Лекция 18. Общественность в социально-культурной сфере. Социальные общности и творческие объединения
В сфере организации социально-культурной деятельности в течение последних лет появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив.
Факт появления большого числа общественно-добровольных формирований и инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.
Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, - сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений - детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно полезных делах.
Каждое общественное формирование, движение, фонд имеет свое социокультурное назначение, действует в своей сфере, в рамках только ему присущих функций, которые и отличают его от других организаций. Но эта обособленность относительна. То непосредственно и прямо, то опосредованно каждое из них имеет «выход» в социально-культурную, досуговую среду, обладает широкими возможностями для творческих связей и сотрудничества с государственными,, общественными, коммерческими структурами.
"Организационные формы их взаимодействия в сфере досуга, просвещения, спорта, туризма, искусства разнообразны. Это выработка и реализация на том или ином региональном уровне совместных социально-культурных инициатив по рациональному использованию свободного времени населения; проведение совместных мероприятий; широкое представительство общественных формирований в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь^ общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.
Как показывают исследования, характер взаимосвязей государственных и общественных структур далеко не одинаков. В ряде случаев эти связи являются прочными и постоянными, содержательными и предметными, в других - партнеры работают обособленно, их контакты эпизодичны. Взаимоотношения государства и общественных объединений закреплены законом «Об общественных объединениях». В нем четко определены понятия «общественное объединение», «общественная организация», «общественный фонд», «общественное движение» и т.п., их организационно-правовые формы, принципы создания общественных объединений. Рассмотрим некоторые из них.
Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы. Существует определенная закономерность взаимодействия трудящихся и профсоюзов: чем выше общая культура работающих, тем активнее позиция профсоюзного органа, а значит и больше возможностей влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. В советский период профсоюзы имели мощную материальную базу учреждений культуры и спорта, в настоящее время вся социальная сфера профсоюзов и предприятий передана в муниципальную собственность. Тем не менее, профсоюзы проводят большую работу по созданию условий для развития культурного уровня трудящихся. Основная задача профсоюзов на современном этапе - осуществить принципиальный переход от роли участника организации к роли непосредственного защитника человека труда в культурном процессе.
Другое массовое объединение - творческие союзы, в которых объединена творческая интеллигенция - профессиональные деятели литературы и искусства: артисты театров, цирков, филармоний и
концертных организаций, студенты вузов и училищ искусств. Творческие общества и союзы широко сотрудничают с клубами, парками, библиотеками, музеями для пропаганды творчества деятелей литературы и искусства, проведения творческих встреч и отчетов, творческих выставок и других мероприятий.
Мир любительских увлечений человека динамичен, а предметы увлечений очень разнообразны: техника, политика, наука, искусство, спорт, здоровье, экология и многое другое. Поэтому, с точки зрения развития творческой инициативы, предоставление равных возможностей для всех в потреблении культуры и самодеятельном творчестве, любительские объединения, клубы по интересам незаменимы.
Любительское движение не знает границ: ни географических, ни социальных, потому что оно опирается исключительно на интересы людей. По числу профилей любительская деятельность приближается к двумстам. А число людей, занимающихся любительством, исчисляется десятками миллионов.
Терминология, обозначающая такое явление, как любительство, отличается многообразием:
- «клуб - постоянное общество, которое собирается в особом
помещении» (В. Даль. Толковый словарь);
- добровольное, самодеятельное объединение людей для совместного проведения досуга на почве общих интересов
(Российский энциклопедический словарь);
- организационная форма общественной самодеятельности
населения, создаваемая на основе добровольности, общих
творческих интересов и индивидуального членства участников /Положение о любительском объединении, клубе по интересам 1986г.;
- орган общественной самодеятельности - это не имеющее
членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, направленное на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности. (Федеральный закон об Общественных объединениях, 1995г.).
Однако несмотря на различную трактовку определения «клуб» (как общество, объединение, форма или орган общественной самодеятельности) мы видим то главное, общее, что лежит в основе создания и функционирования того или иного объединения людей:
- добровольное стремление к избранному виду
деятельности;
- осуществление этой деятельности в свободное от
основной работы время;
- общий интерес к определённому виду деятельности и включение каждого участника в процесс деятельности;
- активность в реализации поставленных задач на основе самоуправления и самодеятельности.
