МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Подходы к изучению массовой культуры

В социокультурной практике массовая культура представляет собой новый, высокий уровень стандартизации системы образов художественной и социальной престижности, новую форму организации «культурной компетентности» современного человека. Массовая культура не рождает оригинальных художественных образов, а лишь использует, имитирует явления различных областей специализированной художественной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, часто пародируя их, и редуцирует их до уровня потребностей массового потребителя. Этим массовая культура обеспечивает себе постоянно расширяющееся потребление ее продукции в самых различных видах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

Туризм — неоднозначный, многоплановый вид деятельности. С одной стороны — это высокопрофессиональный вид экономической, хозяйственной деятельности, а с другой — важный компонент массовой культуры. Действительно, одним из видов продукции турбизнеса являются программы туров. Разработка и осуществление программ в стране пребывания — это, по существу, шоу-бизнес. Но система понятий массовой культуры находится в стадии формирования, поэтому изучение типичных черт или особенностей массовой культуры преждевременно и не входит в данный учебный курс. С другой стороны — явление имеет массовый характер практически во всех странах.

Практика туризма непосредственно связана с проявлениями массовой культуры. Поэтому целесообразно в краткой характеристике отметить уровень развития массовой культуры в изучаемой стране и основные направления ее развития, приведя соответствующие примеры и увязав все сказанное с возможным влиянием на туризм.