Вопрос 4. Динамика и развитие общества

Все социологические теории, так или иначе объяснявшие общество, одновременно затрагивали проблемы социального развития. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. Согласно другим подходам, общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты.

Изучать движение общества труднее, чем общественную структуру. И эта сложность возникает прежде всего потому, что развитие общества можно рассматривать с различных точек зрения и на разных уровнях. Его можно изучать, например, как движение на микроуровне (когда его носителями являются индивиды как члены отдельных социальных групп) и как движение на макроуровне (когда его носителями являются целые социальные группы). Однако различие движения на микро- и макроуровнях относительно, так как оба социальных процесса взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Как известно, функционируя, общество непрерывно изменяется. Люди постоянно создают новые виды взаимодействий, преобразуют институциональную ткань социальной жизни, меняют нормативно-ценностный порядок. И главным источником этих изменений является человек. Импульсы инновационной энергии беспрерывно нарушают равновесие системы, ведя к определенным изменениям.

Действующие силы в обществе можно представить в виде движущих сил и сдерживающих сил, разделение между которыми происходит часто субъективно и зависит от того, где проведены границы. Эти силы имеют различную возможность оказывать влияние на социальные изменения. Это определяется временем воздействия и уровнем давления на изменения. Если обнаруживается, что сдерживающие и действующие силы находятся в равновесии, а социальные изменения провести необходимо, то, вероятно, надо изменить характер поля участвующих сил. Для этого необходимо установить, что заставляет людей сопротивляться изменениям.

Этих причин может быть несколько. Во-первых, узкособственнический интерес. Он основан на свойстве человека ставить свои интересы выше интересов других. Результаты такого поведения могут носить скрытый или ярко выраженный характер несогласия, доходить до того, что люди будут создавать «группы давления», чтобы препятствовать изменениям, устраивать митинги, забастовки, диверсии. Во-вторых, неправильное понимание необходимости изменения. Оно связано чаще всего с неспособностью людей объективно оценивать ситуацию, анализировать все включенные в нее факторы. Такое восприятие может быть связано с низким уровнем доверия к тем или иным структурам общества или просто с недостатком информации. В этом случае изучение социологами проблемной ситуации может помочь человеку спрогнозировать свое поведение. В-третьих, различие оценок проблемной ситуации. Оно связано с разным восприятием изменений, различным менталитетом, разной аргументацией тех или иных положений. В-четвертых, наличие в обществе группы лиц, обладающих низкой степенью терпимости к любым переменам. Как правило, это старшие возрастные группы, лица с низким уровнем образования и культуры. Изменившаяся социальная реальность требует от них новых деловых, социокультурных, нравственных качеств, которыми они часто не обладают, а воспитать их в себе считают невозможным.

Тем не менее, социальные изменения сопутствуют всей нашей жизни. И для того, чтобы человек или группа могли выжить в постоянно меняющейся среде, необходимо приспосабливаться к этим изменениям. Внешними причинами изменений могут быть:

¨ экономические причины (например, изменение спроса на рынке труда);

¨ технологические причины (например, увеличение числа учреждений, обладающих новыми технологиями, требующими новых знаний от людей);

¨ политические причины (например, смена политического курса);

¨ социальные причины (например, изменение ценностей общества);

¨ случайные причины (например, землетрясения или ураганы).

Понятно, что перечисленные факторы чаще всего выступают не обособленно друг от друга, а во взаимосвязи.

 

Развитие общества следует рассматривать с двух сторон.

1. Оно может происходить в виде определенных социальных изменений, эволюции, которые связаны с любыми частными изменениями структуры общества, его направленности, функций, различных норм.

2. С другой стороны, развитие общества может приобретать всеобщий характер всех (или большинства) составляющих частей общества, в результате чего происходит модернизация социальных отношений или структур, развитие по пути прогресса (регресса).