В мае 2002г. вышло Примерное Положение о клубных формированиях в культурно-досуговых учреждениях. Согласно данному Положению, под клубным формированием понимается «добровольное объединение, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремлений людей к получении актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы, искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха».
Это кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультур-но-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-спортивного и иного направления.
История развития и становления любительского движения в России. Примерно с конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения. В 1770г. в Петербурге, а через 2 года в Москве появляются первые Английские клубы, членами которых могли стать только дворяне. Уже в начале своего появления главной своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечения.
С конца XVIII - начала XIX вв. развиваются такие объединения клубного типа, как кружки, салоны; общества различной направленности: музыкальные, литературные, спортивные, театральные. Эти салоны и кружки были как узкосословными (дворянские, купеческие), так и более открытыми, особенно в провинции, где и подобные объединения входили представители местной интеллигенции и разночинцы.
Со второй половины XIX в. активно развиваются клубы в офицерской среде. В Москве был знаменитый клуб-гостиная офицеров Измайловского полка «Измайловские досуги», который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. В конце XIX в. - начале XX в. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам: любителей балета, литературы, музыки, спорта (большой теннис, конный спорт). В этот же период активизируется выпуск периодических изданий - газет, журналов, альманахов. Это способствовало появлению театральных самодеятельных трупп и кружков.
В крупных городах России создаются профессиональные сословные и внесословные клубы, объединившие широкие слои горожан. Их деятельность в основном состояла из организации проведения свободного времени «с удовольствием, приятностью и пользой».
В начале XX в. расширяется сеть образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные школы, образовательные курсы, народные университеты), параллельно им создаются самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих». С нарастанием революционного движения общественные объединения стали использоваться для пропаганды политических взглядов и идей.
После Февральской революции 1917 г. с большей активностью создаются «общества самообразования», где большое внимание уделялось таким формам работы, как литературные вечера, концерты, спектакли, лекции, кружки. В 1906 г. создаются детские кружки и клубы по интересам. Примерно в этот же период развиваются общественные объединения представителей интеллигентных профессий: врачей, художников, литераторов и др.
Революционные преобразования в нашей стране в 1917 г. внесли существенные изменения в процесс развития любительских объединений. Они коренным образом изменили содержание их деятельности. Большая роль отводилась пропаганде новой идеологии, антирелигиозной деятельности, изучению партийных документов, политическому воспитанию. Создаются политшколы, кружки политических информации, агиттеатры, агитбригады. Расширяются жанры художественной самодеятельности, появляются изостудии, самодеятельные оркестры, любительские оперные коллективы.
С началом Великой Отечественной войны (1941г.) почти вдвое сократилось количество клубных учреждений по сравнению с предвоенным периодом. Главным содержанием всех учреждений культуры стала тема патриотизма советских людей, пропаганда героических подвигов в тылу и на фронте. Основными направлениями деятельности учреждений культуры, в том числе и общественных, в годы войны стала: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом.
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей. Это связано с постоянным повышением образовательного уровня населения, улучшением жизненных условий, ростом доходов, развитием СМИ и телевидения, увеличением количества свободного времени.
Возрастает интерес к разного рода любительским занятиям, способствующим самообразованию: университеты культуры, школы и курсы по различным направлениям знаний. Большое количество людей включается в общественную деятельность.
К концу 50-х - началу 60-х годов относится возникновение первых общественных учреждений культуры: самодеятельные театры, оркестры, хоры, народные филармонии. Началась как бы новая волна развития любительского движения. В 1957 г. в Москве прошёл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это способствовало развитию широкого молодёжного движения, самых различных молодёжных объединений: клубов любознательных, интересных встреч, интернациональной дружбы, авторской песни, изобретателей и рационализаторов, весёлых и находчивых, кино- и фотостудий. Любительские объединения создаются при библиотеках, музеях, кинотеатрах. Расширяется профиль деятельности народных университетов: здоровья, повышения квалификации, по различным отраслям знаний.
В 70-е годы активно развивается культурно-массовая работа по месту жительства. Домоуправления выделяют помещения (красные уголки, кружковые комнаты) и площадки для самодеятельных досуговых занятий. Организаторами такой работы на местах были активисты-общественники, домовые комитеты, женсоветы.
