Фундаментальные понятия социологии

Предмет социологии – это вся сложная интегрированная совокупность социальных связей и отношений, способы и формы их организации и механизмы взаимодействия людей друг с другом в обществе.

СОЦИОЛОГИЯ – это научное систематическое изучение общества, социальных общностей и социальных отношений.

 

Знакомство с социологией как наукой предполагает раскрытие ее сущности и содержания, выявление ее границ и места среди других общественных дисциплин. Для адекватного понимания сущности и фундаментальных особенностей социологии, специфики социологического подхода к изучению общества необходимо вычленить собственную область социологического исследования — его объект и предмет, а также определить методы, с помощью которых данная наука изучает объективную действительность.

Казалось бы, раз социология – это наука об обществе, то общество и является ее объектом и предметом, и этого вполне достаточно. Но дело в том, что общество является объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию и правильному пониманию научного статуса социологии (равно как и любой другой науки) лежит в различении ее объекта и предмета.

В любой науке принято выделять и различать объект и предмет исследования. Всякая наука характеризуется своим объектом и предметом. Но эти два понятия не тождественны. Под объектом науки понимается определенная часть объективной реальности, которая изучается группой взаимосвязанных смежных наук. А предмет науки – та часть объекта, объективной реальности, которая изучается данной наукой ее специфическими методами и средствами. Иначе говоря, предмет науки выступает как результат исследовательской деятельности, его выделение целиком определяется спецификой данной науки и применяемыми ею средствами и методами познания. А объект науки – это сама реальность, существующая независимо от человека, от исследователя. Как видим, объект и предмет науки отличаются по объему и по качеству. Объект исследования любой науки широк и безгранично разнообразен, а ее предмет всегда ограничен, однозначен и специфичен. Предмет науки является частью объекта. Он изучается только этой наукой и изучается по-особому, методами именно этой данной науки.

Соответственно, Объект социологииэто общество, вся социальная реальность. Данный объект изучается множеством гуманитарных наук, таких, как социальная философия, история, этнография, антропология, политология, юриспруденция, экономическая теория и др. При этом следует подчеркнуть, что общество как объект познания существовало до нашего знания о нем и не зависит от него.

Понимание предмета социологии на протяжении всей истории этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали (и высказывают) различное понимание предмета социологии. О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе; выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, немецкий социолог М. Вебер — социальное поведение, Питирим Сорокин — социальное взаимодействие, Э. Гидденс – общественную жизнь человека, Н. Смелзер – общество и общественные отношения и т.д.

В любом случае предмет социологии существенно отличается от предмета естественных и технических наук. Можно выделить следующие принципиальные различия между социальными и природными структурами:

1. социальные структуры (в отличие от природных) формируются и становятся возможными, существуют только в связи с человеческой деятельностью, ее различными видами;

2. социальные структуры зависят от того понимания, которое вкладывают действующие лица в то, что они совершают; поэтому

3. социальные структуры и процессы определяются не только действием объективных причин, но и субъективных факторов;

4. социальные явления и процессы обусловлены гораздо большим числом причин и факторов, находящихся между собой в сложных и порой противоречивых отношениях;

5. социальные явления и процессы (в сравнении с природными) более изменчивы, запутанны и текучи. Процессы развития в обществе гораздо вариативнее, чем в природе.

 

На основе этих различий попытаемся точнее определить и сформулировать фундаментальные особенности социологического знания.

Во-первых, важное место в социологии занимает целевой или мотивационный тип объяснения. Разумеется, при анализе тех или иных социальных проблем социологи применяют универсальные типы объяснений, используемые как в социально-гуманитарном, так и в естественнонаучном познании. К ним, в частности, относятся причинно-следственное и функциональные объяснения. Вместе с тем смысл социальных действий, цели, ценностные установки и т.п. невозможно лишь зарегистрировать или измерить, их необходимо понять, осмыслить. Следовательно, мотивационное объяснение, нацеленное на понимание и развернутую интерпретацию деятельности людей, становится отличительной особенностью социального знания.

