Позитивистская теория О. Конта
Огюст Конт (1798 – 1857) впервые теоретически обосновал необходимость, сущность и возможность научного изучения общества. Конт впервые предложил изучение общества как целостного социального организма. Он же ввел в научный оборот понятия: социология (1839 г.), социальная система, общественный прогресс, социальная динамика. О. Конт определял социологическое знание как точное и достоверное знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни.
О. Конт сформулировал основополагающие онтологические парадигмы социологии: концепцию автономности социального бытия, закономерного и поступательного характера общественного развития, а также сформулировал методологию социологического исследования на базе эмпирических (количественных) методов. Правда, сам О. Конт в своих работах эти методы не использовал, это впервые на практике сделал Э. Дюркгейм.
Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт подчеркивал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества. Семья, а не индивид, утверждал он, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. Именно в семье впервые формируются основополагающие свойства социальности:
¨ взаимозависимость и солидарность;
¨ разделение труда;
¨ иерархия;
¨ субординация.
О. Конт предложил разделить социологию на две части – социальную статику и социальную динамику. В основе социальной статики – закон общественного разделения и кооперации труда. Согласно этому закону общественное неравенство возникает закономерно и объективно, а, следовательно, оно неустранимо. В основе социальной динамики – закон интеллектуальной эволюции человечества: развитие человечества, его техники, ремесел и т.п. определяется развитием человеческого знания, интеллекта. В своем развитии человеческий интеллект последовательно проходит три стадии:
1. теологическую, когда все явления мира воспринимаются и объясняются через призму сверхъестественных сил. На основе религиозных представлений и ценностей формируются моральные нормы и принципы. Эта стадия необходима, ибо она обеспечивает предварительное развитие человеческой социальности;
2. метафизическую, когда мир объясняется на основе абстрактных сущностей. Преобладало стремление аргументировать вместо того, чтобы наблюдать. Такой подход не давал объективных и достоверных представлений о мире и обществе, хотя и позволил избавиться от религиозных мифов;
3. позитивную, на которой человеческий интеллект исходит в своих суждениях из научных наблюдений. Это позволяет перейти к научному исследованию законов природы и общества. А знание законов поможет предвидеть их действие.
Третья и последняя стадия рассматривается как наиболее прогрессивное состояние познания. Социология как позитивная наука должна в будущем представлять собой познание, которое способствует развитию человечества в направлении к «позитивному состоянию». Понятие «позитивность» характеризует у Конта, с одной стороны, познание, а с другой – социальный порядок. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-нравственного развития, достижения соответствия общественных условий «естественным законам». Поэтому и вся концепция Конта получила обозначение «позитивизм».
При этом О. Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг «прогресс ради порядка». Решающей движущей силой общественного прогресса, считал он, является развитие человеческого духа. История в этом случае должна представлять собой такую картину общественного развития, где осуществляется устойчивая стабилизация общества без стагнации (на основе разделения труда и солидарности), а его эволюция – без революций, исключительно через ряд постепенных и последовательных реформ. Так О. Конт обосновывал свою позицию социального реформизма.
На вторую половину XIX — начало XX вв. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период — это своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы. Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное). Так, выделяют:
ü социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к законам биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни;
ü социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках;
ü исторический материализм (К. Маркс и Ф. Энгельс), который главную причину, источник развития общественной жизни в целом видел в экономических отношениях. В работах Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику, создана своеобразная системная теоретическая картина жизни общества, описаны ее перспективы, в которых развиты социалистические представления о целях общественного движения;
ü географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды и природных условий в истории общества;
ü психологическое направление (Л. Уорд, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности.
Рассмотрим самые влиятельные из этих подходов более подробно.