Основные понятия

Народ(ы) определенная общность людей, проживающих на конкретных территориях. Видовое понятие «народ» включает характеристики расового, этнического, религиозного состава, этнокультурных особенностей, менталитета.

Расовый состав населения. Расы исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения и схожести внешних признаков.

Понятие «раса» тесно связано с местом ее распространения. Не все внешние наследственные особенности людей считаются расовыми. Расовыми являются лишь те, которые характерны для народов, населяющих определенную территорию. Например, различия в осанке, степени развития мускулатуры не считаются расовыми — они зависят от внешних условий, но не обусловлены какой-либо географической областью и не передаются по наследству. Единого мнения ученых (например, этнографов) разных стран по вопросу о количестве рас на Земле нет: выделяют от трех до пяти рас. Есть мнение, что существуют только две расы (европео-идно-негроидная и монголоидно-австралоидная) или даже только одна раса — люди Земли, земляне. Каждая группа ученых приводит свои убедительные аргументы, этому посвящены десятки солидных научных работ. Но для туристского изучения стран вопрос о количестве рас не имеет принципиального значения. Каж-

дый исследователь, каждый автор или составитель туристской характеристики вправе принять любую из приведенных точек зрения, поскольку расовые отличия не являются фактором, принципиально разделяющим людей на планете. Для примера можно нарисовать прекрасную картину одним цветом (картины, написанные, например, тушью в странах Азии), она будет пленять воображение, но большинству людей более привлекательными покажутся картины, написанные множеством красок, отражающие «разноцветье» окружающего мира. Расы — множество цветов и оттенков, создающее красочную картину народонаселения в каждой стране и на Земле в целом. На основании этого примем как основу вывод о том, что под влиянием определенных причин сложилось пять больших рас: 1) европеоидная (евразийская); 2) монголоидная; 3) американоидная; 4) негроидная (африканская) и 5) австралоидная (океанийская) (см. Приложение 6). Основными (преобладающими) расовыми признаками являются: цвет кожи, особенности волосяного покрова, строение лицевой части головы, соотношение длины ног и длины туловища, рисунок кожи, группы крови, частные физиологические признаки (например, способность переваривать молоко) и др.

В некоторых схемах вместо больших рас используется термин большие расовые стволы. Ряд этнографов считают, что большие расы можно объединить в две группы (макрорасы) или два больших ствола: западный ствол (европеоиды, негроиды, австралоиды) и восточный (монголоиды и американоиды). Кроме того, этнографы выделяют до 50 малых рас, или подрас, далее следуют антропологические типы (локальные расы).

На границах между большими расами образовались смешанные расы: эфиопская, мальгашская, полинезийская, микронезий-ская, среднеазиатская и др.

Вследствие прямого скрещивания рас образуются расовые помеси:

- от смешения представителей европеоидной и негроидной рас — мулаты;

- европеоидной и монголоидной (американоидной) рас — метисы;

- негроидной и монголоидной (американоидной) рас — самбо. Особенно широко помеси распространены, например, в странах Латинской Америки, в США.

Этнический состав населения. Современный этнический состав населения нашей планеты — результат длительного исторического процесса.

Этнос это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственно-

бытовых особенностей. К важнейшим признакам относят также осознание народом своего единства и отличий от других народов («самосознание» и «самоназвание»). В настоящее время существуют различные формы (типы) общностей, соответствующие определенным уровням исторического развития любого этноса: племя, народность, нация.

На самом деле ученые-этнографы выделяют значительно больше форм, или типов, этносов, но для туристского страноведения достаточно трех основных. Большинство этносов прошли длительный путь развития от племени до нации, эти формы соответствуют определенным уровням, или стадиям, этнического или социально- этнического развития. На любой стадии для каждого типа, или формы, каждому этносу соответствуют все шесть обязательных признаков, или шесть единств: территории, языка, определенных элементов духовной и материальной культуры, самосознание и самоназвание. Рассмотрение двух последних признаков выходит за рамки данной работы, а первые четыре будут рассмотрены на каждой стадии. Конечно, следует помнить, что проведение четких границ между этими формами, или типами, этносов очень сложно.

