Основные черты лидеров
Классификация, функции и тенденции развития лидерства
Политический лидер - это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров
Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.
Выделим основные черты политического лидера:
умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
• политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;
• политическая интуиция, острый ум;
организаторский талант, ораторские способности;
• умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;
наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.
Типы лидерства
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров наобычных («реальных») ивеликих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.
Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных наавторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют натрадиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции;рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; ихаризматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
Функции лидера
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить ихтри общих функции: I) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с
Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.
Понятие «политического развития». Критерии политического развития: структурная дифференциация, «способности» системы, тенденция к равенству.
Политическая модернизация. Сущность и этапы политической модернизации. Пути модернизации общества и политические системы. Типы модернизации. («первичная» и вторичная», догоняющая модернизаия). Третья волна демократизации. Способы перехода к демократии. Модели переходного периода: «классическая», «циклическая», «диалектическая». Соотношение политических нововведений и преемственности. Конфликты и кризисы модернизации и способы их разрешения. Политическая модернизация в современной России.
Политическое развитие - это переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной К факторам, определяющим процессы политического развития, относится прежде всего уровень экономического развития страны Высокий уровень экономического развития совпадает с политическим либерализмом. Для Латинской Америки, Азии, Африки, то есть для регионов со средним и низким уровнем развития, более характерен авторитаризм.
Закономерности политического развития прямо связаны с уровнем экономического благосостояния. Многие политологи подразделяют общества на следующие основные типы в соответствии с уровнем экономического и политического развития.
• традиционные, примитивные общества (56 долл. ВНП на душу населения);
• традиционные цивилизации (87 долл.);
• переходные общества (173 долл.);
• общества, совершившие "промышленные революции" (445 долл.);
• общества высокого потребления (1330 долл ).
Важным параметром политического развития являетсятенденция к достижению равноправия, которая характеризуется следующими чертами:
• непосредственное участие людей в политической деятельности либо
через демократические институты;
универсализация законов, которые становятся общими, применимыми
ко всем членам общества без всяких различий и изъятий.
Создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции. Этот переход характеризуется кризисными явлениями, порожденными различными противоречиями, что обусловлено следующимипричинами:
• Первое. Процессы рационализации общественных отношений, утверждения универсальных принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективистские ценности, на господствовавшую картину мира, на самобытные традиции и обычаи, передававшиеся из поколения в поколение.
• Второе. Рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни, социальному статусу, ожиданиям и устремлениям. Потребности и появление новых видов разделения труда вступают в противоречие с прежними политическими институтами, ориентирующимися на политическое единство общества и ценности социального равенства и коллективизма
Типология кризисов