Органическая теория общества Герберта Спенсера
Английский мыслитель Г. Спенсер (1820 – 1903) основал органическую школу в социологии. В основе спенсеровской концепции – принцип причинности и идея эволюции. Эволюция у него – это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природы, так и любых социальных и личностных явлений. Поэтому он рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом. Основные постулаты органической теории Спенсера:
¨ общество есть единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных;
¨ все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи;
¨ общество подобно живому организму, где индивиды исполняют роль живых клеток, но только с большей степенью свободы;
¨ все общества непрерывно усложняются в ходе развития;
¨ все общества, как и живые организмы, иерархически организованы на принципах субординации и соподчинения;
¨ все общества, как и организмы, эволюционируют на основе борьбы за существование;
¨ те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организмах, люди в обществе) постоянно меняются и исчезают.
Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего, политических. При этом следует подчеркнуть, что Г. Спенсер относился – единственный из социологов в XIX в – к государству резко отрицательно, ибо оно, по его мнению, постоянно нарушает естественную общественную саморегуляцию, подобную той, что у других живых организмов. Согласно его органическому подходу, процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желаний людей. В связи с этим Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных и политических реформ.
В отличие от О. Конта, который считал, что социальное целое предшествует индивиду и последний не является самостоятельной ячейкой общества, Г. Спенсер, наоборот, под обществом понимал лишь совокупность индивидов. Отсюда, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества. «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое» [8].
Всякая эволюция включает в себя три ключевых момента:
¨ интеграцию – переход от простого к сложному;
¨ дифференциацию – переход от однородного к разнородному;
¨ возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.
Г. Спенсер первым ввел в научный оборот применительно к социальному организму общеупотребимые в современной социологии категории «структура» и «функция», а также «система» и «институт». Подобно организму, утверждал он, прогрессивная дифференциация структуры общества связана с усложнением и дифференциацией его функций. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур. Однако общество, по мнению Г. Спенсера, не только имеет общие черты с организмом, но и отличается от него. В обществе существует меньшая зависимость части, т.е. индивида, от целого (общества). Если в организме часть существует ради целого, то в обществе, наоборот, оно существует ради блага своих членов, индивидов.
Уже здесь обнаруживаются первые элементы будущего функционализма: идея системного характера общества и концепция системной структуры, формирующейся по мере социальной интеграции. По степени интегрированности Спенсер выделяет простые и сложные общества. Типы социального развития он локализует между двумя полюсами: 1) военным обществом и 2) индустриальным обществом.
Военные социальные организации характеризуются принудительно-силовым способом кооперации индивидов. Индивид здесь существует для государства. Индустриальные общества, в которых доминирует экономическая система, отличаются демократическим устройством и добровольной кооперацией. Государство существует для блага индивидов. Социальное развитие идет от первого полюса ко второму. Регресс к военным социальным формам не исключен, но доминирующим является восходящее эволюционное развитие. Все формы государственного вмешательства в экономику Спенсер рассматривает как «тиранию организации», как давление государства на личность.
Основной закон общества: в ходе социальной эволюции и борьбы обществ за существование выживают наиболее приспособленные общества, а наиболее приспособленными являются наиболее дифференцированные.
Стабильность и социальное равновесие есть результат:
¨ приспособительных действий;
¨ гармонии интересов людей и социальных институтов;
¨ компромиссов в действиях людей и социальных институтов.