Прежде всего, следует отметить, что социальные изменения – это переход общества (социальных систем, общностей, институтов и организаций) из одного состояния в другое. Данное понятие может конкретизироваться понятием развития. Развитие – это необратимое, направленное изменение качества объекта (например, переход от простого к сложному, от низшего к высшему).

Социальные изменения в виде эволюционного развития предполагают:

· постепенное накопление изменений в обществе;

· естественно обусловленный характер этих изменений;

· органический характер процессов, определяющий развитие всех элементов общества на основе естественных функциональных взаимосвязей.

Поэтому изменения могут наблюдаться:

1) в составе (миграция из одной группы в другую; депопуляция, вызванная голодом; прекращение деятельности социального движения и т.д.);

2) в структуре (возникновение неравенства; формирование дружественных связей; установление конкурентных отношений и т.д.);

3) в функциях (специализация работ; снижение экономической роли семьи; принятие академией на себя руководящей роли и т.д.);

4) в границах (слияние социальных групп; демократизация условий членства в группе; присоединение одной группы к другой и т.д.);

5) в отношениях подсистем (победа политики над экономикой; управление частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.).

Подчеркнем, что большинство изменений имеют частный, ограниченный характер и не находят заметного отклика в других звеньях общества. Его целостность сохраняется и не претерпевает глобальных изменений, несмотря на постепенные изменения, протекающие внутри.

Большое методологическое значение при анализе социальных изменений играет правильное определение уровня и характера этих изменений. Они могут происходить на различных уровнях и иметь разный характер и масштаб. Но их легко можно представить в виде дихотомических типов: длительное – кратковременное, добровольное – навязанное, качественное – количественное, целенаправленное – нецеленаправленное, прогрессивное – регрессивное, стихийное – сознательное, эволюционное – революционное. И чем большее количество социальных структур затрагивается и больше масштаб необходимых перемен, тем более продолжительное время требуется для их реализации. Такова суть социальной диагностики проблемной ситуации общества.

Из всего многообразия социальных изменений можно выделить основные типы, которые в большей или меньшей степени сказываются на социальном развитии общества.

Первый типприродные изменения. Они играют одну из первостепенных ролей в общественном развитии. Причем здесь следует учитывать как естественные воздействия природы, так и изменения природы в результате деятельности общества (рост посевных площадей, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды и пр.).

Второй тип – это демографические изменения, которые могут иметь частный, локальный или глобальный характер, так как оказывают существенное обратное воздействие на природу и социальную среду.

Третий тип изменений – изменения, происходящие в производственной сфере. Совершенствование орудий труда ведет к существенным качественным скачкам в сфере производства, что отражается на характере организации общества и общественных отношений.

Четвертый типизменения, происходящие в системе управления. Они охватывают от элементарных форм взаимодействия в семье и племени до современных государственных и межгосударственных структур.

Пятый тип – это изменения в социальной организации общества.

Шестой типизменения в рамках социальной структуры. К ним относятся изменения, происходящие в семье, этнических, классово-политических системах, сказывающиеся на общественном развитии.

Седьмой тип изменений – это изменения, происходящие в духовной сфере, имеющие свою собственную структуру: от начальных форм образования до научного знания, от народного творчества до элитного искусства.

Таким образом, изменения, являясь предпосылкой развития общества, пронизывают всю его структуру. Взаимодействуя друг с другом, они как бы определяют друг друга, так как одни изменения вызывают другие, а их накопление ведет ко все более существенным преобразованиям общества. Как отмечает Т. Парсонс, инновационность в развитии, есть такой прорыв, который «обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности в некоторых жизненно важных отношениях, изменяя тем самым свою конкурентоспособность по сравнению с другими обществами в системе»[25].

Следует также указать, что эволюционные процессы обычно трактуются как постепенные, медленные, плавные, ведущие к количественным преобразованиям объектов. Однако в общественном развитии могут происходить и революционные изменения, которые понимают как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. В таком случае накопленные изменения внутри системы в конце концов перерастают в изменения самого общества, приводя к складыванию новой системы общественной организации. Данный подход используется в марксистском учении о формациях. В нем переход от одной общественно-экономической формации к другой объясняется посредством осуществления социальной революции, представляющей коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. При этом с понятием социальной революции обычно связывают:

· относительно быстрые изменения;

· субъективно направляемые изменения на основе определенного знания;

· как правило, неорганический характер общественных процессов.

