Что отличает транзитивную экономику от таких систем, которые находятся в относительно стационарном состоянии?

Понятие переходной экономики, её основные черты

ТЕМА 14. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

МОДУЛЬ 4. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты

14.2. Общие закономерности трансформационного перехода:

14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;

14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;

14.2.3. Институциональные изменения финансовой, банковской и других систем.

14.3. Трансформационный спад. Специфика динамики ВВП. Кривая О.Бланшара.

 

Экономика переходного периода – это экономика страны, или стран, которые совершают переход от одного состояния социально-экономической системы к качественно новому состоянию. Иначе говоря, это экономика страны, совершающей трансформацию, изменение производственных отношений. В иностранной литературе это понятие обозначается как economy in transition. Отсюда синоним – транзитивная экономика[1].

На теоретическом уровне надо прежде всего отметить тот факт, что «стационарная» экономика развивается на своей собственной основе, путем совершенствования, путем частичных изменений институтов[2], тогда как экономика переходного периода развивается путем создания новых, ранее ей не присущих институтов, связей, отношений. Таким образом, главной чертой социально-экономической системы отношений переходного периода является сосуществование нового и старого, «эклектика» хозяйственного механизма.

Доля старого и нового в производственных отношениях и в хозяйственном механизме зависит от стадии преобразований, от того, как конкретно осуществляются основные реформы. Причем, как показывает история, вовсе не обязательно революционность, быстрота преобразований обеспечивает их успешность.[3]

 

14.3. Общие закономерности трансформационного перехода:

 

Приватизация, либерализация экономики в целом, либерализация цен в частности, создание рыночной инфраструктуры (адекватной банковской системы, фондового рынка, рынка труда, рынка недвижимости и пр.).- вот мероприятия, которые обеспечивают создание рыночной системы хозяйствования в тех странах, где господствовала командно-административная система.

 

14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;

 

Центральным звеном рыночных преобразований являетсяприватизация. В ходе именно этого мероприятия создаются новые отношения собственности. Около 30 стран, входящих в список стран с переходной экономикой, продемонстрировали эту закономерность.

В знаменитом словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 г. и расшифровывалось как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную»[4].Как видим, само слово имеет сравнительно короткую историю, хотя предмет, который оно обозначает, в сущности, отнюдь не нов и существовал задолго до появления этого понятия. Собственно говоря, вся новейшая экономическая история представляет собой процесс формирования рыночного мира, в котором бы гармонично сочетались государственное начало и рыночные структуры. В поиске меры госсобственности в рыночной экономике заключается, в частности, суть двухпартийного противостояния в западноевропейских странах и странах Северной Америки. Чтобы подчеркнуть неодноактность такого мероприятия, как приватизация, его протяженность во времени, мы будем понимать под приватизацией экономики происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.

Мы хотим обратить внимание на то, что приватизация может осуществляться и в странах с развитой рыночной экономикой. Не случайно это слово вошло в лексику макроэкономической политики до начала рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Союза Независимых Государств (СНГ). Восьмидесятые годы ХХ века были «эпохой приватизации» в западном мире. Государственная собственность стала первой жертвой неоклассического натиска конца 1970-х годов в странах Западной Европы, США и Канады. По разным причинам – отчасти идеологическим, отчасти бюджетного дефицита, отчасти экономической неэффективности - в течение 1980-х годов государственный сектор в экономике этих стран существенно сократился. Однако при этом общая суть производственных отношений осталась прежней. Можно говорить лишь об увеличении доли частного сектора за счет сокращения государственного.(Слайд)

Совсем иные последствия имеет приватизация в переходной экономике. Она призвана создать новый базис общества, принципиально новые производственные отношения. Это обуславливает трудности в решении целого ряда вопросов о том, как её осуществлять: медленно или быстро? бесплатно или за деньги? кому достанется собственность? каковы механизмы передачи собственности?

Приватизация является необходимой системной предпосылкой либерализации экономики. Только собственники могут распоряжаться произведенными благами, поэтому институт частной собственности является основой рыночных отношений - таких отношений, когда основные вопросы экономики «что», «как», «для кого» решаются не единым экономическим центром, как в условиях господства государственной собственности, а рыночным механизмом.(Слайд)

Либерализацияэкономики предполагает освобождение государства от хозяйственных функций в той мере, в какой это диктуется соображениями эффективности. Это снятие многообразных административных барьеров и ограничений на хозяйственную деятельность. Либерализация экономики предполагает демонтаж институтов планово-распределительной системы. Препятствием для радикальной либерализации являются соображения социальной справедливости. Этот общий теоретический постулат на практике отражается в парламентских баталиях между «правыми» и «левыми». «Правые» - это сторонники свободного рынка, отсюда и название «экономические либералы», а левые – сторонники как можно большего присутствия государства в экономике, сторонники большего вмешательства государства в производство, распределение, обмен и потребление благ. Они, как правило, представлены такими партиями, которые признают в качестве теоретического фундамента своих экономических программ неокейнсианскую парадигму.

