Основные признаки государственного управления

Третья группа подходов к управленческой деятельности является наиболее распространенной и представляет собой попытки рассмотреть управленческий процесс как набор линейных, т.е. лежащих на одном уровне управленческих функций. Одну из первых попыток рассмотреть таким образом управление предпринял А.Файоль, выделивший в рамках управления такие функции, как предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. В последствии подобный подход был осуществлен Дж. Харрингтоном, В.Ш. Рапортом, Р.Фалмером, М.Месконом, А.Дейнеко, П.М. Керженцевым, А.М. Омаровым, В.Н. Рысиной и др.

Управление с точки зрения ключевой функции. При этом в качестве ключевой функции берутся достаточно различные типы деятельностей. Например, управление как процесс проектирования, запуска и реализации инноваций рассматривается в работах Б.Синто. (См.: Синто Б. Философия предпринимательства. Пер. С англ. // Бизнес и менеджер.- М : Азимут центр,1992. – С. 5 –22.). На наш взгляд, попытка рассматривать управление как процесс реализации инноваций существенно сужает сферу применения термина «управление».

4.Четвертый подход состоит в попытках построить управленческую модель не на линейной, а на многоуровневой основе. Одна из первых попыток такого рода принадлежит Т.Парсонсу, выделившему три уровня руководства и организации:

- технический уровень, на котором реализуются ежедневные операции и действия;

- управленческий уровень, на котором осуществляется координация деятельности организаций;

- институционный (политический), где осуществляется разработка долгосрочных планов, реализуются отношения с внешней средой.

Хорошее управление – это умение заглядывать в будущее, основанное на способности к систематическому анализу проблем, внедрение перспектив, выработка стратегии развития, прогнозирование результатов, предвидение последствий.

Управлять – значит делать дело умом и руками других. А лучший способ принятия и исполнения решений – работа единой командой.

Руководить педагогическим коллективом значит управлять профессиональными отношениями между людьми. Управлять людьми означает формировать «команду единомышленников».

Формирование навыков управленческого общения начинается с работы над собой, с познания своих природных и приобретенных способностей. Управленческое общение – это средство информационно-коммуникативной психологической деятельности, процесс регуляции взаимоотношения преподавателя и учащихся посредством обмена знаниями и чувствами.

Первый закон управленческого общения: тебя поняли, но это не значит, что приняли. Второй закон: принимается позиция того человека, к которому испытывается эмоциональное положительно отношение.

Управленческое общение обусловливает принятие управленческих решений.

Типы управленческих решений:- инициативные - решения, выдвигающие новую цель и намечающиеся пути ее решения. Процесс целеполагания здесь играет основную роль, занимает большую часть времени;

- последовательные - решения, операционализирующие общую цель. Процесс целеполагания упрощен (ведется композиция), но играет при этом ведущую роль;

- промежуточные - решения, цель которых занимает, отодвигает какую-либо другую цель ввиду временной достижимости последней. Процесс целеполагания совмещается с процессом выдвижения альтернатив;

- рутинные- решения, реализующие одну и ту же цель, в условиях;

- исполнительно-распорядительные - решения, устанавливающие условия и порядок реализации принятых решений. Целеполагание как процесс отсутствует. Цель задается, а не выдвигается;

- паллиативные - решения, принимаемые с условными целями. Процесс целеполагания лишь намечает возможную линию поведения типа: если ..., то ... (Г.Г. Габдуллин).

Управление - есть, прежде всего, управление личностями и коллективом. В то же время, управленческое действие в любой сфере жизнедеятельности реализуется только тогда, если оно:

1. Обеспечено наличием необходимого количества исполнителей, обладающих требуемым уровнем квалификации;

2. Содержит в себе мотивирующее начало, побуждающее работников включиться в реализацию данного решения.

Таким образом, можно утверждать, что управление личностями и педагогическим коллективом – есть интегрирующее направление управленческой деятельности учебного заведения в целом.

Речь идет не об управлении «персоналом», а об управлении коллективом и личностью. Толковый словарь по управлению определяет понятие «персонал»как штатный состав работников предприятии.

Наряду с термином «управление» в литературе употребляется термин «руководство». Мы разделяем точку зрения ученых, что научное управление и научное руководство в самом общем смысле тождественны, хотя в более строгом значении понятие научного руководства уже понятия управление. Руководство - это высший, наиболее общий вид управления, его ядро, стержень.