Во-вторых, для социологического знания характерны условность и подвижность прогнозов и предсказаний, вызванные необратимостью и высокой сложностью социальных процессов, их зависимостью от множества разнородных и слабо просчитываемых факторов. В социологии тоже есть закономерности, но, в отличие от естествознания, закономерности не жестко-детерминистские, а вероятностные, стохастические.

В-третьих, социальные науки тесно связаны с мышлением на основе здравого смысла. Социолог изучает социальный объект, который уже как-то определен в повседневной жизни и обыденном языке. Результатом социального исследования становится не столько радикально новое знание, сколько открытие новых способов понимания и объяснения социальной реальности, более точные формулировки различных социальных обстоятельств.

Следовательно, социология – это, прежде всего, вид знания, способ описания и представления общества социологами, который опирается на достоверные методы и теории.

 

Проблемы, которые интересуют социолога, не обязательно являются проблемами для других людей. Необходимо проводить различие между социальными и социологическими проблемами. Первые предполагают решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен властью. Как заметил известный американский социолог П. Бергер, обычно о социальных проблемах говорят тогда, когда в обществе происходит что-то не так, как предполагали официальные власти, и, следовательно, требуется какое-то вмешательство с их стороны. Социологическая проблема, в свою очередь, имеет теоретический, методологический характер. Вопрос для социолога состоит не столько в том, почему что-то «идет не так» с точки зрения властей, а в том, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Так, например, рост детской преступности может быть оценен как социальная проблема в том смысле, она требует конкретных действий со стороны соответствующих органов управления. Социологи могут быть приглашены на этапе анализа ситуации. Однако собственно социологический интерес вызывает и, следовательно, в качестве социологической проблемы выступает не вопрос «что делать с детской преступностью?», но изучение способов существования и взаимодействия в данном обществе разных возрастных групп; анализ особенностей установления, внедрения и поддержания норм порядка как на уровне общества в целом, так и в отношении конкретных групп. Таким образом, даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, ему необходимо понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон, формы и механизмы их сосуществования и взаимодействия во времени и пространстве. К тому же социологическая проблема должна формулироваться и анализироваться в научных понятиях, на теоретическом уровне. Кроме того, решение социологической проблемы предполагает объективный и беспристрастный подход, свободный от всякой тенденциозности и предвзятости.

Умение видеть любую ситуацию как бы со стороны, отстраненно и беспристрастно, с позиций всех ее участников является отличительной чертой социологического рассмотрения проблемы. Знание, полученное при изучении социологических проблем, является полезным и плодотворным, ибо существенно расширяет видение социальной действительности.

Основные источники знаний социологов об обществе:

· исторический опыт;

· изучение реальных фактов социальной жизни;

· установление взаимозависимостей различных социальных фактов;

· данные других наук;

· изучение тенденций и закономерностей развития общества, теоретических моделей.

Задачи социологии:

1. изучение социальных связей и отношений, их структуры и типологии;

2. анализ социальных систем (общества) как интегральных структур;

3. исследование социальных явлений и процессов на различных уровнях и формирование оптимальных объяснительных моделей для каждого объекта и для всех вместе;

4. выявление механизмов и способов социального взаимодействия людей;

5. уяснение мотивов, причин и условий человеческих взаимодействий, оснований выбора способов и форм социального поведения и совместной деятельности;

6. разработка рекомендаций и предложений по регулированию социальных отношений и конфликтов, по совершенствованию социального управления;

7. развитие социологической культуры общения и взаимодействия людей, налаживания совместной деятельности.

Как и всякая другая наука, социология имеет свой понятийно-категориальный аппарат. Этот аппарат начал складываться еще в рамках социальной философии, вследствие чего частично носит философский характер: высокий уровень отвлеченности, абстрактности и т.п. Другая часть понятий связана с эмпирическими исследованиями, поэтому отличается большей конкретностью и однозначностью: репрезентативность, валидность и др.

Социологические понятия можно разделить на несколько групп:

Ø дескриптивные (описательные);

Ø каузальные (объяснительные);

Ø нормативные;

Ø аксиологические (оценочные).