Племени (период «детства» этноса) соответствует единство территории, понимаемой как место обитания и совместного использования ресурсов. Это означает, что для племени важна только территория, с которой в настоящее время собираются ресурсы. Другого понимания территории не существует. Язык существует, как правило, в устной форме, поэтому передача всего накопленного опыта осуществляется изустным путем. Устный язык, речь достигает вершины развития: предания, легенды, сказания, эпос — великолепные формы устного творчества. Развиваются и другие элементы духовной культуры: обычаи, обряды, традиции, ритуалы, они сложны и занимают в жизни людей важное место. Наивысшим элементом духовной культуры является вера, сложившаяся система верований и связанных с ней культов. Система верований имеет мировоззренческий характер, иногда — космологический. В сфере материальной культуры для разных племен характерны собирательство и охота, земледелие, животноводство, торговля (или другая форма обмена). Наивысшим элементом материальной культуры являются ремесла, в том числе художественные. Все это представляет огромный интерес для туризма.

Каждое племя состоит практически только из родственников, близких и дальних. В некоторых районах мира до сих пор сохранились многочисленные племена — в Африке, Латинской Америке, Океании. Например, в Папуа — Новой Гвинее их насчитывается более 700.

Народности (период «юности» этноса) также соответствует единство территории, но «территория» имеет совершенно иное

смысловое значение. Это земля «отеческих гробов» — отечество, место (ядро) формирования данного этноса. Можно привести яркий пример: франко-канадцы, большинство из которых никогда не видели Франции, но память об их «исторической родине» является для них важнейшим консолидирующим фактором.

Наивысшего развития достигает культура языка: устный язык имеет множество диалектов, а письменный является не только важнейшим средством общения, но и стимулом развития культуры и искусства. Для многих народов — это Золотой век живописи, музыки, театра или литературы и т.д. Например, это напрямую относится к Золотому веку русской литературы, когда русский письменный язык достиг наивысшего развития и были созданы мировые шедевры художественной литературы. Важным элементом духовной культуры является религия — система законов (догматов и канонов), упорядочивающих верования и объединяющих их приверженцев в церковь — особый тип религиозной организации. Смена веры для члена племени была естественна, так как, перебравшись на другую территорию, он вынужден был искать покровительства у других богов. Перемена веры у человека, принадлежащего церкви, воспринимается как отступничество, предательство. Поэтому те или иные религиозные догматы не столько объединяют людей, сколько разделяют их — примером тому являются многочисленные религиозные конфликты в Европе в новое время: Реформация и Контрреформация в Германии, Франции, Швейцарии, Чехии и других странах. Но недооценивать роль религии нельзя, так как религиозное самосознание людей имеет решающее значение в их этнической самоидентификации. Кроме того, церковь сыграла важную консолидирующую роль в государственном строительстве, столь активном в этот период развития этносов.

Укрепление государства напрямую тесно связано с развитием экономики, различных видов хозяйственной деятельности. Наряду с дальнейшим совершенствованием старых отраслей хозяйства появляются новые. Наивысшим достижением материальной культуры является массовое производство (сначала мануфактура, затем промышленность), которое создало новый тип и стиль жизни, новую среду обитания — современный город.

Народности до сих пор являются доминирующими этносами, народами на карте мира. Есть районы земного шара, где население состоит именно из народностей. Это Азия и Африка, даже в Европе сохранилось немало народностей.

