Коммуникация в группах

Коммуникация в группахэто основа структуры группы, показатель физической и социальной близости. По мнению Дж. Тернера, «большая часть любого взаимодействия протекает в рамках существующей структуры, созданной и поддерживаемой предшествующими взаимодействиями. Такие структуры лучше всего рассматривать как ограничивающие параметры, поскольку они обозначают пределы “сценической деятельности” индивидов, помещая их в реальное физическое пространство; ограничивают виды возможных процессов утверждения значимости притязаний и возражений; обеспечивают контекстуальную основу для учета всех видов деятельности…; диктуют возможные виды постановки ролей; дают наметки для организации ролей; организуют людей и виды их деятельности в направлениях, которые поощряют (или тормозят) взаимную типизацию»[44].

Схемы коммуникации значительно влияют на результаты действия группы. А. Бавелас выделил несколько типов коммуникации (на основе анализа группы из пяти человек).

1. Цепочка.

2. Штурвал – наиболее эффективный способ коммуникации при выполнении несложных заданий в ограниченное время, ибо этот способ исключает общение членов группы между собой.

Они могут общаться только с лидером (он в центре «штурвала»), который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания.

3. Круг – очень хорош для выполнения творческих работ, при дискуссиях, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений. Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы. Кроме того, здесь возможна и обратная связь. Но в этом случае максимум эффективности достигается при распределении функций: генератор, критик, эру-

дит, технарь, психолог (смазка), лидер.

Круг позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации.

 

4. Игрек – этот способ приемлем там, где требуется более четкое распределение функций, персональная ответственность и одновременное выполнение нескольких разнородных задач.

 

5. Паутина.