Z - модели
Тема 15. Прогнозирование банкротства компании
План лекции
1. Z – модели
2. А - модель
Трудность использования результатов анализа финансовых коэффициентов для решения вопроса о кредитоспособности компании заключается в наличии большого количества показателей, которые должны быть отслежены, и в отсутствии правил идентификации тревожных сигналов при расчете коэффициентов. Во многих случаях их анализ может дать противоречивые результаты: так, компания с хорошей ликвидностью и низким гирингом может быть неприбыльной. Оценка аналитика в большей мере зависит от его опыта и гибкости суждения, чем от объективных данных.
Некоторые ученые разработали модели (основанные на анализе коэффициентов), которые позволяют определить, находится ли компания в "рискованном" положении (т.е. существует ли опасность разорения или поглощения ее другой компанией и есть ли настоятельная необходимость перестройки или улучшения ее работы).
В. Бивер (1966) исследовал финансовые коэффициенты фирм за пятилетний период; он изучил 70 действующих и 70 разорившихся компаний и пришел к выводу, что различия в коэффициентах действующих и разорившихся компаний существуют. Далее он попытался выяснить, может ли тот или иной финансовый коэффициент заслужить доверие в качестве индикатора разорения компании в будущем, и установил, что коэффициент потока денежных средств к общей сумме долга является лучшим показателем возможного банкротства.
В последние годы в прогнозировании банкротства большое внимание уделялось коэффициенту процентного покрытия. Однако опыт показал, что прогноз банкротства компании на основе одного показателя является недостаточными и не заслуживающим доверия. Некоторые исследователи разрабатывали модели прогнозирования банкротства на основе минимального количества коэффициентов, объединенных в определенную систему (Z-модель).
Z-модель
Концепция Z-модели разработана американским профессором Эдвардом Альтманом и (независимо) профессором Ричардом Таффлером, исследователем из Великобритании.
Большинство исходных данных, необходимых для определения финансового состояния компании или группы компаний, могут быть получены из официальных отчетов компаний.
Z-модели разработаны на основе статистического анализа большого количества финансовых коэффициентов как "благополучных", так и обанкротившихся компаний. Статистический анализ использовался для:
— определения небольшого (минимального) числа ключевых коэффициентов, с помощью которых можно отличить стабильную компанию от потенциального банкрота;
— расчета степени влияния каждого коэффициента на построение модели и прогнозирование банкротства.
Z-модель выглядит следующим образом:
Где:
R1,R2,R3,…Rn—отобранные ключевые коэффициенты, число которых достигает п;
С1,С2,С3,...,Сn —показатели, характеризующие значимость R1,R2,...,Rn.
Высокое значение Z говорит о стабильном состоянии, низкое — о потенциальном банкротстве.
У каждой Z-модели есть свои ключевые коэффициенты. Каждый коэффициент имеет свою ценность. Определив ценность каждого ключевого коэффициента и суммировав полученные результаты, получают Z-модель компании.
Z-модель Альтмана выглядит следующим образом:
Z = 0,012X1 + 0,014X2 + 0,0ЗЗХ3 + 0,006X4 + 0,0099X5
Где:
X1 = оборотные активы/общая сумма активов;
Х2 = нераспределенная прибыль/общая сумма активов;
Х3 = прибыль до процентных и налоговых выплат/общая сумма активов;
Х4 = рыночная стоимость собственного капитала/балансовая стоимость заемных средств;
Х5 = объем реализации/общая сумма активов.
В этой модели уровень Z, превышающий 2,99, указывает на стабильность, а величина ниже 1,81 — на потенциальное банкротство.
Выборка Альтмана была невелика и рассчитана на американские фирмы. В других странах могут быть использованы модели прогнозирования, основанные на том же принципе, но с иными финансовыми коэффициентами и значениями. Очевидно, что модели Z, пригодные для условий США, отличны от тех, которые применимы в Великобритании или других странах. Точно так же различные Z-модели используются в различных отраслях.
Профессор Таффлер разработал Z-модель, подходящую для условий Великобритании и основанную на четырех ключевых показателях:
Показатель | Приблизительная значимость Сi | Анализ |
Прибыль до выплаты налогов/среднегодовое значение оборотных пассивов Оборотные активы/все пассивы Оборотные пассивы/все активы Бескредитный период | 53% 13% 18% 16% | Прибыльность Оборотные средства Финансовый риск Ликвидность |
Бескредитным периодом называется количество дней, на протяжении которых компания может финансировать свою работу при помощи своих оборотных активов, если она не будет получать никаких поступлений.
В модели Таффлера значение Z ниже нуля является сигналом потенциальных затруднений.
Профессор Таффлер расширил сферу использования своей модели от расчета Z для идентификации компаний и указания характеристик потенциального банкротства до:
— определения рейтинга риска банкротства компании, при помощи шкалы от 1 до 5;
— сравнения компании с другими подобными компаниями (например котирующимися и некотирующимися на бирже).
На сегодня эффективность Z-модели для прогноза вероятного банкротства компании (или неприемлемого кредитного риска) все еще нуждается в подтверждении.