Нация (период «зрелости» этноса) возникает в пределах государственных или политико-административных границ, т.е. нация формируется только на определенном политике-правовом поле, например, в пределах государства в целом — украинцы на Украи-

не, или республики — татары в Татарстане. Если этнос не имеет собственного политико-правового поля, определенного статуса государственности, — не может сложиться нация, например, украинцы в России — народность. Место религии в светском государстве занимает политика. Но недооценивать значение и роль религии в современном мире — преступление против человечества. Система общественно-политических воззрений, идеология объединяет, консолидирует огромные массы населения или же, наоборот, разделяет их, образуя иногда трудно преодолимые препятствия. Именно социально-политические идеи, становясь убеждениями, превращают население в общество, а человека — в гражданина.

Важным признаком становится общность языка (устного и письменного) как средства внутринационального общения, самосознания. Поэтому практически везде исчезают диалекты, за исключением обособленных районов. Но так как язык нации должен выполнять гораздо более значимую для нее функцию межнационального общения, то неизбежно происходит унификация и упрощение языка. Языковые конструкции должны быть однозначными и схематичными для перевода смыслового содержания на иную языково-семантическую основу и обратно. В языке появляется множество заимствований из других языков, а также официальных, «казенных», бюрократических слов и выражений.

Общим и необходимым достижением является индустриальный тип хозяйствования в производственной и непроизводственной деятельности, включая культуру. В конце XX — начале XXI в. телекоммуникации и наличие единого мирового информационного пространства определили феномен массовой культуры, которая для определенной части населения становится суррогатом религии. Наций в мире меньше, чем народностей, м, возможно, меньше, чем племен. Нации количественно преобладают в Европе и Северной Америке.

Точно определить этнический состав населения Земли очень сложно, но ученые предполагают, что в современном мире проживают три-четыре тысячи различных народов. Существует много принципов классификации этносов. Довольно распространенным является разделение народов по странам, в которых они живут: французы, бразильцы, нигерийцы, вьетнамцы, австралийцы и т.д. Кроме того, ученые часто объединяют народы в группы по географическому названию региона обитания: народы Малой Азии, народы Индокитая, народы Полинезии и др.

Существует еще ряд классификаций: по особенностям хозяйства и культуры, исторического развития, национального характера и т.д.

Главным признаком этноса в современном мире, по мнению большинства ученых, является язык. Всего в мире насчитывается

более двух тысяч языков, хотя народов — почти в два раза больше. Это объясняется тем, что не все народы сохранили «свои» языки. По степени сходства языки объединяются в семьи и группы. Наибольшая по численности — индоевропейская семья, к которой относятся около 2,5 млрд чел. Народы этой семьи преобладают в большинстве стран во всех частях света, кроме Азии (Антарктида не учитывается, так как не имеет постоянного населения). Китайско-тибетская семья — вторая по численности, именно она доминирует в Азии. Распространенность того или иного языка можно также проиллюстрировать по численности людей, говорящих на нем. Эти данные передают общую картину, но они относительны. Для более четкой страноведческой картины целесообразно использовать данные о численности населения, говорящего на определенном языке, по странам. С этой точки зрения наиболее многочисленными народами мира в середине 90-х гг. XX в. были китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы, бихарцы (Индия), пенджабцы (Индия), мексиканцы.

Соотношение народа и языка может быть самым разным. Есть страны (но их немного), где жители говорят на одном языке и принадлежат к одному этносу, например, Исландия. Иногда народ имеет единый литературный письменный язык, а литературных устных языков несколько. Например, китайский язык основан на единой иероглифической письменности, но житель северного Китая (пекинец, например) не поймет жителя южного Китая (кантонца), когда тот прочтет написанное выражение вслух, хотя оба они китайцы.