В мировой системе образования широко известен термин«shool-counseling and guidance» -школьное руководство и консультирование. В отечественной педагогической литературе чаще встречается термин«гайденс».Российская педагогическая энциклопедия так раскрывает смысл этого понятия: «Гайденс» (англ.guidance от guideвести, руководить, направлять), психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «гайденс»помощь в любых затруднительных ситуациях выбора,принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

В США с содержанием понятия«guidance» тесно связано другое – «classroom environment»; эта связь подразумевает создание определенной окружающей обстановки класса, атмосфера, среды или экологии класса. В Англии суть педагогической помощи, заботы, опекунства наиболее точно выражается в понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» - опекунство; «personal and social education» - курс личностного и социального образования.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием: «school-counseling and guidance and career counseling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Термин «care»- забота. В настоящее время находит широкое применение в образовательной практике зарубежных стран, где смысловое содержание понятия, на наш взгляд, оказывается ближе к обеспечению безопасного, надежного и организованного сообщества. Термин «care» часто употребляют и в значениях любви, чувства ответственности за кого-то (что-то), заинтересованности в чем-то, желания помочь или превосходно что-то сделать.

Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными традициями каждой страны. К примеру, «guidance» - руководство и «support» - поддержка в Голландии могут восприниматься равнозначно, в то время как в России слово «руководство» не воспринимается как помощь, поддержка, но как доминирование взрослого над ребенком, ведение последнего, подталкивание вперед. Примечательно, что «counseling» и «guidance» за рубежом употребляются традиционно вместе, в одном контексте, что, возможно, трактовать как «руководство через консультирование», то есть «мягкое» руководство, идущее от запроса ребенка, а не навязанное ему.

Культура управления – качественная определенность принципов и критериев взаимодействия, которая наилучшим образом обеспечивает целостность, идентичность его системы и в то же время открывает возможность реконструкции, изменений, дальнейшего роста и нововведений.

Элементы управления: программирование, планирование, организация, стимулирование, контроль, оценка.

Способами управления являются: комплексный подход, выбор главного, наилучшего; дифференцированный подход, экономия времени, учет условий, анализ итогов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил вычленить блоки аналитической информации, традиционно использовавшиеся в управлении учебными заведениями.

Первая группа - информация о связи деятельности по кадровому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Вторая группа- информация о связи учебного заведения, о социальных процессах, характеризующих её, о взаимодействиях учебного заведения с общественными организациями и трудовыми коллективами, о сотрудничестве с родителями.

Третья группа - включает информационные блоки, которые характеризуют образовательный процесс. Это состояние преподавания учебных дисциплин; реализация обучающей, развивающей и воспитывающей функции обучения; уровень требований, на котором работают преподаватели; содержание и организации внеурочной воспитательной работы.

Четвертая группа- информация об организованном обеспечении образовательного процесса, о выполнении плана работы, об эффективности управленческой деятельности.

Пятая группа- сведение о результатах работы учебных заведений; данные о выполнении плана развития контингента студентов, об усвоении обучающихся знаний и способов деятельности, степени их обученности, уровне обучаемости, уровне воспитанности и воспитуемости.

Контроль - управленческий труд, направленный на наблюдение и проверку соответствия получаемых результатов принятому решению.

Структура управления образованием в Российской Федерации

Само понятие «управление» означает: деятельность органов власти.

В нашей стране сложилась определенная структура управления образованием. В ней выделяются 3 уровня:

1. Муниципальный (местное управление); 2. Субъектов Федерации (региональный);

3. Федеральный (государственный).

Муниципальныйуровень охватывает систему дошкольного воспитания, внешкольные и общеобразовательные учреждения всех видов и типов, начальное и среднее профессиональное образование, базирующееся на местном бюджете, а также органы управления образованием на уровне муниципалитета, округа, района, города.

К сфере управления субъектов Федерации относятся учреждения начального, среднего и частично высшего и дополнительного (повышения квалификации) образования, а также курирующие их разнообразные органы управления (департаменты, комитеты, министерства, управления).

К федеральному уровню управления следует отнести частично общеобразовательные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские организации и хозяйствующие объекты (предприятия по производству технических средств обучения, мебели и др.). Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области образования.

В компетенцию субъектов РФ входит формирование государственных органов управления образованием и руководством ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием). Однако этот принцип согласования при назначении руководителя органа управления образованием субъектами федерации не всегда соблюдаются, что может привести к принятию неадекватных решений и негативным последствиям в развитии образования в регионе. Их можно было бы избежать при условии заключения соответствующих соглашений между Минобразования России и субъектами Федерации.

