенную. Но эти идеальные схемы городов, если и бывали реализованы, со временем «ломались», так как население бурно расло, планировкагорода изменялась, и множественные социальные катаклизмы: революции, восстания, набеги кочевников приводили к разрушениям городов. Иногда древние города возрождались по нескольку раз в разные периоды. Таковы столицы Лоян, Чанъань, Пекин.

 

3. Жилище в Китае традиционно строилось из дерева. Поэтому древние образцы жилых сооружений сохранились только в виде керамических моделей или рисунков в гробницах. Есть сведения о том, что в период Борющихся Царств (Чжаньго) в V – III вв. до н.э. возникло 70 новых городов, достигавших гигантских размеров. Внешние стены достигали длины 16 км. Население городов достигало десятков тысяч человек. Появляются богатые купцы, приобретающие земли и государственные должности.

Дворцы ставились на земляных платформах-стилобатах, облицованных пустотелым кирпичом с рельефным рисунком. Высота стилобата доходила до 18 м. Крыши покрывались глазурованной черепицей красно-коричневого цвета. Строились также многоэтажные здания, многоярусные башни. Основная конструктивная система – стоечно-балочная с внутренними стенами-перегородками. Сохранилось в гробницах множество керамических моделей жилых построек периода Хань. В постройках ясно выделен крупный деревянный каркас, галереи и балконы в зданиях высотой до 3-х этажей. Многоярусные крыши покрыты цилиндрической черепицей. Крыши имеют прямые скаты, нависающие над стенами здания. В более позднее время крыши приобрели характерный изгиб, который обеспечивался специальной деревянной конструкцией из множественных консолей и горизонтальных стропил – «доу-гун». Крыша в китайской архитектуре становится главным и наиболее выразительным элементом здания. Постепенно сложилось несколько основных типов конструкций крыш. На севере Китая углы крыши имеют меньший изгиб, чем на юге. Стены часто имели вид лёгких перегородок с ажурными деревянными решётками. В период зрелого средневековья окончательно сформировались типы жилищ Китая и специфическая религиозная система «Фын-Шуй» («ветер –вода»), предписывавшая определенные правила расположения, планировки и благоустройства жилища. Основное требование этой системы состоит в том, что здание надо располагать перпендикулярно оси север-юг и обращать фасадом на юг. Кроме того, учитывается расположение гор, воды, дорог, направление ветров и другие особенности местности. Эта система сочетает в себе результаты многовекового опыта строительства с элементами религии и философии Дао. Её цель – включить здание в единую систему гармоничного мирового космоса, каким его мыслили средневековые мыслители Китая.

Основной элемент жилой архитектуры Китая – павильон «Дянь» каркасной конструкции (3 пролёта по торцу и 5 – по фасаду). Павильоны различались только размерами и качеством отделки. Из нескольких павильонов формировалась усадьба. Главные постройки располагаются перпендикулярно оси север-юг, второстепенные – по осям запад-восток, формируя полузамкнутые и замкнутые пространства. Таким образом, в основе пространственной композиции усадьбы лежит осевая симметрия. Такая усадьба могла постепенно расширяться до очень больших размеров по принципу естественного роста, как живой организм. Этажность зданий была небольшой. Даже дворцовые постройки имели, в основном, 1-2 этажа. Жилые постройки были обращены фасадами внутрь дворов, а снаружи усадьбу окружала глухая кирпичная стена, в которой декоративным порталом выделялся вход со стороны улицы. Усадьбы в городах были сгруппированы в кварталы «фан», квадратные в плане. Каждый квартал также был ограждён стеной и охранялся ночью. Здания общественного назначения и дворцы в период зрелого средневековья ставились на каменные платформы с резными каменными балюстрадами, обносились галереями, в отделке применялись ценные породы дерева, резные рельефы, фигурки животных на скатах крыш, ажурные решётки на коньках, яркие цвета в окраске конструктивных элементов: красные колонны, голубые и зелёные балки и кронштейны с добавлением белого и золота. Дворцы покрывались жёлтой черепицей. Храмы – синей, обычные здания – серой.

