Наука эпохи Возрождения.

Введение.

15-16 вв в истории человечества ознаменовали переход от средневековья к Новому времени (17,18,19 вв) и известны как эпоха Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности, расцветом искусства, но с другой стороны эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения Николая Коперника (1473-1543).Кроме того, что Коперник перенес центр Вселенной от Земли к Солнцу, он высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, которые подчиняются общим законом механики, роль перводвигателя Бога сводилась на нет. Существенным недостатком взглядов Коперника была мысль о конечности мироздания – Вселенная где-то заканчивается сферой, на которой закреплены звезды. Напротив Джордано Бруно (1548-1600) отрицал наличие центра Вселенной и отстаивал тезис о ее бесконечности.

Уже с 14 века в Европе бушевали ветры перемен – в 13 веке был изобретен компас и начало развиваться мореплавание. Было изучено побережье Африки а в 1497 г совершено путешествие вокруг этого континента. Европа стала торговать с Индией без посредничества мусульман. В 1492-1504 г было совершено путешествие Колумба и была открыта другая половина мира. С развитием мореплавания расширилась торговля между странами, но торговые суда вместе с золотом, жемчугом и пряностями привозили и холеру, и чуму. Борьба с эпидемиями приобрела в средние века важное значение.

 

3.Представители иатрохимии.

В первой половине 16 века швейцарец Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст Гогенгейм (1493-1541), называвший себя Парацельсом (т.е.превосходящим Цельсия, крупнейшего древнеримского врача) заложил медицинское искусство, основанное на химии (иатрохимию). Парацельс считал, что в живом организме действуют специфические нематериальные силы (археи), которые регулируют самые разные физиологические процессы и приводят вещества в движение. В здоровом организме –ртуть, сера и соль находятся в равновесии. Нарушение этого равновесия вызывает заболевание. Например, избыток соли вызывает водянку и расстройство пищеварения, избыток серы –чуму и лихорадку, избыток ртути вызывает паралич. Применение в качестве лекарства соединений сурьмы, мышьяка, серебра, свинца, ртути должно восстановить обмен веществ. В этот период в аптеках помимо изготовления традиционных растительных отваров и эссенций создавали химические препараты.

Другим представителем иатрохимии можно назвать немца Георга Бауэра (1497-1555), более известного под именем Агрикола (крестьянин). Он пытался установить связь между минералогией и медициной. В своей книге «О металлургии» он систематизировал все известные практические знания по металлургии. Это самая значительная работа по химической технологии, появившаяся до 18 века. Со времен ее издания (1556) минералогия была признана как наука.

В 1597 г выходит еще одна важная книга «Алхимия» немецкого ученого Андрея Либавия –это первый учебник по химии.

Наиболее видным представителем нового направления был немецкий врач Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1669). Он занимался совершенствованием методов получения различных химических веществ. На своем садовом участке он экспериментировал с минеральными удобрениями. В доме оборудовал четыре химические лаборатории, в которых получил много новых веществ –фенол (путем перегонки каменноугольной смолы), чистую азотную кислоту, пентасульфид дисурьмы и другие. Одним из первых он применил стекло для изготовления химической посуды.

 

4.Представители технической химии.

 

Одновременно с иатрохимиками жили и работали представители технической химии –итальянец Ваноччо Бирингуччо (1480-1539) и француз Бернар Палисси (1499-1589) .

Бирингуччо –автор крупного сочинения «Пиротехния или огненное ремесло» (1540), в котором описываются металлы и руды, способы добычи и распознавания их, изготовление сплавов, анализ руд, получение пороха и пиротехнических составов. Он также отметил, что масса металлов увеличивается при прокаливании. Палисси написал сочинение «О гончарном искусстве, о его пользе, об эмалях и огне» (1580). В течении многих лет он разрабатывал рецепты изготовления цветных стекол, глазурей и эмалей, занимался производством фаянса.

Главный результат этого подпериода в том, что происходило совершенствование техники химического эксперимента и на первый план в мышлении вышла не мистика, а реальность, требовавшая новых теоретических воззрения.

 

5.Представители пневмохимии.

 

Первым представителем периода пневмохимии, т.е. периода изучения газов, можно назвать Ян Батиста Ван Гельмонта (1579 – 1644) – голландского естествоиспытателя. Гельмонт в своих взглядах на строение материи делает шаг, на который не отваживался Парацельс. Он отрицает не только четыре элемента Аристотеля, но и три начала Парацельса. Сторонник эксперимента, он не может удовлетвориться приведением всего многообразия веществ живой и мертвой природы к трем воображаемым началам и полагает, что в состав всех веществ входят не предполагаемые носители определенных свойств, а реальные вещества. Этим утверждением Гельмонт положил начало учению о химических элементах. Ему же принадлежит и введение в науку понятия о газах и самого слова «газ», произведенного им от греческого слова – хаос, что дает некоторое указание на существование у Гельмонта представления о хаотическом движении частиц.

Имя Эванджелиста Торричелли (1608–1647) навсегда вошло в историю как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый барометр. Из опытов Торричелли следовало, что воздух имеет вес. Это утверждение казалось настолько невероятным, что не сразу было принято учеными того времени. Из опытов Торричелли родилась научная метеорология, однако окончательное признание его выводы получили лишь благодаря опытам замечательного французского математика и физика Б. Паскаля (1623–1662) .

Наиболее яркий представитель этого подпериода - английский ученый Роберт Бойль (1627–1691). Под влиянием работ Торричелли по изучению атмосферного давления Бойль занялся исследованием свойств воздуха и установил известную закономерность: объём газа обратно пропорционален его давлению (1662). А за год до открытия газового закона Бойль опубликовал книгу «Химик-скептик», в которой изложил свои взгляды на химию. В книге обсуждаются одни из важнейших положений химии: действительно ли подобное притягивается к подобному, действительно ли все состоит из серы, ртути и соли и можно ли считать последние элементами. Все тела, пишет он, состоят из движущихся частиц, обладающих разной величиной и формой, а элементами, подчёркивает Бойль, не могут быть ни «начала» Аристотеля, ни «начала» алхимиков. Элементы -это «определённые, первоначальные и простые, вполне несмешанные тела, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены все так называемые смешанные тела и на которые они в конце концов могут быть разложены».Таким образом, элементы, по Бойлю, это вещества, которые нельзя разложить (т.е. простые вещества), они состоят из однородных корпускул. Главную задачу химии Бойль видит в изучении состава веществ и зависимости свойств вещества от его состава. Книга "Химик-скептик" представляет собой не ответ на насущные вопросы химической философии, но постановку новой цели химии. Главное значение работы Бойля заключается в следующем:

1. Формулировка новой цели химии – изучения состава веществ и зависимости свойств вещества от его состава;

2. Предложение программы поиска и изучения реальных химических элементов;

3. Введение в химию индуктивного метода;

 

6.Заключение.

 

В целом рациональные течения иатрохимия, техническая и пневмохимия, которые зародились еще во времена господства алхимии – достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.

 

Тема: Период становления химии. Подпериод флогистона и антифлогистона в химии.

 

Цель: Охарактеризовать систему знаний, накопленных химиками в период 17-18 вв..