Влияние повышения трудности задания на моторику

(Б. А. Вяткин, 1974)

 

Показатели Испытуемые Задания Достоверность различий
1-е (фон) 2-е (трудность)
Время реакции (0,001 сек.) Сильные 182±6,3 182 ± 6,1 Незначимо
Слабые 188±6,3 178 ± 5,5 Незначимо
Вариативность времени реакции Сильные 13,4±1,3 13,7±1,4 Незначимо
Слабые 18,4±2,8 22,1±2,6 Р<0,01
Теппинг-тест (за 10 сек.) Сильные 79,3±2,8 79,7±1,6 Незначимо
Слабые 78,4 ± 3,1 79,6 ± 3,4 Незначимо

Результаты эксперимента говорят о том, что при повышении трудности задания время реакции у лиц с сильной нервной системой остается без изменений, а у «слабых» укорачивается, но статистически незначимо; вариативность времени реакции у «сильных» также остается на прежнем уровне, а у лиц со слабой нервной системой возрастает, что можно рассматривать как повышение уровня стресса; показатели теппинг-теста у всех испытуемых во второй ситуации остаются на прежнем уровне (табл. 5).

Эксперимент выявил также, как изменяются в этих ситуациях показатели тремора, являющиеся объективными критериями уровня стресса. Оказалось, что значимое увеличение амплитуды тремора имеет место как у«сильных», так и у «слабых». Видимо, у всех испытуемых перед выполнением второго задания вместе с увеличением трудности несколько повышается напряжение. Оно еще не сказывается на действиях «сильных», но уже убыстряет движения «слабых», увеличивает у них вариативность латентного времени простой двигательной реакции (табл. 6).

Таблица 6