Кардинальное обновление системы возможно: при невозможности или нежелании большей части населения в силу определенных причин ориентироваться в своих действиях на сложившиеся статусно-ролевые предписания; по причине неэффективности механизмов институциализации, проявляющейся в неспособности как воспроизводить ранее сложившиеся связи и отношения, так и формализовать новые виды взаимодействий в обществе; из-за кризиса легитимности, утраты доверия широких масс к существующему ценностно-нормативному порядку. В результате общество оказывается неспособным противостоять «агрессивному» воздействию окружающей среды. А общество, лишенное возможности восстановить свое равновесие привычными механизмами, утрачивает определенность и предсказуемость своего развития. Оно переживает бифуркацию, то есть разветвление путей выбора своего нового состояния. Облик общества может измениться самым неожиданным образом, ибо обычные регуляторы не срабатывают в силу разбалансированности внутренних механизмов всей системы. Следствием этого может быть переход общества в качественно иное состояние.

 

Кроме того, современные социальные преобразования принято характеризовать термином модернизация. В переводе с английского модернизация означает «осовременивание». Она указывает на способ вхождения тех или иных стран в мировое сообщество, под которым авторы этой теории понимают мировую систему капитализма. Поэтому модернизацию следует воспринимать революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером является переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она предполагает «догоняющее» развитие с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости. При этом такая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Именно такую цель преследовали реформы Петра I.

 

Характеризуя социальные изменения, мы неизбежно приходим к их оценке. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то принято говорить о прогрессе. Иначе говоря, прогресс – это переход на качественно более высокую ступень развития. В противном случае имеет место регресс.

Конечно, нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались. Соответственно, они влияют на производительность труда в хозяйстве, что позволяет отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты. Возрастает социальная дифференциация. Изменяется образ жизни населения и т.д. Все это отражает социальный прогресс человеческих обществ, тогда как регресс имеет локальный процесс, охватывая отдельные стороны общества и короткие промежутки времени. Регресс, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространен на общество в целом, так как в своем общем движении, несмотря на все зигзаги, общество продолжает развиваться по восходящей линии. Регресс, как и прогресс, может также осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках даже одного поколения.

Следует также отметить, что различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый обычно называется реформистским, а второй – революционным. Как известно, реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – комплексное и существенное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Реформы обычно называют социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, доступе к социальным благам. Примером является введение медицинского страхования или пособий по безработице. В свою очередь, революции бывают научные, религиозные, технические, социальные, политические и экономические. Так, переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям они вполне могут сравниваться с революциями. Таковы, например, отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860-х гг. Кроме того, по своей продолжительности реформы и революции могут не различаться. Так, неолитическая революция, связанная с приручением животных и окультуриванием растений, тянулась несколько тысячелетий, тогда как Октябрьская революция 1917 года свершилась за несколько дней.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, мы можем заметить важную тенденцию, называемую законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. То есть чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее и динамичнее. Это хорошо видно на примере технического и культурного прогресса общества: около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда; примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры; около 8 – 10 тысяч лет назад они перешли к земледелию и скотоводству; приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы; 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик, электрической энергии и т.д.

Таким образом, рассмотренные формы и способы социальных изменений и развития общества оказываются тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что накопление определенных количественных изменений в социальной структуре, статусно-ролевых функциях человека или целых групп, различных регулятивных норм поведения способны вызвать переход всего общества в качественно иное состояние. Такой переход может определяться сознательной и постепенной эволюцией общества в виде модернизации или взрывом и разрушением прежних социальных связей и отношений в виде революции. Но в результате общество приобретает новый вектор своего развития.