В 80-е годы наблюдается снижение посещаемости учреждений культуры, происходит процесс «одомашнивания» досуга. Набирают силу неформальные молодёжные объединения, интенсивно развивается туризм с использованием собственных транспортных средств -авто, мото, вело и т. д.
Изменения политического строя в России в 90-е годы XX века принесли кризис в обществе, процесс социальной дифференциации общества, деление его на богатых и бедных. Это усилило потребность людей в объединении на почве общих интересов, увлечений, необходимости совместного решения социальных проблем.
Политизация общества до начала 90-х годов сменилась всеобщей коммерциализацией. Многие, кто не может и не хочет «вписываться» в существующий вариант рыночных отношений, ищут себе единомышленников, остро ощущают потребность в создании сообщества, где тебя понимают, где ты равен по социальному статусу, по духу, по образу жизни.
Таким образом, в отечественной истории (последнего периода) можно выделить следующие этапы становления и развития любительского движения:
- первый (до 60-х годов XX века) этап - стихийного возникновения любительских групп, осуществляющих свою деятельность в свободное время и несвязанную с профессией их членов. Это были в основном кружки технического творчества и художественной самодеятельности, агитбригады;
- второй этап - официального признания массовой любительской деятельности. В 1986 г. принято Положение о любительском объединении, клубе по интересам. На основании
этого Положения меняется правовой статус любительского
движения: оно становится социально-культурным движением, отмежевавшись от неформальных, альтернативных движений. Само же понятие «любительское объединение» идентично понятию «клуб по интересам»;
- третий этап связан с началом эксперимента по организации
всесоюзных объединений любительских клубов одного профиля с правом предоставления им юридического лица. Этот
эксперимент осуществлялся в 1988-1990 гг. Одной из задач
его проведения было создание Союза любителей с целью организации методического и координационного содействия
развитию любительства в стране;
- четвёртый этап связан с принятием Закона «Об общественных объединениях» (1995 г.). Этот закон отменяет Положение 1986 г., а любительские объединения, клубы по интересам теперь называются органами общественной самодеятельности и действуют наравне с такими общественными объединениями, как фонды, движения, союзы, ассоциации, общества.
Являясь органом общественной самодеятельности, клубное объединение должно рассматриваться как явление многофункциональное, где все стороны его деятельности теснейшим образом взаимосвязаны. Формирование культуры нравственной, эстетической, политической, правовой, экономической и т. д. является для клубного объединения наиглавнейшей задачей.
В практике общественно-организованного любительства сложились два вида деятельности:
- предметно-творческая (студии, кружки, коллективы, мастерские);
- деятельность, в основе которой лежит общение на почве общих интересов (это постоянно действующие гостиные, циклы встреч, бесед об искусстве и т. д.).
Часто в деятельности клубов по интересам эти два вида трудно отделить один от другого, потому что в процессе коллективного творчества формируется особая клубная атмосфера, каждый участник любительского объединения становится субъектом технологического процесса, вовлекается в социально-значимые программы, происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками, создаётся соответствующий эмоционально-психологический фон.
В основе классификации клубных объединений лежат особенности содержания и профиля их деятельности, характеристика состава участников. По содержанию работы клубы-общности могут быть политические, естественнонаучные, экологические, технические, спортивные, литературные, связанные с искусством. По функциям -это клубы, в основе деятельности которых лежит познание, творчество или общение. По демографическому признаку клубы могут быть молодёжные, детские, семейные, женские, ветеранов, пожилых людей, старшеклассников и т. д. По направлениям работы:
• профессиональные (художников, учителей и т. д.);
• художественно-творческие (друзей театра, творческой интеллигенции, книголюбов);
• спортивно-оздоровительные (туристические, народных игр и развлечений, знатоков футбола ...);
• семейно-бытовые (молодожёнов, многодетных, хозяюшек);
• коллекционно-собирательные (филателистов, нумизматов);
• культурно-досуговые (фольклорно-этнографические, диско-клубы, КВН);
• поисковые (краеведов, военно-патриотические, юных исследователей, путешественников);
• общественно-политические (политинформаторов, избирателей, философов);
• и другие.
