Z - модели

Тема 15. Прогнозирование банкротства компании

 

План лекции

1. Z – модели

2. А - модель

 

 

Трудность использования результатов анализа финансовых коэффициентов для решения вопроса о кредитоспособности компании заключается в наличии большого количества показателей, кото­рые должны быть отслежены, и в отсутствии правил идентификации тревожных сигналов при расчете коэффициентов. Во многих случаях их анализ может дать противоречивые результаты: так, компания с хорошей ликвидностью и низким гирингом может быть неприбыльной. Оценка аналитика в большей мере зависит от его опыта и гибкости суждения, чем от объективных данных.

Некоторые ученые разработали модели (основанные на анализе коэффициентов), которые позво­ляют определить, находится ли компания в "рискованном" положении (т.е. существует ли опасность разорения или поглощения ее другой компанией и есть ли настоятельная необходимость перес­тройки или улучшения ее работы).

В. Бивер (1966) исследовал финансовые коэффициенты фирм за пятилетний период; он изучил 70 действующих и 70 разорившихся компаний и пришел к выводу, что различия в коэффициентах действующих и разорившихся компаний существуют. Далее он попытался выяснить, может ли тот или иной финансовый коэффициент заслужить доверие в качестве индикатора разорения компании в будущем, и установил, что коэффициент потока денежных средств к общей сумме долга является лучшим показателем возможного банкротства.

В последние годы в прогнозировании банкротства большое внимание уделялось коэффициенту процентного покрытия. Однако опыт показал, что прогноз банкротства компании на основе одного показателя является недостаточными и не заслуживающим доверия. Некоторые исследователи разрабатывали модели прогнозирования банкротства на основе минимального количества коэф­фициентов, объединенных в определенную систему (Z-модель).

Z-модель

Концепция Z-модели разработана американским профессором Эдвардом Альтманом и (независи­мо) профессором Ричардом Таффлером, исследователем из Великобритании.

Большинство исходных данных, необходимых для определения финансового состояния компании или группы компаний, могут быть получены из официальных отчетов компаний.

Z-модели разработаны на основе статистического анализа большого количества финансовых коэффициентов как "благополучных", так и обанкротившихся компаний. Статистический анализ использовался для:

— определения небольшого (минимального) числа ключевых коэффициентов, с помощью которых можно отличить стабильную компанию от потенциального банкрота;

— расчета степени влияния каждого коэффициента на построение модели и прогнозирование банкротства.

Z-модель выглядит следующим образом:

Где:

R1,R2,R3,…Rn—отобранные ключевые коэффициенты, число которых достигает п;

С123,...,Сn —показатели, характеризующие значимость R1,R2,...,Rn.

Высокое значение Z говорит о стабильном состоянии, низкое — о потенциальном банкротстве.

У каждой Z-модели есть свои ключевые коэффициенты. Каждый коэффициент имеет свою ценность. Определив ценность каждого ключевого коэффициента и суммировав полученные результаты, получают Z-модель компании.

Z-модель Альтмана выглядит следующим образом:

Z = 0,012X1 + 0,014X2 + 0,0ЗЗХ3 + 0,006X4 + 0,0099X5

Где:

X1 = оборотные активы/общая сумма активов;

Х2 = нераспределенная прибыль/общая сумма активов;

Х3 = прибыль до процентных и налоговых выплат/общая сумма активов;

Х4 = рыночная стоимость собственного капитала/балансовая стоимость заемных средств;

Х5 = объем реализации/общая сумма активов.

В этой модели уровень Z, превышающий 2,99, указывает на стабильность, а величина ниже 1,81 — на потенциальное банкротство.

Выборка Альтмана была невелика и рассчитана на американские фирмы. В других странах могут быть использованы модели прогнозирования, основанные на том же принципе, но с иными финансовыми коэффициентами и значениями. Очевидно, что модели Z, пригодные для условий США, отличны от тех, которые применимы в Великобритании или других странах. Точно так же различные Z-модели используются в различных отраслях.

Профессор Таффлер разработал Z-модель, подходящую для условий Великобритании и основан­ную на четырех ключевых показателях:

Показатель Приблизительная значимость Сi Анализ
Прибыль до выплаты налогов/среднегодовое значение оборотных пассивов Оборотные активы/все пассивы Оборотные пассивы/все активы Бескредитный период 53%   13% 18% 16% Прибыльность   Оборотные средства Финансовый риск Ликвидность

 

Бескредитным периодом называется количество дней, на протяжении которых компания может финансировать свою работу при помощи своих оборотных активов, если она не будет получать никаких поступлений.

В модели Таффлера значение Z ниже нуля является сигналом потенциальных затруднений.

Профессор Таффлер расширил сферу использования своей модели от расчета Z для идентификации компаний и указания характеристик потенциального банкротства до:

— определения рейтинга риска банкротства компании, при помощи шкалы от 1 до 5;

— сравнения компании с другими подобными компаниями (например котирующимися и некотирующимися на бирже).

На сегодня эффективность Z-модели для прогноза вероятного банкротства компании (или неприемлемого кредитного риска) все еще нуждается в подтверждении.