В основу разделения полномочий между уровнями управления положен принцип «вертикали». Однако эти уровни не представляют жесткой иерархической структуры, хотя выполнение образовательных стандартов во всех видах и типах образовательных учреждений является обязательным условием, независимо от подчиненности и формы собственности учреждения.

В целях сохранения образовательного потенциала страны определять потребности в рабочих и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием следует на основе прогнозов развития не только регионов, но и отраслей, т.е. на основе программно-целевого подхода с учетом интересов государства и региона.

Каковы инструменты управленческой деятельности?

Этими инструментами являются: 1) иерархия, основное средство которой – воздействие на человека сверху; 2) культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организации, группой людей ценности, социальные нормы, определяющие поведение человека; 3) рынок, т.е. равноправные отношения по горизонтали, основанные на купле – продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. В реальных социальных и экономических системах все три инструмента управления сосуществуют.

В широком смысле управленческий контроль в современных условиях целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля - компьютерная технология), элементов выхода (информация о субъектах, полученные в результате контроля - компьютерная технология «студент-выпускник») и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: штатная единица ответственности, техника контроля (т.е. информационно- вычислительная техника и технология учебно-методической и финансовой документации), процедура контроля (педагогические совещания, советы, собрания…), среда контроля (педагогический коллектив, студенческий коллектив учебных групп, студенты общежития), системы анализа (психолого-педагогическая диагностика, отчеты…) и планирования.

Сущность и цели управленческого контроля- соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями. В узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Управленческий контроль приобретает характер основы, присутствующий на всех уровнях управления учебным заведением, и обеспечивает оптимальных ход процесса управления на всех стадиях: планирование, организация, регулирование, учет, анализ.

Существует несколько уровней рассмотрения управленческой деятельности: управление в контексте системного подхода, когда главным признаком управления является целесообразное воздействие на ту или иную систему; управление с точки зрения ключевой функции, когда в качестве ключевой функции берутся различные типы деятельностей; рассмотрение управленческого процесса как набора линейных, то есть лежащих на одном уровне управленческих функций; создание управленческой модели не на линейной, а на многоуровневой основе. (См.: Назмутдинов В.Я., Амиров Д. Ф., Ибрагимов А.Ф. Управление обучением, воспитанием и развитием личности/Под общей редакцией А.Н. Хузиахметова.-Казань:РИУ «Школа», 2004.- С. 41).

Эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений. Классификация управленческих решений, которая бы учитывала, прежде всего, меру вклада субъекта в решение организационных вопросов. Согласно мнению А.И.Пригожина все управленческие решения могут быть разделены на два типа. Первый тип - четко обусловленные, стандартизированные решения, либо вторично обусловленные распоряжения вышестоящей организации. Этот тип решения практически не зависит от качества и ориентации руководителя. Второй тип – так называемые ситуативные решения, где качество руководителя не накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений.

Существует несколько уровней управления непрерывным образовательным процессом. Первый уровень теоретический - представление об образовательном процессе как системе, его движущих силах, закономерностях. Роль руководителя: знает сам, оказывает помощь преподавателям по развитию знаний об образовательном процессе. Второй- уровень проекта образовательной программы, учебного плана и т.п. Роль руководителя: руководит коллективной работой по разработке образовательной программы, учебного плана, выбором учебных программ, учебников. Третий уровень- создание проекта конкретного образовательного процесса в форме его планирования на год, тему, занятия. Роль руководителя: организует деятельность преподавателей по планированию образовательного процесса, стимулирует на долгосрочное планирование, составляет технологические карты и т.д. Четвертый уровень - уровень реального процесса.

Роль руководителя: изучает ход образовательного процесса, его результаты; дает анализ, принимает решения, планирует развитие образовательного процесса на уровне школы, организует деятельность участников образовательного процесса, осуществляет контроль и регулирование.

 

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государство-общественному управлению образованием. Основная идея государственно- общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям , учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор широкого спектра программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводиться единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально- экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти - Федеральным собранием РФ на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно - управленческим проектом, содержащие которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программасодержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников; светский характер образования и государственных муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного и должностного положения, социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержательных программ, максимального объёма учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образовании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.