 

4. Буддизм проник в Китай из Индии в первых столетиях нашей эры. Начинается строительство пещерных монастырей и монастырей в горных местностях. Основные сооружения буддийской архитектуры относятся к VI – VIII вв. В Лояне было построено 42 храма, его окрестностях – 500. Принципы планировки монастырских комплексов Китая можно представить по сохранившимся японским буддийским монастырям, которые строились по образцу китайских. Они имели сииметричную планировку, ряд дворов наподобие планировки жилой усадьбы. Главные зданияе – Зал Будды и пагода. Сохранились Китае и несколько пещерных монастырей. Самые известные из них – Юньган и Лунмэнь.От большинства буддийских монастырей сохранились лишь пагоды, которые строились из кирпича. Пагода (от китайского «бао-та» – «башня сокровищ») – главная постройка монастыря, которая имела вид многоярусной башни. Благодаря пагоде территория монастыря была видна издалека в городе или на горном плато. Пагода происходят от индийской ступы и китайской сторожевой башни. Это было место хранения реликвий монастыря. В пагоде использовались только нижние этажи, верхние были декоративными. Позже на этажах пагод, связанных внутренними лестницами, хранились статуи Будды, свитки, редкие рукописи. Иногда пагоды сооружались как мемориальные знаки в честь какого-либо события или в священных местах. Ранние пагоды были и деревянными, но они не сохранились. Самая древняя из сохранившихся пагод – пагода Сунъюэсы на горе Суншань в Хэнани (ок. 520 г.). По своей форме она ещё напоминает буддийскую ступу: она имеет двенадцатиугольный план, переходящий вверху в круг и параболлические очертания. Первые этажи её использовались, верхние оформлены как чисто декоративные ярусы (15). Общая высота сооружения – 40 м. Стены облицованы обожжённым кирпичом, ядро – сырцовое. Другая известная пагода - Большая Пагода Диких Гусей в г. Чанъань (Даяньта) была построена в период Тан в 652 – 704 гг. Она имеет квадратный план и 7 ярусов, стоит на массивной четырёхугольной террасе 25 х 25 м., высотой 5 м. Её высота - 60 м. Пагода завершается шатровой крышей, покрытой глазурованной черепицей. В формах сочетаются монументальность и изысканная простота, что характерно для Китая периода зрелого средневековья. В период позднего средневековья формы пагод становятся всё более декоративными. Для южных районов Китая характерны пагоды из камня, небольшой высоты со скульптурными изображениями на буддийские сюжеты (пагода Лан-гун в провинции Шаньдун). В период Сун строились железные и бронзовые пагоды. Известна железная пагода в Тянъани, построенная в 1061 г. в провинции Хубэй из массивных литых чугунных плит. Её высота достигает 21 м. Для этих пагод характерны утончённость, изящество форм и обилие декоративных элементов. Поздние пагоды XVIII вв. имеют декоративные крышы с загнутыми вверх концами, обилие декора (пагода в Шанхае).

 

5. Активный рост экономики Китая начался в период создания первого централизованного государства – империи Цинь (246 – 210 гг. до н.э.). К сожалению, очень мало сохранилось от сооружений этого периода. По сведениям летописцев, в столице императора Цинь Ши Хуанди г. Сяньяне было 270 дворцов из ценных пород дерева. Они строились как единые ансамбли зданий, соединённых переходами и дворами. Дворцы были богато украшены росписями и скульптурой. Главный дворец – Эфагун – комплекс из 100 построек. Главный зал – Зал Государства – вмещал одновременно 10 тыс. человек. Все эти постройки были уничтожены во время народного восстания, свергшего династию Цинь.

Самое известное сооружение Китая, строительство которого началось в период Цинь – Великая Китайская Стена. Это самое грандиозное в мире каменное оборонительное сооружение, в строительстве которого принимали участие миллионы человек. Общая длина стены до сих пор не определена, так как она проходит в труднодоступных метах горного ландшафта, но предполагается, что она достигает от 5-ти до 8-ми тысяч километров. Целью строительства стены была защита от проникновения в Китай кочевников с территории Монголии. Однако, предательство одного из китайских полководцев позволило всё же проникнуть монголам за пределв стены и Китай попал под их владычество более чем на 100 лет. Стена достраивалась вплоть до периода Мин.

В середине XX в. археологами была обнаружена гробница императора Цинь Ши Хуанди – грандиозный подземный дворец, который строился 37 лет. Он находился под холмом высотой 166 м. и имел в плане размеры 560 х 528 м. Под фундаментом устроен дренаж из керамических труб. Стены выложены из камня. В состав дворца входят более 100 помещений. Вокруг гробницы была обнаружена целая армия из керамических фигур воинов, сделанных в натуральный человеческий рост - более 7000 фигур людей, лошадей, колесниц.

Основной культурный расцвет Китая приходится на эпоху Тан (618-907 гг.). Столица Чанъань стал центром китайской феодальной культуры. Здесь был открыт университет, где обучались студенты из соседних стран. Китайская культура начала распространяться в Корею, Японию, Индокитай. Китай становится наиболее могущественным государством в регионе, завоёвывает новые территории. Китай имел связи с государствами Средней Азии, Ираном, Индией, Византией, Японией, арабами. Сложилась сложная система административного управления с собственностью государства на землю. Это способствовало росту экономики и оживлению городов. Появилось книгопечатание и библиотеки, театр. Буддийские монастыри стали владельцами больших поместий и центрами культуры. Процветали поэзия и живопись. Учёные люди осваивали литературную и художественную деятельность. Окончательно сложился китайский стиль в архитектуре и оказал влияние на архитектуру соседних стран, особенно Японии.

В период Тан в китайской архитектуре сложились основные типы сооружений: «дянь» - жилой павльон, «Лоу» или «Гэ» – многоэтажное здание, «Тай» – надвратная башня, «Тин» – парковый павильон, «Лан» – галерея. Эти типы упоминаются в трактате Ицзаофаши периода Сун. Сложилась система строительных модулей, типизация элементов конструкции «доу-гун». В северных районах Китая каркасная деревянная конструкция включалась в кирпичные стены. На юге – в нижних частях каркас заполнялся деревянными панелями, а вверху – решётками. Здания имели большие выносы карнизов на доу-гунах, нависающие над галереями. Конёк крыши украшал декоративный элемент «хвост совы». Доу-гуны занимали 1/3 высоты всей конструкции. Формы были просты и монументальны. Конструктивные детали имели также и декоративные функции. Сохранился с периода Тан павильон буддийского храма «Дадянь» в Фогуансы (857 г.). Его длина 36,2 м.., высота – 17, 7 м. Он поставлен на каменную платформу. С трёх сторон стены застроены кирпичом. На главный фасад выходит деревянная конструкция: 5 пролётов имеют двери, два крайних – до половины высоты заполнены кирпичными стенами. Выше – деревянные решётки. Центральный пролёт – шире остальных. Потолок оформлен деревянной решёткой. Внутри – длинный алтарь-пьедестал более 30 м. длиной, уставленный статуями буддийских божеств.

В 827 г. правительство издаёт приказ, запрещающий излишества в архитектуре. Павильоны «дянь» – должны иметь не более 3-х пролётов по фасаду и 2-х в глубину. Жилые усадьбы – не более 7-ми дворов.

В результате концентрации земель в руках феодалов экономическое могущество империи Тан было подорвано. В 907 г. произошло народное восстание, сокрушившее это могущественное государство. В результате междоусобной войны в 955 г. было уничтожено 30 тысяч буддийских и даосских монастырей Китая.

 

