Влияние повышения трудности задания на моторику
(Б. А. Вяткин, 1974)
Показатели | Испытуемые | Задания | Достоверность различий | |
1-е (фон) | 2-е (трудность) | |||
Время реакции (0,001 сек.) | Сильные | 182±6,3 | 182 ± 6,1 | Незначимо |
Слабые | 188±6,3 | 178 ± 5,5 | Незначимо | |
Вариативность времени реакции | Сильные | 13,4±1,3 | 13,7±1,4 | Незначимо |
Слабые | 18,4±2,8 | 22,1±2,6 | Р<0,01 | |
Теппинг-тест (за 10 сек.) | Сильные | 79,3±2,8 | 79,7±1,6 | Незначимо |
Слабые | 78,4 ± 3,1 | 79,6 ± 3,4 | Незначимо |
Результаты эксперимента говорят о том, что при повышении трудности задания время реакции у лиц с сильной нервной системой остается без изменений, а у «слабых» укорачивается, но статистически незначимо; вариативность времени реакции у «сильных» также остается на прежнем уровне, а у лиц со слабой нервной системой возрастает, что можно рассматривать как повышение уровня стресса; показатели теппинг-теста у всех испытуемых во второй ситуации остаются на прежнем уровне (табл. 5).
Эксперимент выявил также, как изменяются в этих ситуациях показатели тремора, являющиеся объективными критериями уровня стресса. Оказалось, что значимое увеличение амплитуды тремора имеет место как у«сильных», так и у «слабых». Видимо, у всех испытуемых перед выполнением второго задания вместе с увеличением трудности несколько повышается напряжение. Оно еще не сказывается на действиях «сильных», но уже убыстряет движения «слабых», увеличивает у них вариативность латентного времени простой двигательной реакции (табл. 6).
Таблица 6