В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов. (Т.И.Шамова, В.И.Зверева и др.).

Управление рассматривается не только как деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности учебного заведения, но, и, прежде всего, как деятельность, обеспечивающая баланс интересов общества и данного учреждения, т. е. обеспечение своего рода равновесия между организационными, социально-педагогическим, социально – психологическими подходами к управлению.

Управлять – это не значит подавлять и навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. По достижении какой-то цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Цель – действие – результат – новая цель – такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса, которая применима к научному и учебно–воспитательному процессам.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда.

Принципиальное отличие управленческой деятельности от других типов деятельности состоит, в том, что она принципиально не может быть жестко технологизирована и осуществляться с помощью отработанных приемов. Большое место занимает соответствующая психологическая готовность (к принятию решения, к риску и т.п.)Не случайно, что в западной литературе весьма распространена теория «Great + Men», предполагающая, что деятельность управленца определяется не качеством его профессиональной подготовки, не суммой знаний, умений и навыков, а наличием у него соответствующих личностных свойств, обеспечивающих управление ситуацией.

Проблемы управления всегда были предметом многочисленных философских, социологических, психологических и педагогических исследований. Так, известны теоретические исследования общих проблем исследования В.Г. Афанасьева, Г.Г.Габдуллина, Д.М. Гвишиани, О.А. Дейнека, А.Ю. Панасюк, Ю.А. Тихомироваи др.

Активно исследовались проблемы управления общеобразовательной школой. Известны работы Е.С. Березняка, В.И. Бондаря, Ю.В. Васильева, Г.Г.Габдуллина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника…

Созданию системы управления образованием посвящены исследования Ю.С. Алферова, Г.Г. Габдуллина, В.И. Зверевой, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбургаи др.

Проблемы психологии управления изучали П.Я. Гальперин, Г.Г. Габдуллин, Ф. Генов, Р.Х. Шакуров, В.М. Щепель, В.М. Юксваров и др.

Отдельные проблемы управления в системе профтехобразования исследовали Б.С. Алишев, С.Я. Батышев, Г.Г.Габдуллин, А.Я. Найн, И.П. Смирнов, А.Г. Соколов, М.Г. Рогов, Р.Х. Шакуров и др.

Можно выделить несколько уровней рассмотрения управленческой деятельности.

1.Управление в контексте системного подхода, предполагающее, что главным признаком управления является целесообразное воздействие на ту или иную систему. Подобный подход описывается в работах С.Бира, И.В. Блауберга, А.М. Волкова, Ю.В. Микадзе и Г.Н. Солнцева, В.С. Раппора, Э.Г. Юдина и др.