Сложившиеся практика выработала разные пути создания клубных объединений:
- с помощью широкого информирования о намерении создать
клубное объединение (объявления, афиши, реклама, заметки
в газетах, радиоинформация, через Internet и т. д.);
- на основе постоянно действующих форм клубной работы:
кружков, студий, лекториев и т. д.;
- путём формирования информационной группы (актива объединения, клуба), вовлечения участников в активную деятельность, организованную таким образом, чтобы случайный интерес постепенно перешёл в устойчивое увлечение-занятие.
Обязательным условием создания клубного объединения должен быть процесс самовыстраивания «снизу» по инициативе самих участников и на основе их интересов и потребностей.
Современное любительское объединение - клуб-общность - это новый вид социальной экологии и духовности. Именно потребность в поддержке, защите, отстаивании своих интересов стала основой активного роста социальных клубов сегодня.
Объединяются ветераны, пожилые люди, чтобы совместно искать пути решения многих социальных проблем, для разработки программ социальной самозащиты и адаптации.
Для защиты своих прав, решения семейных проблем создаются клубы, объединяющие родителей, имеющих детей-инвалидов, объединяются многодетные семьи.
Множество молодёжных проблем способствует созданию самых различных молодёжных объединений: подростковые, молодежные клубы, видеоклубы, студии авторской песни.
Разрушение жёсткого идеологического каркаса, на котором строились нормы жизни и ценностные ориентации, способствовало возникновению новых формирований - национальных общностей. С целью сохранения культуры своего народа (языка, традиций, обрядов) создаются фольклорно-этнографические.
Клубы по интересам, любительские объединения всегда реагировали на политическую обстановку в стране, на социальное положение людей, что естественно отражалось на их деятельности.
Социальная значимость любительских объединений состоит в том, что, удовлетворяя интересы людей, их деятельность направлена на культурное развитие личности, на решение социальных проблем человека. В любительском объединении, осуществляющем коллективную досуговую деятельность, происходит развитие способностей человека, развитие его социальной активности и творческого потенциала. Участие в работе любительских объединений помогает человеку добиться больших успехов, более высокого мастерства и более яркого проявления своих возможностей, чем в профессиональной деятельности.
Клуб-общность не только удовлетворяет эстетические и духовные потребности человека, но и формирует их, создаёт условия для наиболее полной самореализации личности.
В последнее десятилетие XX века в России появились нетрадиционные, организации, основной принцип которых - отказ от финансовой поддержки со стороны государства. Они осуществляют свою деятельность за счет добровольных пожертвований своих сторонников.
В современную и перспективную модель социально-культурной .сферы наряду с государственными структурами, где долгое время преобладало административно-командное начало, органично вписывается самоуправляемый, саморазвивающиеся частный (коммерческий) сектор, представленный множеством фирм, компаний, предприятий, акционерных обществ и товариществ. Вместе с государственными звеньями этот сектор активно включился в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.
Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он, достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентации на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и закрывать экономически выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на разные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, клубов с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.
Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в частной социально-культурной сфере являются:
- реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
- диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное «давление» на социокультурную среду;
- решение досуговых проблем методом проб и ошибок, а не путем разрушения и переделки сложившегося культурного окружения.
Досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости для представителей делового мира, финансируется за счет частных вкладов и членских взносов. Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить оплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных, - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.
Существует целый ряд разновидностей предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько частные организации. Сюда относятся:
- оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ; мониторинг социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования; отбор программ и проектов для финансирования по заказам;
- посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей для обеспечения финансовой и иной поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, учреждение дочерних фирм, малых предприятий и т.д.;
- развитие и укрепление материальной базы, оказание помощи
социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, полиграфических заказов; транспортные услуги;
интенсивная подготовка и переподготовка кадров;
- развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-
культурной сфере; участие в организации и финансировании между
народных детских, молодежных и иных возрастных программ социально-
культурного профиля.
Многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений включает в себя множество направлений; шоу-бизнес, финансирование многих рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников; создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов,, дискотек; производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т.д.
Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов.
К важной сфере СКД, где частный (коммерческий) сектор проявляет особенную активность, следует отнести курортный и туристический бизнес и тесно связанное с ним развитие гостиничного и ресторанного дела, (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристских баз и кемпингов и т.д.), производство спортивного и туристического снаряжения.
Лекция № 19. Отраслевые учреждения и организации.