Ионийский этап.

Древнегреческая натурфилософия.

Введение.

Заключение.

Фактически, исторический анализ развития химических знаний и химической техники приводит к определенному выводу, что истоками и основой накопления фактического материала в химии служили три области ремесленной химической техники: высокотемпературные процессы - керамика, стеклоделие и особенно металлургия; фармация и парфюмерия; получение красителей и техника крашения. Сюда же следует добавить использование биохимических процессов, в частности брожения, для переработки органических веществ. Эти важнейшие области практической и ремесленной химии получили свое начальное развитие еще в эпоху рабовладельческого общества во всех цивилизованных государственных образованиях древности, в частности в Средней и Ближней Азии, в Северной Африке и на территориях, расположенных по берегам Средиземного моря. Таким образом, с незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами.

 

 

Тема: Предалхимический период развития химии. Теоретические знания.

 

Цель: Систематизировать знания об основных путях развития теоретических знаний в древнем мире.

 

 

В античном мире наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующаяся на получении новых знаний, знания становятся системными и рациональными

-естественные науки существуют в форме натурфилософии, не отделимой от философии. Историю античной науки принято делить на 4 этапа в соответствие с возникавшими центрами научных знаний –ионийский, афинский, александрийский и древнеримский.

 

 

Этот период охватывает 6 в до н.э. Ионийский этап связан с именами Фалеса (635-547 до н.э.) Гераклита (544-483) Анаксимена (585-524), Анаксимандра (610-546) Пифагора (582-500) Эмпедокла (490-430).

Фалес Милетский явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщности, поскольку Земля представляется Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована "сгущением" воды.

Анаксимен из Милета, опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждает, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

Гераклит выделяет первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.

Эмпедокл доводит число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.