 

14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;

 

Одним из базовых институтов планово-распределительной системы является институт фиксированных, централизованно образуемых цен. Поэтому первым системным преобразованием, первым шагом в сторону «свободы рынка» наряду с приватизацией является либерализация цен. Этот шаг осуществляется, как правило, одноактно, или, по крайней мере, в более сжатые сроки, чем приватизация. Не случайно во всех программах перехода к рынку обозначается «ключевая точка» - день отпуска цен. Таким образом, под либерализацией цен понимается упразднение государственного вмешательства в ценообразование на рынках ресурсов и благ, не являющихся благами первой жизненной необходимости. Это наиболее трудный шаг, поскольку его драматические последствия обнаруживаются немедленно и выражаются в стремительном взлете цен. Не случайно именно это мероприятие предвосхищает отставку проводившего его правительства. Инфляция – одно из первых по времени и самых ярких социально-экономических последствий либерализации цен. (Слайд)

Закономерностью переходного периода является сочетание высокой инфляции с дефицитом государственного бюджета, который накапливался в недрах командно-административной экономики и стал особенно высоким вследствие начавшихся институциональных преобразований. Не случайно усилия первых правительств в странах переходной экономики является получение иностранных займов, а международные кредиторы – МВФ, Парижский клуб и др. дают их с условием сокращения дефицита госбюджета до определенных параметров, например, до 3% от ВВП. Не случайно Г. Колодко и В.Макмагон в связи с этим ввели понятие «инфляцит» как признак переходной экономики. Оно означает сочетание подавленной и открытой инфляции с дефицитом госбюджета.

До сих пор представляется трудным сказать, какие методы и темпы преобразований – быстрый, «шоковая терапия» или медленный, «градуализм» - надо признать более подходящими и успешными. Образец реформ в духе «шоковой терапии» показала Польша, где реализовывался, в частности, так называемый план Бальцеровича. Градуализм в рыночных преобразованиях демонстрирует Белоруссия. В России делались попытки постепенного перехода – в 1990г. было принято «Положение об акционерных и паевых обществах», в соответствии с которым предполагалось постепенное разгосударствление предприятий – они преобразовывались в АО с 51% государственным пакетом и последующей его распродажей. В это же время, летом 1990г., в Венгрии на международном семинаре в Шопроне была принята почти такая же программа – программа корпоратизации госпредприятий со 100%-м пакетом государства, с последующей их продажей населению. Таким образом, на подступах к приватизации Россия примеряла методы градуалистского характера. Правда, малая приватизация – приватизация предприятий сферы услуг, главным образом, торговли, начинала осуществляться по рецептам ультрарадикального либерализма: раздать всем всё и бесплатно.

Точно также – в борьбе мнений за скачок или постепенный переход - подходили к либерализации цен. Правительство Н.И. Рыжкова предполагало, что фиксированные цены необходимо сначала неоднократно приблизить к равновесным, то есть повысить их. Это и было отчасти сделано. Фиксированные цены на нефть, например, возросли в 5, на уголь – в 5,5 раз. Заметьте, при этом они оставались фиксированными! В конечном итоге целый ряд факторов заставил российских реформаторов идти по пути быстрых преобразований, но об этом пойдет речь в следующей лекции.

Здесь мы отметим лишь, что какими бы методами не осуществлялись основные системные преобразования – приватизация и либерализация цен - революционными, быстрыми, или постепенными, градуалистскими, в любом случае экономика в результате этих системных изменений попадает в стадию кризиса. Некоторые экономисты-транзитологи считают этот кризис фазой обыкновенного среднего цикла. Венгерский экономист Янош Корнаи ввел в научный оборот понятие трансформационного спада, показав, что отрицательная динамика ВВП является не столько проявлением циклического кризиса, сколько следствием проводимых реформ, разрушением устоявшихся хозяйственных связей, переориентацией поведенческих мотивов и т.д. Так или иначе, столкнувшись с высокой инфляцией, правительства в трансформационной экономике должны в первую очередь решать проблему финансовой стабилизации.

Антиинфляционная политика реализовывалась в тяжелых условиях отсутствия соответствующих ей институтов. В частности, для финансовой стабилизации в рамках нарождающихся рыночных отношений необходима двухуровневая банковская система и соответствующий механизм формирования и исполнения госбюджета, новые межбюджетные отношения (так называемый «бюджетный федерализм»)