Антимонопольное законодательство.
Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются:
Регулирование цен фирм-монополистов.
Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.
Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.
Национализация монополистов.
Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.
В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.
В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической детельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались «концентрациями».
Признаки монополизации рынка:
1 ПРИЗНАК. Рыночная доля фирм выше 30%.
В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:
фирма осуществляет крупномасштабное производство.
фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.
фирма является новатором в своей области.
фирма не осуществляет не честной конкуренции.
фирма не получает чрезмерной прибыли.
2 ПРИЗНАК. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а комерчиских банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.
Виды слияний фирм: Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистовназначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются:
1. Регулирование цен фирм-монополистов.
2. Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.
3. Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.
4. Национализация монополистов.
Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.
В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.
В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической детельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались«концентрациями».
Признаки монополизации рынка:
1 ПРИЗНАК. Рыночная доля фирм выше 30%.
В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:
· фирма осуществляет крупномасштабное производство.
· фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
· успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.
· фирма является новатором в своей области.
· фирма не осуществляет не честной конкуренции.
· фирма не получает чрезмерной прибыли.
2 ПРИЗНАК. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а комерчиских банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.
Виды слияний фирм:
· Горизонтальное слияние – когда объединяются фирмы, производящие однотипную продукцию. Например объединяются 2-а нефтеперерабатывающих предприятия.
· Вертикальные слияния – когда объединяются предприятия в цепочке «производитель-потребитель». Например нефтеперерабатывающий комбинат + сеть заправочных станций.
· Конгламеративные слияния – когда объединяются предприятия производящие разную продукцию. Например транспортная компания + сеть магазинов.
Основное влияние в антимонопольном регулировании уделяется горизонтальным слияниям.
3 ПРИЗНАК. Зговор о ценах – любое фиксирование, резкое снижение или взвинчивание цен приследуется по закону. Регулирование цен является одной из наиболее действенных мер борьбы с монополиями.
4 ПРИЗНАК. Нечестная конкуренция и другие нарушения практики торговли.
Нарушения практики торговли:
· ценовая дискриминация.
· продажа ходового товара совместно с неходовым.
· требование приобретать товар только у данного поставщика.