ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Э. ДЮРКГЕЙМ

В конце XIX в. натуралистический (позитивистский) подход переживает кризис. Этот подход был не способен объяснять мотивы поступков людей, особенности их социального поведения и взаимодействия. В социологии усиливаются психологические тенденции, стремление свести социальное к психологическому. У истоков психологического подхода стояла французская школа социологии, такие авторы, как Э. Дюркгейм, Г. Лебон и Г. Тард.

Согласно Эмилю Дюркгейму (1859 – 1917), социальная реальность включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам. При этом Дюркгейм исходил из холистской идеи о примате целого над частью, общественного над индивидуальным. Согласно холистскому пониманию, целое хоть и складывается из частей, но его свойства определяются не свойствами частей, а их особой связью в системе целого, в результате чего и образуются интегральные (эмерджентные) свойства, характерные только для самой этой целостности.

Таким интегральным свойством для общества выступает социальность. Поэтому общество и следует изучать как интегральное целое, не сводимое к сумме частей. Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек — двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем бесспорным приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.

Основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам. Будучи внешними по отношению к индивидам, социальные факты составляют объективную реальность, независимую от индивидуального сознания, но поскольку они суть типы поведения и мышления, ценности и нормы, воплощающие в себе коллективное сознание, они зависят от последнего. Социальные факты, т.е. все общественные нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, независимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания.

Предмет социологии – это социальные факты. Под социальными фактами понимаются по существу разнообразные идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и программирующие сознание и поведение индивидов. Социальные факты должны объясняться только другими социальными фактами. Социальные факты подразделялись Дюркгеймом на два основных класса: морфологические и ментальные (духовные). Первые обеспечивают воспроизводство вещей (экономика) и людей (демография), а вторые – солидарность людей. Социальные факты следует рассматривать как вещи, т.е. объективно и исследовать точными количественными методами. Именно групповые идеи, или в терминологии Э. Дюркгейма, социальные факты являются причиной большинства социальных явлений. При этом (в отличие от О. Конта) Э. Дюркгейм не отказывался от выявления причин социальных явлений, а наоборот, придавал изучению причинно-следственных отношений и закономерностей основополагающее значение.

Итак, в концепции Дюркгейма именно социальные факты представляют собой причинные факторы, с помощью которых можно найти объяснение определенных состояний общества как результат действия этих причин. Социальные факты являются всегда функциональными, т. е. полезными для коллектива, целого, «общества», но только до тех пор, пока они имеют принудительный характер. Их функциональность, обеспечивающая целостность общества, служит определенным эксплицитным и специфическим политическим, экономическим или религиозным целям. Дюркгейм назвал это «принципом социологизма».

Таким образом, Э. Дюркгейм впервые стал исследовать ценностно-нормативную структуру общества в качестве его основы и матрицы всей общественной жизни. Социальное поведение и сознание индивидов и групп всегда предопределяется определенным набором норм и правил, а также системой ценностей. Аномия – это состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые нормы и принципы уже перестают действовать, а новые еще не установились. Состояние аномии характерно для переходных и кризисных периодов развития общества. Как видим, Дюркгейм понимал общество как нравственную реальность, а сама мораль для него – практическая и реально действенная сила.

Из признания специфики социальной реальности вытекает, согласно Э. Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой науке, в том числе к философии.

Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современного общества и основана на разделении труда.

Общество как целостная органическая система постоянно изменяется и развивается. Само развитие трактуется у Дюркгейма как единство процессов дифференциации и интеграции. Уровень развития общества определяется по степени разделения труда. Труд и разделяет людей по их функциональным признакам, и объединяет их в единую, целостную систему, т.к. каждый человек оказывается в зависимости от другого человека и в производстве, и в распределении, и в обмене. На базе разделения труда оказывается особый тип социальной солидарности – органический. А само развитие общества трактуется как переход от механической солидарности неразвитых одномерных людей к солидарности органической, которая функциональна и одновременно оставляет простор для свободы и индивидуального творчества.

Э. Дюркгейм наряду со Спенсером был первым социологом, усматривавшим единство современного общества, основанного на разделении труда, в функциональной связи его элементов. Хотя Дюркгейм не закрывал глаза на социальные конфликты своего времени, но считал их все же патологиями, отклонениями, а не структурными детерминантами этих обществ. Дюркгейма интересовал функциональный порядок, который начал складываться в современных обществах, поэтому его временные нарушения классовыми и другими социальными конфликтами он не рассматривал негативно, но как шанс для перехода к органически структурированному обществу.

В целом социология Дюркгейма включает в себя основные проблемы и перспективы, которые сохраняют значение и для современной социологии.

1. В области методов:

а) Э. Дюркгейм обосновал идею о том, что социология является эмпирической наукой. Она становится наукой тогда, когда располагает методом. Отсюда особое внимание Дюркгейма к «вещи» – объективным социальным фактам;

б) научная объективность не отступает перед моральными ценностями.

2. В области предмета – социальные факты рассматриваются как продукты общественной взаимосвязи, не как свойства индивидуумов или групп:

а) такое рассмотрение мотивировано исследовательским интересом к общественному порядку. Центральная тема дюркгеймовской социологии может быть сформулирована как вопрос: что такое общественный порядок и как он обоснован? Интеграция и организация общества являются основными проблемами этой социологии;

б) Э. Дюркгейм впервые вводит в социологию категорию функции и понимает под функцией полезность социального факта для сохранения порядка целого, независимо от целей индивидуумов или групп.