Групповая замкнутость и социальная селекция

Закономерности социальной мобильности

1. В развитых индустриальных странах, в том числе и в России, в процессы социальной мобильности вовлечено более двух третей населения (например, около 40 % служащих в США и России на рубеже ХХ – XXI вв. происходят из рабочих).

2. Во всех развитых странах восходящая мобильность превышает нисходящую примерно на 20 %. Но оба эти подтипа вертикальной мобильности вместе взятые уступают горизонтальной мобильности. Иначе говоря, и в России, и в США высок уровень мобильности, охватывающей до 70 – 80 % населения, но на 70 % эта мобильность – горизонтальная, т.е. перемещения в границах одного и того же класса, слоя, страты. Например, из рабочих поднимаются в средний класс лишь 10 % американцев, 7 % японцев и голландцев, 9 % англичан, 2 % французов, немцев и датчан, лишь 1 % итальянцев.

3. На социальную мобильность во всех развитых странах наибольшее влияние оказывают не профессия и образование отца (родителей), а собственные достижения детей в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Следовательно, хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов, сколько плохо образованный выходец из средних слоев, из служащих.

4. В индустриальном обществе мобильность определяется структурой экономики, соотношением отраслей и происходящими здесь сдвигами. Это – структурная мобильность. Например, в течение ХХ в. в индустриальных странах сокращались вакансии в традиционно рабочих специальностях и расширялись в сферах управления и обслуживания.

5. Наблюдается рост так называемых самостоятельных работников, занятых в мелком и среднем бизнесе, а также в сфере обслуживания.

6. Сокращается численность занятых в сельском хозяйстве. Удельный вес занятых в этой отрасли равен ныне для США 3,4 % рабочей силы, для Великобритании – 2,6 %, для Японии – 3,5 %.

7. Несмотря на увеличение разрыва в уровне доходов различных слоев возрастает удельный вес лиц со средним уровнем доходов.

8. Во всех развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

9. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая, а для пожилых – политическая мобильность.

10. Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Итак, человек может изменить свой социальный статус, воспользовавшись возможностями какого-либо социального лифта. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если бы не существовало барьеров для социального достижения, можно было бы ожидать большей социальной мобильности, когда некоторые личности (в силу своих способностей) быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие ступени. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Как отмечал П.А. Сорокин, «если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка и пола, отделяющих один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот» [31].

Происхождение этих барьеров связано с тем, что престиж любой группы зависит не только от реальной значимости для общества данного вида деятельности, данного статуса, но и дефицитности кадров. Поэтому любая более-менее обособленная группа стремится затормозить приток в нее новых членов. Так возникает явление групповой замкнутости. Групповая замкнутостьэтосвойство любой устоявшейся социальной группы всеми мерами сопротивляться свободному приходу в нее новых людей, в определенной степени тормозить процесс своего роста и обновления. Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся, прежде всего, потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами. Но даже в современных обществах существуют социальные группы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита – верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.п. Но замкнутость касается не только высших слоев общества. Неохотно пропускают в свою среду новичков медики, используя самые разные способы и механизмы «отсева». В обществах существуют немало социальных статусных групп, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. На базе такого стихийного свойства организации группы, как групповая замкнутость, формируется своеобразный социальный механизм, играющий роль «фильтра» социальной мобильности.

Социальная селекцияэто особые социальные механизмы упорядочивания и регулирования процессов вертикальной социальной мобильности. К числу таких селекционных механизмов относятся, прежде всего, социальные институты наследования, образования, профессионально-должностные нормы, критерии и стандарты, а также своеобразие культуры и образа жизни каждой социальной группы, слоя.

Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая точка зрения о том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все это позволяет отсеивать неугодных (по каким-либо причинам) кандидатов и проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам и принципам той группы, страты, в которую он намеревается перейти. Чтобы надежно закрепиться в новой группе (страте), необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду. Мало усвоить профессиональные обязанности и процедуры нового вида деятельности. Необходимо изменить свое поведение, манеру общения, привычки, речь и даже внешний вид в соответствии с иными нормами и правилами. Этот процесс может протекать достаточно болезненно. Ведь человек вынужден распрощаться со старыми устоявшимися привычками, пересмотреть свою систему норм и ценностей, а главное – постоянно контролировать каждый свой жест и поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, чреватого нервными срывами. Возможны развитие комплекса неполноценности, различных фобий, чувства неуверенности, уход в себя и потеря связей со своим социальным окружением. Человек может навсегда оказаться изгоем в той самой группе, страте, куда он стремился войти или в которой он оказался волею социальной судьбы. И тогда возникает и распространяется особый социальный феномен маргинальности [32].

Маргинальностьэто утрата социальной идентичности вследствие неудачного социального перемещения. В результате возникает своеобразный эффект «зависания» между двумя субкультурами. Такое состояние переживается человеком весьма тяжело.

Маргиналэто человек, утративший свой прежний социальный статус при переходе в другую группу и не закрепившийся в новом статусе. Такой человек уже лишился возможности заниматься привычным видом деятельности и в то же время оказался неспособным адаптироваться к социокультурной среде новой страты. Группа его не приняла, отвергла. Поведение такого человека, как правило, отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен. Он легко преступает нравственные нормы и правила этикета, способен на непредсказуемые поступки. И если такое положение затянется, то маргинал может постепенно трансформироваться в люмпена.

Люмпен это совершенно деклассированный человек, полностью выброшенный из общества на «социальное дно» и утративший обычные общесоциальные нормы и ценности, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж).

 

Для преодоления культурного барьера и барьера общения, для преодоления действия механизмов социальной селекции и групповой замкнутости существует несколько способов, к которым могут прибегать индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это не очень заметный, но весьма значимый способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им автоматически, без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия, безусловно, могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. К тому же новое знакомство поможет создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько промежуточных статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. А если он не может быстро и эффективно усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».