Антимонопольное законодательство.

Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются:

 

Регулирование цен фирм-монополистов.

Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.

Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.

Национализация монополистов.

Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.

 

В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.

 

В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической детельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались «концентрациями».

 

Признаки монополизации рынка:

 

1 ПРИЗНАК. Рыночная доля фирм выше 30%.

В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:

 

фирма осуществляет крупномасштабное производство.

фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.

успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.

фирма является новатором в своей области.

фирма не осуществляет не честной конкуренции.

фирма не получает чрезмерной прибыли.

 

2 ПРИЗНАК. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а комерчиских банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.

 

Виды слияний фирм: Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистовназначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются:

1. Регулирование цен фирм-монополистов.

2. Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.

3. Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.

4. Национализация монополистов.

Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.

В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.

В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической детельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались«концентрациями».

Признаки монополизации рынка:

1 ПРИЗНАК. Рыночная доля фирм выше 30%.
В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:

· фирма осуществляет крупномасштабное производство.

· фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.

· успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.

· фирма является новатором в своей области.

· фирма не осуществляет не честной конкуренции.

· фирма не получает чрезмерной прибыли.


2 ПРИЗНАК. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а комерчиских банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.

Виды слияний фирм:

· Горизонтальное слияние – когда объединяются фирмы, производящие однотипную продукцию. Например объединяются 2-а нефтеперерабатывающих предприятия.

· Вертикальные слияния – когда объединяются предприятия в цепочке «производитель-потребитель». Например нефтеперерабатывающий комбинат + сеть заправочных станций.

· Конгламеративные слияния – когда объединяются предприятия производящие разную продукцию. Например транспортная компания + сеть магазинов.

Основное влияние в антимонопольном регулировании уделяется горизонтальным слияниям.

3 ПРИЗНАК. Зговор о ценах – любое фиксирование, резкое снижение или взвинчивание цен приследуется по закону. Регулирование цен является одной из наиболее действенных мер борьбы с монополиями.

4 ПРИЗНАК. Нечестная конкуренция и другие нарушения практики торговли.

Нарушения практики торговли:

· ценовая дискриминация.

· продажа ходового товара совместно с неходовым.

· требование приобретать товар только у данного поставщика.