Вопрос 4. Социализация личности

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека, специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или потребности. Биологическая природа человека является базисом развития его социального мира. Как сознание человека, так и его потребности создаются общественными отношениями, в которые индивидвступает с момента рождения и находится до самой смерти.

Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый человек персонифицирует через социальные группы, социальные организации и институты, господствующие в обществе нормы и ценности, т.е. через культуру. В результате индивид включается в большое число социальных систем разного уровня, каждая из которых оказывает на него имманентно присущее данной системе воздействие: семья, круг друзей, общественные организации, рабочая группа, национальные общности и т.д. Таким образом, человек становится частью структуры данной системы, ее элементом. Другой стороной социализации является формирование личности человека.

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру об­щества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества. Социализация – это процесс формирования личности на основе усвоения индивидом социального опыта, норм и ценностей, необходимых для выполнения социальных ролей в данном обществе. Благодаря социализации человек становится полноценным субъектом общественных отношений, т.е. личностью.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека и его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция.

Адаптацияозначает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями, например недостаточно развитыми волевыми качествами человека или низким уровнем интеллекта, сдер­живающими развитие самосознания личности.

Интеграцияпредполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Как правило, такая форма взаимодействия человека с обществом характерна при демократическом устрой­стве государства, а также при «открытом» типе личности, ориентированном на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании,которое противопоставляется собственно социализации. Если воспитание – это целенаправленное формирование у индивида определенных личных качеств, тосоциализация усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения. Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот — воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

1. Социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я».

2. Социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Социализации может отводиться разная роль. С точки зрения структурного функционализма социализация оказывается практически тотальным процессом, который целиком определяет то, какими чертами будет обладать личность. К этой точке зрения присоединяются и психоаналитические теории, утверждающие, что в детстве закладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять все дальнейшие взаимодействия в жизни человека.

Структурасоциализации включает в себя четыре основных элемента:

1) ожидания: окружающие люди и группы предъявляют свои требования;

2) изменение поведения в соответствии с требованиями (экспектациями);

3) санкции за то или иное выполнение предъявляемых требований и норм;

4) закрепление социальных норм и требований в поведении и сознании человека.

Этапы социализации (или стадии развития личности):

1) доморальная стадия: ребенок выполняет требования взрослых, не понимая их смысла и руководствуясь лишь эгоистическими побуждениями и подражательскими инстинктами;

2) конвенциональная стадия: сознательное согласование ребенком своих действий с заданными извне нормами и ценностями;

3) кризис переходного возраста: осознание подростком условности и относительности моральных норм и правил;

4) стадия автономной морали: формирование собственных моральных убеждений данной конкретной личности.

 

Особое значение на первых стадиях приобретает семья как первичная социальная группа (социальная среда), потенциал которой во взаимодействии с новыми социальными факторами продолжает реализовываться, развертываться и на последующих этапах развития личности. Потенциал семьи определяется такими ее качествами, как многогранность структуры и жизнедеятельности семейного коллектива, преобладание основанного на чувстве любви к ребенку эмоционального начала в семейных отношениях и семейном воспитании.

По мере того как ребенок приближается к рубежам юности в первичной социализации, все большее значение приобретают не воспитательные моменты, а сама жизнь семьи, то место, которое занимают в ней общесоциальные ценности и отношения. Если в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и свое собственное «Я», и других людей преимущественно через суждения, оценки, поступки родителей, то в отрочестве его решения уже в той или иной мере зависят и от сверстников, и от так называемых референтных групп, и от моды, и от общественного мнения (см.: Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.).

Повышение сексуального интереса (а именно в это время молодежные компании становятся все более смешанными), в свою очередь, усиливает потребность в социальных механизмах поведения. Их слабость, недостаточная сформированность создает ситуацию «морального вакуума».

Разумеется, эта кризисность переходного периода от детства к взрослости чрезвычайно усложняет определение временных границ третьего периода становления личности — юности, когда усиливается потребность не только в познании, но и в освоении окружающего мира, в поисках оптимальных образов поведения и отношения с другими людьми. В этот период изменяется сама форма самоопределения развивающейся личности: все в большей степени проявляется стремление к самоутверждению и самореализации, возрастает активность поведения, а значит, и необходимость в его социальном регулировании. Другими словами, возникают оптимальные условия как для формирования у индивида устойчивых ориентаций на нравственные ценности той или иной социальной группы, так и дезориентации еще неустойчивой психики. Подростковая и юношеская «разболтанность» — отнюдь не возрастная особенность. Скорее наоборот, результат определенной дезориентированности тех, кто по характеру своей психики предрасположен к строгой нормативности поступков.