В мировой и отечественной социологии принято различать два весьма близких понятия, выступающие в качестве фундаментальных в любом исследовании отношений и взаимодействий людей. Это понятия «социальное» и «общественное».

В свое время в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества использовались оба эти понятия наравне друг с другом. При этом понятие «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское», которое характеризовало взаимодействие людей в пределах общества в целом или же конкретных социальных общностей (семья, группа, слой, класс). У последователей же марксизма стали отождествляться понятия «общественное» и «социальное». А в советское время понятие «гражданское общество» вообще ушло из оборота.

В западной социологии, в которой традиционно доминировали эмпирические исследования, понятие «социальное» (производное от общества – society) использовалось исключительно в узком эмпирическом значении для характеристики отношений в данной группе, между конкретными людьми. В результате возникли трудности с обозначением явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на Западе и было введено понятие «социетальное» (societal) для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, политических и др.).

Сегодня в мировой и отечественной социологии используются оба эти понятия – «социальное» и «общественное» («социетальное»), но с некоторым различием в употреблении.

Общественноеэто характеристика общества в целом, его подсистем и их взаимоотношений. Это понятие чаще всего применяется для характеристики надличностных, институциональных взаимодействий. При этом, как правило, абстрагируются от конкретных личностей и их отношений, акцентируя внимание на макроуровне взаимодействия, например, «общественный характер производства», «общественные отношения».

Социальноеэто характеристика отношений людей непосредственно друг с другом, их совместной деятельности в конкретных условиях времени и места. В целом данное понятие имеет несколько смыслов, по-разному трактуется и понимается.

Во-первых, чаще всего оно употребляется в значении «общественное», т.е. отличное от биологических, природных явлений и процессов. В данном случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества в целом, представляет собой социальное.

Во-вторых, это понятие отражает положение и роль человека в обществе и выражается в отношениях взаимосвязи, взаимодействиях различных групп, которые дифференцируются, разделяются по определенным признакам (взаимоотношения классов, наций, поколений, полов).

В-третьих, этот термин охватывает всю совокупность проблем человеческой жизни — отношения между социальными группами и слоями, нациями и народностями, состояние окружающей среды, условия быта, труда, досуга, проблемы молодежи, женщин, детей, стариков и др.

В соответствии с классическим определением, данным великим немецким социологом М. Вебером, «социальным» называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. При этом следует особо подчеркнуть, что «социальное» – это результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и взаимодействии. При этом социальное взаимодействие отличается осмысленностью и целенаправленностью. Оно осуществляется людьми, обладающими сознанием и мышлением, членораздельной речью и культурой, реализующими свои интересы, цели и намерения в форме трудовой деятельности.

 

В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют т. н. социальные законы. Что же такоесоциальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» [1].

Социальные законы, закономерности действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения — на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона могут находиться общество в целом или его часть. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1. объективность закона, его независимость от человека и его знаний и воли;

2. устойчивость и повторяемость взаимосвязи, лежащей в основе закона;

3. закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях;

4. существенный и системный характер закономерной связи: она органически присуща данному явлению, процессу;

5. при этих условиях закон действует всегда и везде без всяких исключений;

6. сами условия, при которых действует закон, могут реализовываться не полностью, частично и приблизительно.

В качестве примера рассмотрим социальный закон, предложенный А. Зиновьевым. «Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что конкретный работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.

Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множеств условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона, часто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

Однако одно обстоятельство несколько упрощает научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремление людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, безопасности и признании со стороны других, самовыражении и др. Люди неосознанно действуют в соответствии с социальными законами и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, учитывая потребности, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, исследующим человеческое общество, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Для выделения из всей совокупности общественной жизни социальных законов и закономерностей важным является определение и понимание таких понятий, как «социальный факт» и «социальный фактор».

Социальный фактэто единичное, общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий. В обыденном смысле социальный факт — событие, объективно имевшее место вне зависимости от того, наблюдалось ли оно кем-то кроме свидетелей (участников) или нет; а в научном смысле социальный факт — это событие, описанное в четких научных понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место.