6. Период Мин связан с изгнанием с территории Китая Монгольских захватчиков (династии Юань). В это период государство укрепилось в военном и политическом отношениях, создаются частные мануфактуры, союзы торговцев и владельцев мастерских. Создаются новые архитектурные каноны, специальные законы и трактаты регулирующие застройку городов и планировку ансамблей. Создаётся министерство строительных работ – Гунбу. Изменения в архитектуре в основном касались совершенствования планировок, архитектурных конструкций и форм, создания больших градостроительных комплексов и ансамблей. Построено более 30-ти городов. Появились храмы Неба "Тянь" и храмы предков «Мяо», алтари, посвящённые силам природы. Заново отстраивается столичный город Пекин (Бейцзин), бывший монгольский Ханбалык. Сохранившиеся постройки этого периода – три приёмных зала дворца, парадные ворота Запретного города, Барабанная башня, комплекс Храма Неба «Тянь Тань», императорские пруды и сады, обсерватория, комплекс погребений династии Мин в окрестностях Пекина, храм Конфуция в Цюй, провинция Шаньдун. Город Пекин был почти заново отстроен и укреплён мощными стенами высотой 12 м. Общая длина стен – 24 км. Стены – глинобитные, облицованные в несколько рядов красным кирпичом, имеют многочисленные ворота и бастионы. Старая часть города называется «Татарский город». Она была построена при монголах по плану, близкому к канону Чжоу-Ли и представляет собой неправильный квадрат площадью 40 кв. км. Внутри этого города была выделена крепостными стенами территория Императорского города с парком Бэйхай. Территория императорского дворца также была окружена крепостной стеной и называлась «Запретный» или «Пурпурный» Город».С юга была пристроена новая часть города, в которой жили ремесленники и торговцы – «Китайский город».

Ансамбль Запретного Города состоит из множества зданий, имеющих жилое, государственное и церемониальное значение. Все здания и ворота расположены вдоль оси север-юг. Длина главной оси – около 1 км. В стенах Запретного Города 4 ворот. Стены имеют высоту 7 м. и окружены рвом с водой. К главным воротам – Тяньаньмынь («Ворота Небесного Спокойствия») подводила «Дорога Процессий». Ворота завершены надвратной башней, к ним ведут пять беломраморных мостов, переброшенных через канал. Перед воротами – огромная площадь Тяньаньмынь – место всевозможных общественных мероприятий Пекина. Главный павильон императорского дворца – Тайхэдянь («Зал Высшей Гармонии») – построен из дерева и стоит на высокой беломраморной террасе с тремя уступами. Терраса украшена резными балюстрадами. Ко входу ведут три лестницы. Центральная лестница имеет посередине пандус для въезда колесниц. Длина здания – 64 м., ширина – 35 м. Двойная крыша покрыта черепицей золотистого цвета, деревянный каркас выявлен красным цветом. Здание имеет прекрасные пропорции и строгий гармоничный облик.при контрастном цветовом решении. Зал Высшей Гармонии был предназначен для больших государственных церемоний и императорских приёмов.

Ансамбль Храма Неба (Тянь Тань) состоит из нескольких построек, главная из которых – здание храма Молитвы за годовую жатву ( Ци-нянь-дянь). Оно имеет в плане круглую форму, так как круг – символ неба. Это ротонда с двумя рядами колонн внутри. Снаружи здание разделено на три уровня с крышами, покрытыми черепицей синего, зелёного и жёлтого цветов. Верхний ярус завершён крышей конической формы, увенчанной золотым бутоном. Внутри храма колонны покрыты резным красным лаком с росписью золотом. Главный храм ансамбля был перестроен в 1743 г. и стал более украшенным, чем был прежде. Здание поставлено на высокий подиум из трёх террас из белого мрамора. В ансамбль храма входит также Алтарь Неба «Хуан Цю», состоящий из трёх круглых в плане террас. Это своеобразная театральная площадка посреди площади, где проводятся праздники. Территория ансамбля окружена парковой зоной и крепостными стенами. В архитектуре позднего средневековья постоянно нарастает декор, монументальность форм утрачивается.

Комплексы императорских погребений строились в живописных окрестностях Пекина. Они состояли из ряда зданий и сооружений. Комплекс погребений династии Мин находится к северо-западу от Пекина. В него ведёт «Дорога Духов» – длинная аллея, ведущая к погребальному храму и холму. Вдоль аллеи стоят 18 каменных изваяний – фигур полководцев, священнослужителей, чиновников, верблюдов, слонов, олицетворяющих почётную охрану. Аллея начинается воротами «Пай-Лоу» – каменным сооружением с пятью пролётами и заканчивается погребальными холмами, под которыми находятся подземные склепы, где установлены мраморные саркофаги. Сооружения ансамбля гармонично сочетаются с окружающей природой.