Окончание юношеского периода совпадает с завершением становления личности, обретением ею определенной психической и социально-нравственной стабильности, выявлением своих склонностей и возможностей, с началом нового этапа ее развития в рамках взрослого состояния. Этим этапом и является молодость, которую, следовательно, надо рассматривать не как простое продолжение детства, отрочества, юности, а как расширение и углубление социальной, психологической зрелости, составляющей сущность понятия «взрослость». По-видимому, только такой подход к определению значения молодости в развитии личности может противостоять тенденции инфантилизации молодежи и обеспечить необходимый уровень социальных и нравственных требований к ней.

Механизмы социализации (З. Фрейд):

¨ имитация – стремление ребенка копировать (в игре) определенную модель поведения взрослых;

¨ идентификация – построение модели поведения на основе осознания своей принадлежности к той или иной социальной общности;

¨ стыд – это негативная самооценка, формирующаяся при условии наличия внешней оценки поведения;

¨ вина – это также негативная самооценка, но возникающая без связи с оценками со стороны.

Кроме того, большую роль в процессе социализации играют также механизмы социального контроля над соблюдением индивидом требований группы и культуры общества в целом.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, получили названиеинститутов социализации. На каждой стадии социализации существуют также особые институты, которые еще называютагентами социализации, — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Их обычно разделяют на две группы:

1. агенты первичной социализации — близкие родственники, учителя, друзья семьи и т.д. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе становления и развития личности;

2. агенты вторичной социализации — руководители и официальные представители государства и его органов (армия, милиция, учреждения и т.д.).

Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль. Ведущую рольсредиагентов социализации играют:

1. семья – первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социальные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2. школа – социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности;

3. группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориентации и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4. трудовой коллектив, который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);

5. средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6. культура – важнейший социальный институт социализации. Ведь именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует и в определенном смысле программирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.

Существенное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1. биологические (в частности, биологическая наследственность индивидов);

2. психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3.социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается лишь в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

Орвиль Г. Брим-младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:

1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская — формирует базовые ценностные ориентации и мотивации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети – только усваивают их.

3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между «черным» и «белым» есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно, через идеал, прямолинейно.

4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей – на мотивацию их поведения.

Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет собой процесс преодоления сложившихся в детстве психологических тенденций.

Содержание социализации, то есть то, что усваивает индивид, определяется ценностными ориентациями членов общества: так, американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, а индийцы — созерцательность, пассивность и мистицизм. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие встречать неодобрение с их стороны.

Процесс социализации зачастую протекает противоречиво, со сбоями и неудачами. Проявление недостатков и провалов социализации отражает девиантное поведение. Девиация – это совокупность различных норм асоциального поведения личности, отступления от социальных норм и стандартов. Девиация выражает конфликт между личностными и общественными интересами. Однако она может быть связана и со стремлением личности к новому и непривычному: изобретательство, творчество.

Заметим, что практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах рассматривались бы как девиантные или, наоборот, как допустимые. Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе. Поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными – по отношению к другим. Следовательно, девиантное поведение – это не всегда негативное явление, точно так же, как конформизм – далеко не всегда благо.

Процесс социализации обнаруживает определенную степень завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т.е. обретении ею интегрального социального статуса. Очевидно, что специальные знания сами по себе не дают тех свойств характера и ума, без которых совершенно не сможет обойтись практический врач, если в них ему отказала природа. Человечность – это качество должно быть основным достоинством и абитуриента, и студента-медика, и практического врача.

В современном российском обществе проблемы социализации обусловлены тремя основными обстоятельствами:

1. распад прежней системы ценностей, в результате чего старшее поколение зачастую оказывается неспособным подготовить молодежь к социальной жизни в новых условиях;

2. кардинальное и очень быстрое изменение социальной структуры и образа жизни общества порождает массовую маргинализацию одних групп и очевидную неспособность многих новых групп обеспечить воспроизводство своих рядов;

3. тотальное ослабление системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.