Один народ может пользоваться несколькими языками одновременно. Например, большинство люксембуржцев владеет люксембургским, немецким и французским языками. Иногда нация состоит из разных языковых групп, сохранивших эти родные языки. Например, в Швейцарии в Цюрихе говорят по-немецки, в Женеве — по-французски, в Лозанне — по-итальянски, но жители этих городов никогда не назовут себя немцами, французами или итальянцами, они все — швейцарцы. Напротив, в Великобритании преобладающее большинство населения говорит на английском языке, но говорящий и на этом языке шотландец сочтет себя оскорбленным, если его назовут англичанином. Валлийцы, коренные жители Уэльса, тоже говорящие и на этом языке, также не считают себя англичанами, не говоря уже о североирландцах. Еще сложнее с литературным устным сербскохорватским (хорватосербский) языком, на котором говорят сербы, хорваты, черногорцы и боснийцы-мусульмане. Язык один, а народы разные. Обособление народов и формирование этнического самосознания произошло здесь на основе принадлежности к разным религиозным конфессиям. У хорватов это связано с

католичеством, у сербов и черногорцев — с православием, а у боснийцев — с исламом.

Другой пример — арабский язык. Этносы (марокканцы, тунисцы, ливийцы и др.) постепенно отпочковывались от этноса, единого в историческом прошлом. Религия (ислам) играет в данном случае связующую, консолидирующую роль, обеспечивая преемственность и взаимопонимание. Благодаря этому народы до сих пор ощущают себя в значительной степени единым мегаэтносом — арабами.

Важными для туризма являются данные о том, какой язык является государственным, или официальным, в той или иной стране. Английский язык имеет подобный статус в 76 странах, французский — в 34, испанский — в 21, португальский — в 8. Широкое распространение этих языков во многих странах Азии, Африки, Северной и Южной Америк объясняется их колониальным прошлым. Языковая принадлежность здесь заметно отличается от этнической.

Когда речь идет о современных государствах, редко пользуются термином «этнический состав населения», повсеместно употребляя термин «национальный состав населения», хотя по существу характеризуется именно этнический состав населения страны. Учитывая это, далее в работе используется общераспространенный термин «национальный состав населения».

По особенностям национального состава все страны можно разделить на одно-, дву- и многонациональные. Однонациональными считаются те государства, в которых доля лиц одной национальности (народности или племени) превышает девять десятых. Таких стран довольно много в Европе (Германия, Дания, Венгрия, Греция и др.), Азии (Япония, Саудовская Аравия и др.) и Африке (Ливия, Египет). Двунациональных государств значительно меньше (Канада, Бельгия). Большинство стран мира многонациональные. Полиэтнический состав населения особенно типичен для развивающихся стран. Среди них самыми многонациональными являются Нигерия (около 200 народов), Индонезия и Индия, в каждой из которых проживает по 150 народов. Несовпадение государственных и этнических границ нередко приводит к разобщению народов. Это затрудняет процесс этнического развития данных народов. Так, курды живут компактно на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в каждой из этих стран являясь национальным меньшинством.

Национальные меньшинства группы населения, отличающиеся от большинства населения в государстве по этническим, социальным, культурным и другим признакам.

Некоторые этносы имеют сложное внутреннее строение, подразделяясь на субэтносы и этнографические группы. Это устойчивые общности с характерными особенностями традицион-

ной культуры и языка (диалект, говор). Возникновение субэтносов и этнических групп связано с особенностью их расселения внутри общей этнической территории (природно-географическая или историко-политическая изоляция части этноса на протяжении длительного отрезка времени). Например, этнические группы — киргизы северные и южные, поляки-мазуры, украинцы-гуцулы и т.д.

Кроме того, существует еще несколько видов общностей: диаспора, клан, каста, сословие.

Диаспора — большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и расселившаяся во многих странах. Иногда численность диаспоры больше численности этноса, проживающего на исторической родине. Число членов такой диаспоры может составлять несколько миллионов человек. Но все члены диаспоры осознают себя частью «материнского этноса». Например, диаспоры евреев, армян, китайцев и др.

