История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина.
История физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина.
Содержание
КОСТРОМА
Всеобщая история физической культуры и спорта
Уразова С.Г.
ББК 75.3 я 73-1
У-683
Рецензенты:
С.М. Нуртдинов – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания КГУ им. Н.А. Некрасова.
Н.В. Новожилов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин КГУ им. Н.А. Некрасова.
Уразова С.Г. Всеобщая история физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов факультета физической культуры. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 40 с.
Издание представляет собой тексты лекций по предмету «История физической культуры» специальности 050720.65 (033100) Физическая культура. В нем содержатся сведения о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных зарубежных систем физического воспитания. Каждая лекция является законченным целым и имеет подробный план, список литературы и вопросы для обсуждения и самоконтроля.
Данная работа предназначена для студентов дневного и заочного отделения факультета физической культуры. Она также может быть полезна преподавателям специализированных колледжей, учителям физической культуры.
© Уразова С.Г., 2008.
© КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008.
Лекция 1.Введение в историю физической культуры ……………………… 4
Лекция 2. Физическая культура в первобытном обществе ………………… 7
Лекция 3.Физическая культура в рабовладельческом обществе …..…….. 10
Лекция 4.Физическая культура в средние века ………………………….… 18
Лекция 5.Физическая культура и спорт в первый период Новой истории...24
Лекция 6.Физическая культура и спорт во второй период Новой истории..32
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
План:
2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».
Литература:
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.
Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физ. воспитание» и № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1989.
Учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» (ИФКиС) изучает происхождение, закономерности и специфические принципы развития физической культуры и спорта. Она включает такие взаимосвязанные между собой направления, как история систем физического воспитания, история ведущих идей, фактов, категорий и понятий в области физической культуры, история методов, форм организации и средств физического воспитания, история спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, история физкультурного образования.
ИФКиС как учебная дисциплина стала складываться в России со в.п. XIXв.
В процессе формирования предмет ИФКиС вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др.
Курс ИФКиС сконцентрирован на изучении систем физического воспитания. При этом возникает вопрос: какую форму организации физической культуры и спорта (ФКС) можно считать системой? Система должна отвечать следующим требованиям:
1. Быть таким социально значимым явлением, которое охватывало бы значительные контингенты людей; организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия в ней государственных и общественных организаций;
2. Оказывать целенаправленное и регулярное воздействие на физическое развитие и подготовку людей;
3. Иметь определенную цель и включать в себя ряд основополагающих частей, отражающих ее закономерности.
Задача ИФКС как науки - накопить сведения об эволюции ФКС с древнейших времен до наших дней, описать факты из области физической культуры и интерпретировать их.
Задача ИФКС как учебной дисциплины – образовательная: на основе имеющихся материалов, сведений передать знания по данному предмету.
При этом ИФКС опирается на различные источники:
- официальные документы правительственных и неправительственных организаций (декрет, закон, приказ, постановление, указ, инструктивное или методическое письмо, доклад или отчет и т.д.);
- труды выдающихся ученых, просветителей, педагогов, врачей, общественных деятелей;
- периодические издания (журналы, газеты и др.) и данные различных наук (антропологии, этнографии, общей истории, теории и методики физического воспитания, медико-биологических дисциплин и др.);
- практические данные по развитию физической культуры у народов мира, в т.ч. кино-, фото-, телематериалы.
Основными принципами изучения ИФКС являются принципы гуманизма, историзма и научности.
Знание ИФКС очень важно при подготовке квалифицированных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать будущее.
По своей структуре курс ИФКС состоит из трех частей:
1. Истории ФКС в зарубежных странах;
2. Истории отечественной ФКС;
3. История международного спортивного движения.
2. Базовые понятия учебного курса «История физической культуры и спорта».
История физической культуры и спорта –это научная и учебная дисциплина, которая изучает общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры с древнейших времен до наших дней. Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и т.д.
Физическая культура –это совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.
Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Физическое воспитание –это целенаправленный педагогический процесс физической подготовки.
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего специалисту, работающему в сфере физической культуры и спорта, необходимо изучать ИФКС?
2. В чем суть ИФКС как научной и учебной дисциплины?
3. На основе уже сформулированных базовых понятий курса дайте их собственную интерпретацию.
Лекция 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
План: