Вопрос 1. Общество и его признаки. Системный анализ общества
Социология появилась как наука об обществе, то есть стала развиваться тогда, когда в процессе длительного развития общественной мысли было осознано, что наряду с организованными формами общественной жизни, такими, как государство и церковь, и созданными ими институтами и целевыми группами, происходят также различные спонтанные процессы. Они создают и преобразуют формы коллективной жизни, управляются собственными естественными законами независимо от вмешательства воли людей. Именно эти спонтанно происходящие процессы и возникающие благодаря им формы создают некую целостность, обусловливающую все явления общественной жизни человека, как целесообразно организованные, так и возникающие спонтанно. Поэтому когда в XVIII веке появилось понятие общества, оно имело такое широкое значение, которое допускало различные толкования.
Прежде всего, мы должны признать, что невозможно рассматривать формы общественной жизни человека как неинтегрированное множество общностей, групп, которые не связаны друг с другом. Повседневный опыт показывает, что все известные нам формы совместной жизни охвачены некоей «скрепляющей рамкой», определяющей общие связи и некоторые общие нормы. Общими могут быть определенные системы культурных ценностей (язык, религия, обычаи, моральные нормы и пр.). Они предполагают наличие широкой общественной формы, которая обеспечивает их соблюдение и поддержку, формирует культурные ценности, неформальные институты, эталоны поведения, интеграцию личности. И этой объединяющей формой выступает общество.
Общество – многозначное понятие, которое используется для определения социальных систем различного уровня и разнообразных объединений людей. Как отмечает Н. Луман, «общество прежде всего понимается как система, а форма системы… есть не что иное, как различение системы и окружающего мира»[17]. Так, мы можем говорить о западноевропейском обществе, объединяющем однородные страны, а можем и об обществе трезвенников или любителей футбола. В широком социологическом смысле общество понимается как мировое сообщество, все человечество в целом. В таком мировом сообществе действуют универсальные для всех стран правила экономического, политического, культурного взаимодействия. В узком социологическом смысле общество обозначает совокупность людей, проживающих исторически длительное время на одной территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления. Вместе с тем общество можно характеризовать и как союз, ассоциацию, которая не имеет главного признака общества в социологическом значении – не является частью более общей системы.
Разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Поэтому в узком смысле под обществом понимают:
· определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения определенной деятельности;
· конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны;
· сложно организованную систему взаимодействия людей, которая имеет свою структуру и институты.
Проще всего рассматривать общество в рамках тех или иных государственных границ. Значит, российское общество совпадает с Россией как страной и государством. Однако это не дает полной характеристики данного понятия. Ведь было время, когда не существовало четких политических или государственных границ, а целые племена свободно перемещались, осваивая новые территории. Поэтому нас интересует общество как социальная организация страны, народности, нации. Наиболее полный список черт, которым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее называться обществом, предложил американский социолог Э. Шилз. Обществом, согласно Шилзу, называется объединение людей,
1) которое не является частью какой-либо более крупной системы;
2) где браки заключаются между представителями данного объединения;
3) которое имеющуюся территорию считает своей собственной;
4) обладает собственной системой управления;
5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
6) сплоченное общей системой ценностей, которую называют культурой.
Исходя из данных критериев, можно констатировать, что обществом следует называть крупную группу, в которую включены все другие малые группы. В результате мы вынуждены говорить о том, что стержнем общества должна являться определенная социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посередине средний класс, а внизу бедная и бесправная часть общества.
Кроме того, существуют и другие подходы к рассмотрению общества. Так, общество можно свести к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия. Эти институты выполняют функцию столпов общества.
Можно также общество разделить и на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную. Их называют подсистемами общества.
Экономическая сфера основана на организации производственной жизни общества по созданию разнообразных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Косвенно в ней участвует все население, так как оно является потребителем товаров и услуг, хотя непосредственно в экономике задействовано 50-60 % населения.
Политическая сфера представляет собой различные структуры, выполняющие функции обеспечения социального порядка в обществе, улаживания конфликтов между партнерами, учреждения новых законов, сбора налогов, регулирования форм борьбы за власть и т.д.
Духовная сфера призвана открывать новые знания в различных областях научно-практической деятельности, передавать накопленные знания последующим поколениям с помощью образования, сохранять художественные ценности, придавать смысл человеческой жизни, определять нормы морали.
Социальная сфера понимается в широком и узком смыслах. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения, обеспечение его социальными благами (транспорт, телефон, здравоохранение, парки культуры и пр.). В узком значении данная сфера предполагает социально незащищенные слои населения и деятельность в отношении их социального обеспечения.
Данные сферы общества тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Например, если экономика страны не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, то в социальной сфере снижается уровень жизни социально незащищенных слоев, появляется безработица, а в политической сфере растет нестабильность. А если система здравоохранения не выполняет своих базовых функций, то под вопрос становится само воспроизводство общества и стабильность сложившихся социальных отношений. То есть можно сказать, что каждая из указанных сфер, представляя собой отдельную часть общества, несет в себе черты интегральности, отражая какую-то грань общества в целом. Поэтому изучая каждую сферу, можно составить определенное представление об обществе.
Указанный выше сложный характер организации общества предполагает наличие разнообразных взаимодействий людей друг с другом. Невозможно представить человека, который был бы полностью изолирован и не проявлял интереса к другим людям. Поэтому социальность – это одно из важнейших качеств, присущих человеку. Конечно, люди по-разному социальны: кто-то полностью конформен (следует нормам и ожиданиям со стороны других людей), а кто-то не желает принимать существующие «правила игры». Однако с точки зрения человеческого существования наличие других людей жизненно необходимо. При этом в процессе взаимодействия между собой люди отчасти осознанно, но в основном неосознанно, вырабатывают правила, которым они стремятся следовать или которым должны следовать другие люди. Иногда эти правила отражают опыт человека. И обобщение этого опыта является важным элементом организации социальной жизни общества.
Таким образом, в социологическом понимании общество предстает как динамично развивающаяся целостная система социальных взаимодействий, в которые включены индивиды и их различные общности – семейные, профессиональные, территориальные и т.п., составляющие в своей совокупности целостную систему. И именно деятельностное взаимодействие является собственно социальным, определяющим характер и уровень формирования той или иной общности людей[18]. Так, примерами общности служат первобытная орда, охваченная общими чувствами, а более высоким по уровню сообществом – семья или племя. При этом отдельные объединения людей могут основываться на неполных наборах типов взаимодействия. Например, учреждение следует рассматривать как объединение, возникшее на базе коммуникационного и правового взаимодействий, хозяйственную организацию (предприятие, фирма) как объединение, сочетающее деятельностное, коммуникационное и правовое взаимодействия, а церковь нельзя представить без духовно-мистического, коммуникационного и эмоционального взаимодействий.
Итак, можно сказать, что общество – это исторически сложившаяся самодостаточная, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система организации социальных связей и взаимодействий людей на данной территории.
Общество обладает следующими основными признаками:
1. Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Особенности территории, ее рельефа, ландшафта, климата и пр. прямо влияют на общественную психологию людей, населяющих эту территорию. На этой основе формируется определенный менталитет.
2. Социальность, т.е. способность людей к осмысленному и целенаправленному общению и взаимодействию с себе подобными в процессе общественно-исторической практики.
3. Высокая интегрирующая сила. Общество объединяет людей, сплачивает их, формирует у них солидарность по отношению друг к другу.
4. Высокая интенсивность и устойчивость внутренних взаимосвязей. Они определяются традициями и обычаями, выработанными на протяжении существования данного общества. При этом общение и взаимодействие людей приобретает институциональный характер, становится независимым от персонального состава участников.
5. Автономность и самодостаточность. Общество – это такая форма организации людей, которая может существовать самостоятельно от природы и от других обществ, способна сама себя содержать и прокормить. Все это обеспечивается благодаря общественному разделению труда и материальному производству (экономике).
6. Саморегуляция – общество не нуждается во внешних управленческих импульсах, оно само создает структуры управления собой и своим развитием. В этих целях формируются политическая система общества, его культура, правовая система и социально-стратификационная структура.
7. Самовоспроизводство – общество включает новые поколения людей в сложившиеся структуры и формы отношений, социализирует их и тем самым воспроизводит эти структуры и формы, воспроизводит само себя.
Изучая общество, мы видим, что люди для обеспечения своих потребностей в процессе производства, распределения и потребления вступают друг с другом в такие отношения, которые обусловлены характером производительных сил, существующих на данном этапе развития. И эти определенные производственные отношения составляют основу общественных отношений, которые представляют собой сложную систему.
Как известно, общество есть часть природы, подсистема природной реальности. Эта подсистема качественно отличается от целого. В то же время общество связано с природой генетически, исторически, информационно и т.п. Общество включено в общеприродную систему круговорота вещества и энергии. Здесь целесообразно обратиться к социальной философии, тщательно анализировавшей данный вопрос. Существуют качественные различия в действии сил природы и общества. Если силы природы действуют стихийно, то человек сам творит свою историю. В отличие от законов природы законы общества пробивают себе дорогу через разрозненные действия людей, наделенных сознанием и волей. Поэтому законы общества носят стохастический характер. А главное: человек не просто существует в природной среде, но активно и целенаправленно изменяет ее в ходе своей трудовой деятельности. Ведь материальным средством удовлетворения потребностей человека и общества служит общественное производство.
Иначе говоря, на базе естественных предпосылок складываются социально-исторические условия жизнедеятельности общества. Важнейшим из них является технология. Техника (средства труда) – это обширный комплекс вещей, искусственно созданных человеком, которые он помещает между собой и предметами труда и которые служат в качестве проводника его воздействия на предмет. Социальная роль техники состоит в том, что она опосредствует взаимосвязь природы и общества, выступает важнейшим элементом процесса труда. Процесс труда есть целесообразная и осмысленная деятельность человека для создания материальных и духовных ценностей, всеобщее условие обмена между человеком и природой. Соответственно, технология является систематизированным и упорядоченным, рационально обоснованным представлением о конкретных способах и приемах соединения предметов и средств труда между собой в целях организации процесса труда. Поэтому в процесс труда в качестве его необходимых элементов включаются социально-трудовой опыт человека и система научных знаний, овеществленная в виде технических и материальных средств труда.
Общество нельзя свести просто к сумме индивидов. Это сложная система взаимодействия людей. Поэтому для анализа такого сложноорганизованного системного объекта, как общество, необходимо использовать особую общенаучную методологию – системный анализ.
Система – это определенный объект, выделенный качественно относительно других явлений и состоящий из тесно взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами, то есть такими, которые присущи только целому, но отсутствуют у частей целого, взятых порознь. Благодаря этому любое изменение одного элемента вызывает соответствующие изменения всех остальных элементов данной системы. Иначе говоря, общественные взаимодействия и отношения носят надиндустриальный, надличностный характер, то есть общество – самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Т. Парсонс отмечает: «Поскольку социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и деятелем (обладающим определенными целями, идеями, установками и т.д.), и объектом ориентации как для других деятелей, так и для себя самого»[19].
Системный анализ общества предполагает одновременное и взаимосвязанное изучение трех основных аспектов:
1. социальные общности – это множество взаимодействующих индивидов, объединяющихся в разнообразные группы;
2. социальная организация – это иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей, благодаря которым взаимоотношения людей приобретают упорядоченность и организованность;
3. культура как система разнообразных норм, правил и ценностей, регулирующих взаимоотношения людей в обществе.
Как уже указано, общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер. Поэтому изучать общество можно с различных сторон, на различных основаниях.
Первый подход – формационный (марксистский) означает выделение производительных сил, производственных отношений (базиса) и надстройки. Ведущая роль при этом принадлежит первым двум элементам и их взаимодействию друг с другом.
Второй подход – цивилизационный, в рамках которого наиболее важным и влиятельным представляется структурно-функциональный. Здесь выделяются социальные функции и подсистемы общества, ответственные за выполнение этих общезначимых функций: экономическая подсистема, политическая подсистема, культура, институты семьи и образования и т.д.
Третий подход – по видам социальных отношений: межличностные, между личностью и группой, внутри- и межгрупповые, организационные, политические, глобальные.
Остановимся на первых двух подходах, которые базируются на системном анализе и выражают наиболее распространенные взгляды на изучение общества.
Согласно формационному подходу, общество и его развитие рассматриваются на следующих принципах:
1. Общество имеет закономерный характер своего развития, то есть в его основе лежат законы развития и смены формаций.
2. Экономические (материальные) факторы являются в конечном счете определяющими в различных общественных процессах.
3. Универсальная природа общественной эволюции (большинство или все народы в своем развитии проходят через выделенные формации).
4. Стадиально-прогрессивный характер развития человеческого общества (каждая последующая формация сложнее предшествующей).
Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии народов, представить историю человеческих обществ как единый процесс, установить определенные законы развития общества, а также предлагает определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов.
Кроме того, следует отметить, что в марксистском социологическом взгляде на общество присутствует жестко детерминистический подход. В соответствии с ним общество как система состоит из экономической, социальной, политической и идеологической подсистем, каждую из которых можно рассматривать как систему. Во взаимоотношениях между ними главенствующую роль играют причинно-следственные связи.
Однако критики формационного подхода считают, что в нем имеются существенные недостатки, так как:
ü многие народы не проходили в своем развитии через все формации;
ü большинство процессов политического, духовного, культурного порядка не может быть объяснено исключительно лишь с экономических позиций;
ü последовательное применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность;
ü недостаточное внимание уделяется своеобразию и неповторимости отдельных обществ и народов.
Общие принципы цивилизационного подхода можно определить следующим образом:
1. Его сторонники делают особый акцент на уникальности, своеобразии и неповторимости различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире.
2. Обращается внимание на многообразие факторов, определяющих своеобразие развития народов, среди которых наряду с экономикой важную роль играют географические, духовные, культурные, религиозные, психологические и другие факторы.
3. Считается, что важнейшим условием изучения конкретного общества является выявление не столько общего и типичного, закономерного, сколько неповторимого у данного народа, цивилизации.
Конечно, цивилизационный подход позволяет глубоко изучать конкретные общества во всем их многообразии и специфике, ориентирует на изучение специфических сторон общественной жизни – ценностей, национальных особенностей, психологии и пр., а также ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
Тем не менее, критики цивилизационного подхода утверждают, что:
ü цивилизационный подход делает невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества;
ü целые общества и народы попадают в своеобразную изоляцию в результате отрицания единства человеческой истории;
ü возможности исследования закономерностей развития общества сводятся к минимуму.
Вместе с тем в социологии существует структурно-функциональный взгляд на общество. Он интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.
Первым, кто выразил функционалистский взгляд на общество и социальную структуру, был Г. Спенсер. Он сравнивал общество с живыми организмами, где каждый орган выполняет специфические функции поддержания жизни – сбой в работе одного органа сказывается на нормальной работе всего организма. Поэтому общество состоит из множества частей (военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д.), выполняющих определенные функции. И чем более различны эти функции, тем сложнее одни части заменить другими.
Основы функционализма, сформулированные Г. Спенсером, развил Э. Дюркгейм. По его мнению, общество состоит из множества разных частей, каждая из которых влияет на всю систему. Поэтому общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в социальной системе. Так, девиантное поведение имеет определенный позитивный смысл, поскольку убийство, например, дает людям возможность подтвердить правила, запрещающие убийства, и, наказав убийцу, выразить свое согласие с этими общими нормами.
Взгляды современных функционалистов (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дейвис) выстраиваются через характеристику частей общества, выделения их положительных и отрицательных функций, а также их объединения, которое раскрывает образ общества как органического целого. Теоретические подходы современного структурно-функционального анализа можно определить в виде следующих положений:
1. Общество – это система, состоящая из частей, объединенных в единую целостность.
2. Общественные системы постоянны, поскольку внутри них действуют такие механизмы внутреннего контроля, как правоохранительные органы и суд.
3. Дисфункции, конечно, существуют, но они исчезают сами по себе или глубоко укореняются в обществе.
4. Перемены обычно носят последовательный, а не революционный характер.
5. Социальная интеграция, или понимание того, что общество формируется на основе согласия граждан, поддерживаемого единой системой ценностей.
Иначе говоря, для сторонников структурно-функционального подхода общество – это постоянное и единое целое, в котором важное значение играет согласие всех членов общества в отношении общественных ценностей. Как видим, данная позиция полностью соответствует традициям цивилизационного изучения общества. Однако следует отметить, что в большинстве обществ никогда не достигается полного согласия в отношении ценностей.
Заметим, что принципиальное различие детерминистского взгляда в формационном учении и структурно-функционалистского подхода состоит не в выявлении функций. Первый признает одну из функций наиболее важной для воздействия на общество, определяющей все другие. Второй подход основывается на том, что все функции одинаково важны и только полнота их набора и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. И формационный, и цивилизационный подходы к изучению общества в их совместном применении дают нам объемную картину, позволяющую лучше понять общество, в котором мы живем.