Клан замкнутая эндогамная или социальная группа людей, возникшая на стадии родовой общины или в более позднее время в условиях социально-экономической изоляции. «Clann» — по-гэль-ски — «потомство». Существует несколько разновидностей кланов:

- название патронимии (рода или племени), члены которой носят имя предка-эпонима (носителя фамилии) с добавлением слов (приставок): «mac» («сын») — у шотландцев (например, Мак-даун, Макнил и т.д.) или «о» («внук») — у ирландцев (например, О'Коннор);

- название родовой общины, ведущей происхождение от общего предка в условиях природной изоляции; в настоящее время члены ее воспринимают друг друга как близких родственников, семью, например, родовые кланы народов Кавказа (ингушей, чеченцев и др.);

- название религиозной общины, ведущей свое происхождение от общего воображаемого предка, как правило, хищного животного или языческого божества; такие общины часто — тайные, их члены связаны между собой сложной системой клятв и ритуалов, например «люди-леопарды» (в Африке) и т.д;

- название социальной общины, часто криминального характера, члены которой считают друг друга членами одной патриархальной семьи, в которой авторитет старейшего непререкаем и поддерживается жесткими мерами, — мафиозные кланы в Италии, США, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Каста — эндогамная замкнутая социальная группа людей, наследственно специализирующаяся на какой-либо профессиональной деятельности. Этот термин (от латинского «castus» — «чистый») ввели португальцы, первые колонизаторы Индии, познакомившиеся с этой системой в XV в. Кастовая принадлежность, как правило, сочетается с этнической и конфессиональной принадлежностью.

Определяющую роль играют кровнородственные связи, структура каст в значительной степени копирует родо-племенную структуру. Членом определенной касты можно только родиться.

Помимо эндогамии замкнутость каст обеспечивается строгой иерархией, определенным статусом отдельных каст в соответствии с укоренившимися представлениями о «чистоте» или «нечистоте» определенных групп населения, жестко регулирующими формы поведения и общения между членами каст и часто связанными с видом деятельности или занятиями людей.

Наибольшего развития система каст достигла в Индии, подкрепленная сословной организацией и авторитетом индуизма. В состав древних варн (сословий) входили четыре касты: брахманы — жрецы; кшатрии — воины; вайшьии — купцы, независимые ремесленники, земледельцы; шудры — зависимые ремесленники и земледельцы, со временем ставшие сословиями. Всего в стране — более трех тысяч каст. Формально, по конституции, все жители Индии имеют равные права, но кастовое разделение в обществе существует, особенно это отражается в сельской глубинке на «неприкасаемых», занимающих в этой системе самое низшее положение. До сих пор браки в Индии заключаются преимущественно либо внутри касты, либо между близкими кастами. Причиной этого является желание сохранить кастовую принадлежность для своих детей. Такое возможно только в том случае, если женщина знает эти традиции и может воспитать своих детей в традициях, принятых в данной касте.

В некоторых странах Западной и Центральной Африки касты также сохранили свое значение, но здесь они имеют только профессиональный характер — земледельцы, скотоводы, кузнецы, ткачи, певцы-сказители. Еще одним отличием от индийских каст является тот факт, что кастовое деление распространяется в Африке, как правило, только на мужчин, носителей профессии. Конечно, в большинстве семей девушку предпочитают выдать замуж за представителя той же касты, но таких жестких ограничений, как в Индии, здесь нет. Попытки женщин овладеть кастовой профессией не приветствуются. Например, бытует поговорка, указывающая женщине непомерность ее притязаний: «Может, ты еще и ткать хочешь?».

Сословие — социальная группа людей, обладающая закрепленными в обычае или законе (конституции) наследственными правами и обязанностями. Каждое сословие — обладатель ряда привилегий. Основными сословиями являются: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство. Сословное деление было типичным для докапиталистической Европы, феодального Китая, Индии и ряда других стран. В современном мире сословное разделение общества упразднено, но в некоторых странах сохраняются привилегии для некоторых высших сословий. Часто это

связано с существованием монархий. Монарх — представитель определенного сословия, существование этого сословия и его привилегий — обязательное условие существования монархии. Например, в Великобритании сохраняется Палата лордов (места в ней наследственные и принадлежат представителям определенного сословия). Принадлежность к сословию может быть дарована монархом «за особые заслуги» перед государством и обществом. В ряде случаев даруется не наследственная, а именная сословная принадлежность.

Каждое сословие имело (и имеет) свои особенности своего хозяйства, культуры, традиции. Одни и те же обряды, ритуалы довольно сильно отличались друг от друга у разных сословий. Исключение составляют этносы, у которых проблема выживания стояла настолько остро, что общеэтническая консолидация преодолела сословные предрассудки.

В Европе буржуазные революции добились отмены сословных привилегий и ограничений. Традиции разных сословий были переработаны и унифицированы, на их основе были созданы общенациональные или региональные традиции праздников, одежды, кухни и т.д. Это процесс длительный и предполагает наличие сформировавшегося гражданского общества. Поэтому в России и некоторых других странах постсоветского пространства речь может идти только о восстановлении (на данном, первом, этапе) сословных традиций там, где сохранилась память о них. Впоследствии на их основе могут быть созданы общенациональные традиции.

Восстановление сословных традиций не означает призыва к восстановлению самих сословий. Любые традиции как элемент культуры имеют большое значение в жизни народа и представляют огромный интерес для туризма. Некоторые традиционные привилегии высших сословий были заимствованы низшими (после буржуазных революций). Например, балы прачек или официантов, лесорубов или сыроделов. В Настоящее время они превратились в красочные праздники, привлекающие массы туристов.

Религиозный состав населения — важный для туризма элемент характеристики состава населения. Характеристика собственно религий относится к главе «Культура» и будет приведена там. В данной главе ограничимся только рассмотрением, какие элементы и показатели характеризуют религиозный состав.

Религиозный состав населения дает представление о роли, значении религии вообще и определенной конфессии (или конфессий) в жизни данной страны. Какие мировые, этнические или традиционные (местные) религии пользуются наибольшим влиянием? Какова значимость этих религий в сознании людей и в жизни общества? Ответить на этот вопросы непросто, но еще сложнее подтвердить это конкретными данными, так как

в большинстве стран вопрос вероисповедания относится к вопросам частной жизни и не учитывается при переписях населения. Косвенное представление о географии конфессий можно получить из путеводителей, которые указывают, какие храмы (их конфессиональную принадлежность) расположены в данном поселении. Эти данные отрывочны, дают весьма приблизительную картину, но зачастую являются почти единственным источником информации. Другая возможность — использование данных Интернета.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает термин «население» страны?

2. Приведите развернутый план характеристики населения.

3. Что включает демографическая характеристика населения страны?

4. Какие показатели представляют наибольший интерес для туризма?

5. В чем смысл понятия «демографическая молодость» в туристском страноведении?

6. В чем проявляется «качество» населения, как это влияет на туризм?

7. Объясните влияние особенностей размещения населения на развитие туризма.

8. Приведите доказательства зависимости туризма от реальной картины расселения в стране.

9. Дайте краткую характеристику городских поселений страны.

10. Покажите на конкретных примерах их влияние на особенности развития туризма.

11. Охарактеризуйте роль урбанизации в туристском страноведении.

12. Что такое миграции?

13. Какие типы и виды миграций представляют интерес для туризма? Поясните на конкретных примерах.

14. Дайте определение понятию «народы».

15. Обоснуйте план характеристики народов страны.

16. В чем состоит страноведческий смысл расового состава населения?

17. Какие типы общностей выделяются при характеристике этнографического состава страны. Приведите примеры.

18. Расскажите о роли языка — элементе классификации народов мира.

19. Назовите основные положения плана характеристики религиозного (конфессионального) состава населения страны.

20. Какова взаимосвязь полиэтнического и поликонфессионального состава населения и туризма. Поясните на конкретных примерах. ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ СТРАНЫ